Методическая разработка урока алгебры в 7 классе. Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
методическая разработка по алгебре (7 класс)

Соловьёва Вера Алексеевна

Вывод формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Применение этих формул при решении заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»

Формулы квадрата суммы и квадрата разности

двух выражений.

Алгебра-7 класс.

(конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Соловьёва Вера Алексеевна

учитель математики

1 квалификационная категория

Класс: 7.    Учебник: А. Г. Мордкович.  Продолжительность урока: 40 минут.

Тема: «Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений».

Цели урока:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Организовать деятельность учащихся на самостоятельный вывод формул квадрата суммы и квадрата разности;

выработать навыки возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;

закрепить буквенную запись формул квадрата суммы и квадрата разности и их словесные формулировки;

выработать умение применять формулы квадрата двучлена для преобразования квадрата суммы или разности в трехчлен вида a2± 2ab + b2;

  • РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие грамотной устной и письменной  математической речи, формирование языка и аппарата математики;

повышение познавательной активности учащихся в учебном процессе, интереса к предмету, логического мышления;

развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки;  развитие зрительной памяти.

  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога;

воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и своих товарищей;

формирование навыков самоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;

эстетическое формирование личности учащегося;

Задачи:

а)

провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

б)

систематизировать материал по данной теме.

в)

развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность

г)

выработать критерии оценки своей работы, умение анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично –

                 поисковый.

Форма урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор,  магнитная доска, МКТ, презентация к уроку,

                              карточки, интерактивная доска.

                           План  урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Изучение нового материала:
  • Постановка проблемы;
  • Вывод формул;
  • Геометрическая интерпретация;
  • Первичное закрепление;
  • Работа с учебником;
  • Выявление проблемных вопросов;
  • Проверочная работа (закрепление);
  • Игра «Домино»;
  • Работа с учебником № 859;
  • Подведение итогов урока;
  • Домашнее задание, оценки за урок.

Ход урока:

  • Организационный момент.

Сегодня у нас с вами необычный урок, вы должны самостоятельно научиться выводить формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Ну и конечно применять их для преобразования квадрата суммы или разности в трехчлен вида a2± 2ab + b2;

 В процессе урока вы должны: закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания.

Главная задача: показать, как вы усвоите ФСУ и как научитесь их применять для вычислений значений выражений наиболее рационально.

  • Актуализация знаний:

Работаем устно, закрепляем пройденный материал ранее и проверяем как вы справились с домашним заданием.

Слайд.       1). Найдите квадрат выражения:

                       а) 3а

                       б) -5

                       в) 0,2с

                       г) 3/5у

Слайд.     2. Найти удвоенное произведение выражений:

                      А) 2 и 1

                      Б) х и 3

                      В) 4 и у

                      Г) 5 и 2а

Слайд.     3. Представить в виде удвоенного произведения  двух выражений.

                  Однозначно ли такое представление?

                      а) 8у

                      б) 6х

                      в) 4ав                г) 12ху

Слайд.     4. Прочитайте выражение:

                     А) а 2 + в2

                     Б) (х-у)(х+у)

                     В) х 2 – у2

                     Г) (а+в)2

                     Д) (а-в)2       

Ребята! Давайте посмотрим на два последних выражения и ещё раз скажем как их прочитать?  Можно ли  их преобразовать в многочлен?

  • Постановка проблемы.  

Можно ли  выражения (а+в)2   и  (а-в)2  преобразовать в многочлен?

  • Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы с вами и должны решить проблему: Как представить квадрат суммы и квадрат разности в  виде многочлена?

А сейчас открыли тетради и записали тему урока:

«Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»

И я хочу, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активны.

Цель урока: научиться представлять квадрат суммы и квадрат разности двух выражений в виде многочлена.

Посмотрите внимательно на слайды и выполните умножение двучленов и проанализируйте  результат:

Слайд.  Выполнить умножение двучленов.   

             1 вариант:                                 2 вариант:  

           1). (а+в)(а+в)                                1). (х+у)(х+у)

           2). (с+d)(c+d)                                 2). (m+n)(m+n)

           3). (x+3)(x+3)                                 3). (a+2)(a+2)

Учитель: Обратите внимание на левую часть. Как по другому записать это произведение?

(ученики отвечают, а учитель записывает на доске)

Слайд. Давайте заменим (а+в)(а+в)=(а+в) 2 = а2 + 2ав + в2  

И сделаем вывод, как можно прочитать эту формулу?

