Метель в жизни литературных героев
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Цыкунова Виктория Анатольевна

Урок интеграции учебного материала , объединенного темой "метели", позволяет раскрыть переживания героев, связанные не только с природным явлением "метель", но и с историческими событиями "мятежом", способными изменить жизнь героев литературных произведений. Предметом анализа являются произведения А,С, Пушкина: "Метель", "Капитанская дочка", музыкальные произведения и картины художников, отражающие данное природное явление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metel_v_zhizni_literaturnykh_geroev.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Метель» в жизни литературных героев.

Тип урока: нестандартный урок, интеграция художественного материала.

Форма урока: урок-размышление.

Идея урока: От мели к мятежу, от природной стихии к социальной, влияние стихий на судьбу человека.

Цели и задачи:

1) Через анализ на уровне слова, через деталь в художественном произведении прийти к пониманию взаимосвязи, взаимообусловленности природы и человека (этико-философские сведения о добре и зле. Человеке и природе; теоретико-литературоведческие понятия: пейзаж, сюжет, олицетворение).

2) формировать ассоциативное, образное мышление, личностное восприятие прочитанного, дать возможность практически осознать единство музыки, живописи, художественного слова.

3) Воспитывать чувство гордости за родной язык, его самобытность, своеобразие, желание беречь богатство и красоту русской речи.

Знания: фактического материала, теоретико-литературоведческих терминов;

Умения: оперировать теоретическим материалом применительно к конкретной языковой ситуации.

Навыки: художественного чтения, аналитического мышления, творческого воображения.

Структура урока:

  1. тема
  2. Произведение для обсуждения
  3. Эпиграф
  4. Проблемный вопрос
  5. Размышление о прочитанном
  6. Вывод
  7. Творческое задание

Каждый дидактический момент «работает» на вывод – конечный результат урока.

Межпредметные связи:

1) Музыка: Г. Свиридов «Тройка» П. Мориа

2) Живопись: репродукции картин русских художников.

Внутрипредметные связи: художественные тексты одного автора тематически связанные.

ТСО: Магнитофон, проигрыватель

Оборудование: таблицы, выставка книг Пушкина, репродукции картин, тексты.

Демонстрация (примеры)

Подбор однокоренных слов

Работа с

Природа

природа

природа

Работа с текстом «Капитанская дочка»

Фонозапись «Буран в степи»

Озвучивает иллюстр. И. Васильев

«На тройке»

Тема: «Метель» в жизни литературных героев.

Произведения для обсуждения:

1) Пейзажная лирика

2) А.С. Пушкин «Метель»

3) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф:

Вьюга мне слипает очи

Все дороги занесло:

Хоть убей следа не видно,

Сбились мы. Что делать нам?

Проблемный вопрос: Какое влияние оказала «метель» на судьбы пушкинских героев?

Размышление над прочитанным, через личностное восприятие прочитанного к выводу.

Для чего в художественном произведении пейзаж?

Известно что слово существует в

     !              !             !                    Видеть

цвете      запахе    графике ====>Слышать

                                                        Ощущать

Если бы вам пришлось иностранцу объяснить значение слова метель, как бы вы объяснили?

Обратимся к словарю Ожегова. Сравним толкование этого слова с нашим вариантом.

А теперь, я произношу слово «метель»

цвет     ? (белый, серый)

запах   ? ( свежести, снега)

видите ? (какие зрительные образы) рисуют

слышите ? (попробуем вообразить)

ощущаете ? (страх и восторг) Так бывает?!

(в таблицу на вывод ==========>

А теперь попытайтесь графически изобразить, что вы видите при произнесении слова «метель». Поможет вам музыка Г. Свиридова, которую он написал специально для пушкинской повести «Метель».

Обратимся к поэтическим строкам о метели

«Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя»

- Какими художественными средствами пользуется поэт?

Олицетворение  - уподобление неживого предмета живому существу.

Вывод: Природная стихия очеловечивается.

Метель – метет – сметает – заметает - вносит смятение.

Так и душа человеческая, когда неспокойна – мечется.

Обратившись к тексту повести «Метель», поищем аналогии состояния природы состоянию человеческой души.

МАША

….на дворе была метель       !

ветер выл, ставни тряслись и! молодая

стучали - все казалось –        !

угрозой и печальным            ! преступница

предзнаменованием              !

ВЛАДИМИР

Метель не утихала и небо не прояснилось (как человек, приговоренный к смерти)

Бурмин

Ужасная метель (непонятное беспокойство)

Маша

           Метель               Бурмин

Владимир

Вывод: Вмешавшись в судьбы героев своей непредсказуемостью метель внесла неразбериху в их жизни, перемешала, перепутала но, в конце концов привела к счастью, соединив любящие сердца: разъединив соединила.

Нестабильность в природе соответствует нестабильности состояния человеческой души.

Известно, что человек, как личность, формируется под влиянием окружающей среды: социальной и природной.

Вернемся к записи однокоренных слов.

Метель – метет – заметает – вносит смятение – паническая растерянность, тревога.

---МЯТЕЖ – как высшая форма состояния мятежной души.

ВЫВОД: Нам удалось «связать» понятия природной и социальной стихий.

МЕТЕЛЬ – МЯТЕЖ

«Вожатый» - символизирует мятеж и, как контраст состоянию природы спокоен.

Как метель испытывает человека на стойкость, так и вождь мятежников – Пугачев, испытывает душевную крепость Гринева, ставя его в ситуацию выбора.

Подобных испытаний не выдерживает Швабрин, ставший на путь предательства.

«Береги честь смолоду» - вот нравственный стержень Петра Гринева.

Вывод: Вся история приключений Гринева мотивирована обстоятельствами встречи его с Пугачевым во время бурана.

Под влиянием мятежных начал, стихий: природной и социальной, формируется его характер.

Вывод по уроку:

Творческое задание: «Как сложилась бы жизнь литературных героев, если бы в ней не было «метели»?»

Цель: определить круг произведений для обсуждения.

Задача: знание текстов

Цель: выход на проблемный вопрос

Цель: Постановка проблемы

Ответы учащихся.

Работа с таблицей

Ответы учащихся

Цель: включить в работу каждого, желание высказаться

Страх

      ↑

Метель

       ↓

Восторг

Цель: самовыражение, индивидуализация во творчество каждого!!!

Цель: связать природное явление с состоянием души человека.

Душа

Душа

Душа

Разлучает

         ↑

Метель

       ↓

Соединяет

Цель: связать понятие природной и социальной стихий

Текст в исполнении мастеров художественного слова.

Покой

Гибель

Метель

Спасение

Смятение

Формируют учащиеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Интеллектуальный марафон. Памятники литературным героям

Материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках предметной недели...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"

quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...

Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.

Урок «Путь героя»,  позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...