Метель в жизни литературных героев
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок интеграции учебного материала , объединенного темой "метели", позволяет раскрыть переживания героев, связанные не только с природным явлением "метель", но и с историческими событиями "мятежом", способными изменить жизнь героев литературных произведений. Предметом анализа являются произведения А,С, Пушкина: "Метель", "Капитанская дочка", музыкальные произведения и картины художников, отражающие данное природное явление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metel_v_zhizni_literaturnykh_geroev.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Метель» в жизни литературных героев.
Тип урока: нестандартный урок, интеграция художественного материала.
Форма урока: урок-размышление.
Идея урока: От мели к мятежу, от природной стихии к социальной, влияние стихий на судьбу человека.
Цели и задачи:
1) Через анализ на уровне слова, через деталь в художественном произведении прийти к пониманию взаимосвязи, взаимообусловленности природы и человека (этико-философские сведения о добре и зле. Человеке и природе; теоретико-литературоведческие понятия: пейзаж, сюжет, олицетворение).
2) формировать ассоциативное, образное мышление, личностное восприятие прочитанного, дать возможность практически осознать единство музыки, живописи, художественного слова.
3) Воспитывать чувство гордости за родной язык, его самобытность, своеобразие, желание беречь богатство и красоту русской речи.
Знания: фактического материала, теоретико-литературоведческих терминов;
Умения: оперировать теоретическим материалом применительно к конкретной языковой ситуации.
Навыки: художественного чтения, аналитического мышления, творческого воображения.
Структура урока:
- тема
- Произведение для обсуждения
- Эпиграф
- Проблемный вопрос
- Размышление о прочитанном
- Вывод
- Творческое задание
Каждый дидактический момент «работает» на вывод – конечный результат урока.
Межпредметные связи:
1) Музыка: Г. Свиридов «Тройка» П. Мориа
2) Живопись: репродукции картин русских художников.
Внутрипредметные связи: художественные тексты одного автора тематически связанные.
ТСО: Магнитофон, проигрыватель
Оборудование: таблицы, выставка книг Пушкина, репродукции картин, тексты.
Демонстрация (примеры) Подбор однокоренных слов Работа с Природа природа природа Работа с текстом «Капитанская дочка» Фонозапись «Буран в степи» Озвучивает иллюстр. И. Васильев «На тройке» | Тема: «Метель» в жизни литературных героев. Произведения для обсуждения: 1) Пейзажная лирика 2) А.С. Пушкин «Метель» 3) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Эпиграф: Вьюга мне слипает очи Все дороги занесло: Хоть убей следа не видно, Сбились мы. Что делать нам? Проблемный вопрос: Какое влияние оказала «метель» на судьбы пушкинских героев? Размышление над прочитанным, через личностное восприятие прочитанного к выводу. Для чего в художественном произведении пейзаж? Известно что слово существует в ! ! ! Видеть цвете запахе графике ====>Слышать Ощущать Если бы вам пришлось иностранцу объяснить значение слова метель, как бы вы объяснили? Обратимся к словарю Ожегова. Сравним толкование этого слова с нашим вариантом. А теперь, я произношу слово «метель» цвет ? (белый, серый) запах ? ( свежести, снега) видите ? (какие зрительные образы) рисуют слышите ? (попробуем вообразить) ощущаете ? (страх и восторг) Так бывает?! (в таблицу на вывод ==========> А теперь попытайтесь графически изобразить, что вы видите при произнесении слова «метель». Поможет вам музыка Г. Свиридова, которую он написал специально для пушкинской повести «Метель». Обратимся к поэтическим строкам о метели «Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя» - Какими художественными средствами пользуется поэт? Олицетворение - уподобление неживого предмета живому существу. Вывод: Природная стихия очеловечивается. Метель – метет – сметает – заметает - вносит смятение. Так и душа человеческая, когда неспокойна – мечется. Обратившись к тексту повести «Метель», поищем аналогии состояния природы состоянию человеческой души. МАША ….на дворе была метель ! ветер выл, ставни тряслись и! молодая стучали - все казалось – ! угрозой и печальным ! преступница предзнаменованием ! ВЛАДИМИР Метель не утихала и небо не прояснилось (как человек, приговоренный к смерти) Бурмин Ужасная метель (непонятное беспокойство) Маша Метель Бурмин Владимир Вывод: Вмешавшись в судьбы героев своей непредсказуемостью метель внесла неразбериху в их жизни, перемешала, перепутала но, в конце концов привела к счастью, соединив любящие сердца: разъединив соединила. Нестабильность в природе соответствует нестабильности состояния человеческой души. Известно, что человек, как личность, формируется под влиянием окружающей среды: социальной и природной. Вернемся к записи однокоренных слов. Метель – метет – заметает – вносит смятение – паническая растерянность, тревога. ---МЯТЕЖ – как высшая форма состояния мятежной души. ВЫВОД: Нам удалось «связать» понятия природной и социальной стихий. МЕТЕЛЬ – МЯТЕЖ «Вожатый» - символизирует мятеж и, как контраст состоянию природы спокоен. Как метель испытывает человека на стойкость, так и вождь мятежников – Пугачев, испытывает душевную крепость Гринева, ставя его в ситуацию выбора. Подобных испытаний не выдерживает Швабрин, ставший на путь предательства. «Береги честь смолоду» - вот нравственный стержень Петра Гринева. Вывод: Вся история приключений Гринева мотивирована обстоятельствами встречи его с Пугачевым во время бурана. Под влиянием мятежных начал, стихий: природной и социальной, формируется его характер. Вывод по уроку: Творческое задание: «Как сложилась бы жизнь литературных героев, если бы в ней не было «метели»?» | Цель: определить круг произведений для обсуждения. Задача: знание текстов Цель: выход на проблемный вопрос Цель: Постановка проблемы Ответы учащихся. Работа с таблицей Ответы учащихся Цель: включить в работу каждого, желание высказаться Страх ↑ Метель ↓ Восторг Цель: самовыражение, индивидуализация во творчество каждого!!! Цель: связать природное явление с состоянием души человека. Душа Душа Душа Разлучает ↑ Метель ↓ Соединяет Цель: связать понятие природной и социальной стихий Текст в исполнении мастеров художественного слова. Покой Гибель Метель Спасение Смятение Формируют учащиеся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
Конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему: "Портрет литературного героя"
Учебное занятие с применением ИКТ....
Интеллектуальный марафон. Памятники литературным героям
Материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках предметной недели...
Литературная игра " По следам литературных героев"
Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...
Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"
quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...
Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.
Урок «Путь героя», позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...