  • Вывод формулы.

Слайд. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение  первого и второго выражения, плюс квадрат второго            выражения.  

Слайд. Как записать эту формулу с помощью условных

             знаков?          (      +     )2 =     2 + 2                +      2      

  • Геометрическая интерпретация.

 Алгебра тесно связана с геометрией. Рассмотрим геометрический смысл этой формулы.

Слайд. Геометрический смысл формулы квадрата суммы двух выражений.

(учитель обьясняет) а2 +     в2   +  ав +  ав = а2 + 2ав + в2   = (а+в) 2

                     в

                     а

                                  а               в      

                                                     а                   в    

                                                     а                     в

 Сделаем вывод…..   

 Продолжаем работу по вариантам.         

Слайд. Представить в виде многочлена, выполнить умножение двучленов.

       1 вариант.                          2 вариант.

  1. (а-в)(а-в)                               1. (х-у)(х-у)
  2. (с-d)(c-d)                               2. (m-n)(m-n)
  3. (х-3)(х-3)                               3. (а-2)(а-2)

Проверяем……Записываем на доске ответы……

Обратите внимание на левую часть, Как по другому записать произведение?

Слайд. Заменим (а-в)(а-в)= (а-в)2 = а2 – 2ав + в2 

ВЫВОД: Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус

                удвоенное произведение  первого и второго выражения, плюс квадрат второго  

                выражения.

Слайд. Посмотрим как записать эту формулу с помощью условных знаков.

     (      -        )2 =     2 – 2          +      2  

Слайд.  Геометрический смысл этой формулы. (Обьясняет учитель)

                                 в                                      

                           а

                                                          в                                                  

Сделаем вывод…                           а

  • Первичное закрепление.                                         

Слайд. УСТНО. Выберите правильные ответы к выражениям.

  1. (8+а)2                            3. х 2 – 2хm + m2
  2. (2-х)2                             1. 64 – 16 а + а 2
  3. (х-m)2                            4.  п 2 + 2вп + в2
  4. (п+в)2                             2.  4- 4х + х 2     

Слайд.  Какие ошибки допущены в примерах.

  Формула – эталон:   (а-в)22-2ав+в2      и      (а+в)22+2ав+в2

(а-в)22-2ав+в                                                    

(а-в)22-  ав+в2

(а-в)22+2ав-в2

(а-в)22-2ав-в2

(а+в)2=а+2ав+в2

(а+в)22+2ав-в2

(а+в)22-2ав-в2

(а+в)22+ав+в2

Слайд. (Письменно) 1).Представить в виде многочлена. 2).Упростить выражения.

Слайд.  Физминутка.   Игра «Домино».

У каждого ученика на столах карточки. По порядку встаем и находим у доски свой ответ. Магнитом приклеиваем на доску. Чей ряд быстрее!

Карточки выложить так, чтобы выражения были тождественно равными.

                                   

  1. (а-2)2                               16-8в+в2
  2. (х+у)2                              25+10с+с2
  3. (4-в)2                               а2-4а+4
  4. (m+3)2                             1-2а+а2
  5. (5+с)2                               х2+2ху+у2 
  6. (2+х)2                              3в+12в+в2
  7. (1-а)2                                m2+6m+9
  8. (6+в)2                               m2-2my+y2
  9. (n+a)2                               4+4x+x2  
  10. (m-y)2                               n2+2an+a2  
  11. (c-d)2                                c2-2cd+d2
  12. (2x-1)2                             25x2+20x+4
  13. (4+3y)2                            36-24a+4a2
  14. (5x+2)2                            4x2-4x+1
  15. (6-2a)2                             16+24y+9y2
  16. (2a+3b)2                           4a2+12ab+9b2
  • Работа с учебником.

Стр: 140 . Правило.   Пример 1.   Устно разбираем.

Учитель: Ребята! Обсудите в парах, какие вопросы вам хотелось бы мне задать?

  • Проверочная работа. Работа по учебнику. №859. стр: 142.
  • Выявление проблемных вопросов.
  • Подведение итога урока. Выставление оценок.

1). С какими новыми формулами мы сегодня познакомились?

2). Что нового узнали на уроке?

3). С какими трудностями вы сегодня встретились?

4). На что следует обращать внимание при применении формул     (а+в)22+2ав+в2

                    (а-в)22-2ав+в2

  • Домашнее задание. Комментарии.  п.31  № 860 (аб), №863 (вг), № 866 (аб).
  • Рефлексия. Оцените свою включенность в урок, используя один смайлик, отвечая на вопрос: как вы поработали сегодня на уроке?
  • Дополнительное задание.  Игра «Эстафета».

Вставить пропущенное число или букву.

(а  +         )2 =         2 +2        в + в2                           (          - c)2 =  4  –  4c  +           2     

(        + в)2 =  а2 +   2а           +               2                            (          - 3)2 =           2 –  6a  +  9                    

                                                                                             

( m +         )2  =   m2  - 20m  +         2                                         (5 +         ) 2 =          +          +  81          

                                                                                       

Литература:

  1. А.Г.Мордкович Алгебра-7 класс учебник в двух частях. Изд.,Мнемозина., Москва 2010г
  2. Дидактический материал. Л.А.Александрова Алгебра 7класс. Самостоятельные работы. Изд. Мнемозина., Москва 2011г
  3. Урок в современной школе 5-11 классы изд. Учитель 2011г
  4. В помощь преподавателю .Уроки учительского мастерства 5-11 классы.изд.Учитель., 2009г
  5. Методическое пособие для учителя 7-9 класс А.Г.Мордкович изд. Мнемозина., Москва 2010г
  6. Собственный опыт составления презентаций и разработки уроков.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алябьевская средняя общеобразовательная школа» Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Алгебра-7 класс. Соловьёва Вера Алексеевна учитель математики 1 квалификационная категория

Слайд 2

Алгебра-7 класс Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений..

Слайд 4

а) 3а б) -5 в) 0,2 г) 3/5 у а) 9а 2 б) 25 в) 0,04 г) 9/25 у 2

Слайд 5

а) 2 и 1 б) х и 3 в) 4 и у г) 5 и 2а а) 4 б) 6х в) 8у г) 20а

Слайд 6

а) 8у б) 6х в) 4ав г) 12 m n а) 2∙ 4 ∙ у б) 2 ∙ 3 ∙ х в) 2 ∙ 2а ∙ в г) 2 ∙ 6 m ∙ n

Слайд 7

а) а 2 +в 2 б) (х-у)∙(х+у) в) х 2 - у 2 г) (а + в) 2 д) (а - в) 2

Слайд 8

Цель урока: * научиться представлять квадрат суммы и квадрат разности двух выражений в виде многочлена. (а + в) 2 Тема урока: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. (а - в) 2

Слайд 9

1 вариант 1. (а+в)∙(а+в) 2. (с+ d )∙(с +d ) 3 . (х+3)∙(х+3) 2 вариант 1. (х+у)∙(х+у) 2. ( m+ n )∙( m+ n ) 3. (а+2)∙(а+2)

Слайд 10

1 вариант 1. (а+в)∙(а+в) =а 2 +2ав + в 2 2. (с+ d )∙(с+ d ) = с 2 + 2с d + d 2 3. (х+3)∙(х+3) =х 2 + 6х + 9 2 вариант 1. (х+у)∙(х+у) =х 2 +2ху+у 2 2. ( m + n )∙( m+ n )= m 2 +2mn + n 2 3. (а+2)∙(а+2)=а 2 +4а + 4

Слайд 11

* Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения. (a+ в )( а+в ) = (а+в) 2 (а+в) 2 = а 2 + 2∙а∙в + в 2

Слайд 12

Геометрический смысл формулы: (а+в) 2 = а 2 +2ав+в 2 а · в а · в В 2 а 2 в а а в а›0 в›0 а · в

Слайд 13

Формула квадрат суммы с помощью условных знаков. ( + ) 2 = 2 + 2 + 2

Слайд 14

1 вариант 2 вариант (а-в)·(а-в) 1. (х-у)·(х-у) (с- d )·(с- d ) 2 . ( m-n )· (m-n) ( х-3 )· (х-3) 3. (а-2)·(а-2) ·

Слайд 15

Решение: 1 вариант: 2 вариант: 1. (а-в)(а-в)=а 2 -2ав+в 2 . 1 . (х-у)(х-у)=х 2 -2ху+у 2 2. (с- d ) (c-d)=c 2 -2cd+d 2 2. ( m-n ) (m-n)=m 2 -2mn+n 2 3. (х-3)(х-3)=х 2 -6х+9 3. (a-2)(a-2)=a 2 -4a+4

Слайд 16

(а-в)(а-в)= (а-в) 2 =а 2 -2ав+в 2 (а-в) 2 =а 2 -2ав+в 2 * Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения.

Слайд 17

Геометрический смысл формулы: (а-в) 2 =а 2 -2ав+в 2 в в а а а>в а>0 в>0

Слайд 18

Формула квадрат разности с помощью условных знаков: ( - ) 2 = 2 – 2 + 2

Слайд 19

Устно: выберите правильные ответы к выражениям. 1. (8+а) 2 х 2 -2х m + m 2 2. (2-х) 2 64-16а+а 2 3. (х- m ) 2 n 2 +2n в+в 2 4. ( n+ в) 2 4-4х+х 2

Слайд 20

Найти ошибки допущенные в примерах. Формулы-эталон: (а-в) 2 =а 2 -2ав+в 2 (а+в) 2 =а 2 +2ав+в 2 (а-в) 2 =а 2 -2ав+в (а-в) 2 =а 2 - ав+в 2 (а-в) 2 =а 2 2ав в 2 (а-в) 2 =а 2 - 2ав в 2 (а+в) 2 =а +2ав+в 2 (а+в) 2 =а 2 +2ав в 2 7. (а+в) 2 =а 2 2ав в 2 8. (а+в) 2 =а 2 + ав + в 2 2 2 + - - + 2 - + - - + + 2 Физминутка

Слайд 21

Письменно. Представить в виде многочлена: (8-у) 2 1. 64-16у+у 2 (5х- 1) 2 2. 25х 2 -10х+1 (х+7) 2 3. х 2 +14х+49 (3у+2) 2 4. 9у 2 +12у+4 5. (2а+3в) 2 5. 4а 2 +12ав+9в 2 Упростите: 1. (у+2а) 2 1. у 2 +4ау+4а 2 2. (5у-х) 2 2. 25у 2 -10ху+х 2 3. (с+1) 2 3. с 2 +2с+1 4. (3а-7) 2 4. 9а 2 -42а+49

Слайд 22

Отметить знаком верные выражения: 1. а 2 +в 2 -2ав = (а-в) 2 2. m 2 +2 mn-n 2 = ( m - n ) 2 3. 2 pt-p 2 –t 2 = (p-t) 2 4 . 2 cd+ c 2 +d 2 = (c+d) 2 5 . 2ху+х 2 +у 2 =(х+у) 2 + + + + +

Слайд 23

№ 859 стр: 142

Слайд 24

Игра «Эстафета». Вставить пропущенное число или букву. (а + ) 2 = 2 + 2 в + в 2 ( -в ) 2 = а 2 - 2а + 2 ( m - ) 2 = m 2 – 20m + ( + 3) 2 = 2 + 6m + 9 ( - с) 2 = 4 – 4с + 2 в а а а в в 10 100 m m 2 c

Слайд 25

Домашнее задание: п. 31. № 860 аб № 863 вг № 866 аб С п а с и б о за урок!

Слайд 26

Рефлексия.

Слайд 27

Физминутка - игра «Домино» Карточки выложить так, чтобы выражения оказались тождественно равными: 1. (а-2) 2 16-8в+в 2 (3) 2. (х+у) 2 25+10с+с 2 (5) 3. (4-в) 2 а 2 -4а+4 (1) 4. ( m+3) 2 1-2а+а 2 (7) 5. (5+с) 2 х 2 +2ху+у 2 (2) 6. (2+х) 2 36+12в+в 2 (8) 7. (1-а) 2 m 2 +6m+9 (4) 8. (6+в) 2 m 2 -2my+y 2 (10) 9. ( n+a ) 2 4+4x+x 2 (6) 10. (m-y) 2 n 2 +2an+a 2 (9) 11. (c-d) 2 c 2 -2cd+d 2 (11) назад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.

Урок -объяснение на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс....

План-конспект урока "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений" с применением ЦОР

Конспект урока алгебры 7 класс "Квадрат суммы и квадрат разности разработан с применением цифровых образовательных ресурсов. Урок проходит в компьютерном классе, каждый ученик работает за ПК. ЦОР прим...

Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»

Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»...

Урок алгебры по теме "Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений"

Первый урок в данной теме. На уроке использован тест, созданный учителем в программе MyTestX. Урок длится 30 минут....

Урок по алгебре по теме : "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"

Презентация по алгебре  по теме: "Квадрат суммы и квадрат  разности  двух выражений"...

конспект и презентация урока алгебры 7 класс по теме "Квадрат суммы и разности двух выражений"

Конспект открытого урока с применением технологии проблемного обучения...