Конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему: "Портрет литературного героя"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 11 класс) по теме

Учебное занятие с применением ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portlitgeroya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

        по основам изобразительного искусства (рисунку)

для профессии начального профессионального образования

 «Художник по костюму»

Тема:                                                      «Портрет литературного героя»

Учебное занятие        обобщения и закрепления изученного.

Вид занятия:        выполнение творческих работ.

Тип урока:        учебное занятие контрольного типа.

Цели:

предметные:        проверка качества усвоенных ЗУН по теме: «Рисование портрета», повторение изученных литературных произведений; закрепление положительных результатов комплекса предыдущих учебных занятий;

развивающие:         содействие дальнейшему развитию самостоятельной активности учащихся и творческого отношения к поиску решения заданий; развитие логического мышления и воображения учащихся;

воспитательные:        содействие дальнейшему формированию художественно-эстетического вкуса учащихся;

        формирование самостоятельности суждений учащихся, их целеустремлённости, ответственности, отзывчивости

        на прекрасное в искусстве и в повседневной жизни.

Задача:        составление портретной характеристики литературного героя, поиск линейной композиции, отражающей характер литературного героя и выполнение рисунка по представлению.

Методы и методические приёмы:        метод соревнования, поощрения, индивидуального опроса, демонстрации, наглядно-иллюстративный; беседа как методический приём при обсуждении творческих работ учащихся.

Структура учебного занятия:        1). Организационное начало (1 мин);

        2). Вступительное слово педагога (9 мин);

        3). Ознакомление с темой учебного занятия. Объяснение целей проверки и инструктаж по организации учебного занятия (3 мин);

        4). Самостоятельная работа учащихся – выполнение творческих работ (20 мин);

5). Подведение итогов и закрепление положительных результатов учебного занятия (10 мин);

6). Рефлексия (1 мин);

7). Окончание учебного занятия (1 мин).

Оборудование:

  для преподавателя:        1. записи музыкальных произведений,

          2. репродукции работ художников,

        3. компьютерная программа для составления фоторобота.

Для учащихся:        лист бумаги формата А4, маркер или фломастер.

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационное начало:         Взаимное приветствие.

Проверка готовности учащихся к учебному занятию.

2. Вступительное слово педагога:

(Преподаватель демонстрирует стакан, наполненный камешками.)

Педагог. Скажите, пожалуйста, стакан полный?

(Учащиеся отвечают утвердительно. Преподаватель берёт ёмкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан.)

Значит, стакан был неполный?

(Учащиеся соглашаются с этим.)

А теперь стакан полный?

(Некоторые отвечают утвердительно, другие, чувствуя интригу происходящего, молчат, а кто-то говорит «Нет». Преподаватель берёт сосуд с водой и выливает её в стакан. Вода заполняет ёмкость.)

Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубины. Помня о нашем опыте, встанем на тропу исследователей и войдём в творческую мастерскую Пабло Пикассо (Рассказ о том, как Пикассо искал своего быка «в одну линию»).

Метаморфозы с быком.

Текст Элен Пармелен и фото из "Литографии Пикассо" Фернана Мурло, издательство Анре Суре, 1970, Монако.

Дело происходило в мастерской Мурло в 1945г. в старом помещении на улице Шаброль в Париже. Рассказал об этом мастер Жан Селестэн, который в то время работал с Пикассо. "Однажды, - говорит Селестэн, - он начал работу над знаменитым быком. Он был великолепен, этот округлый бык. Я подумал: это то, что надо. Так нет же. На втором и третьем этапе он все еще оставался округлым. И работа все продолжалась. Но бык становился другим. Он стал уменьшаться и терять в весе... В тот же день Анри Дешамп сказал мне, что Пикассо "больше отнимает, чем прибавляет к своей композиции..." Он отсекал от быка целые куски. После каждой поправки мы делали пробный оттиск. Он видел, что мы в недоумении, тогда он отпускал шутку и продолжал работать, затем появлялся новый бык. И каждый раз от быка оставалось все меньше и меньше. Он смеялся, глядя на меня. "Послушай, Анри, - говорил он, - этот кусок надо уступить мяснику. Ведь хозяйка может потребовать тот или другой кусок..." В конце концов, голова быка стала похожа на муравьиную".

Свой рассказ о быке Селестэн заключает так: "На последнем пробном оттиске оставалось всего несколько линий. Я смотрел, как он работает, сокращая и сокращая. Вспомнив первого быка, я подумал: "С того, чем он кончил, надо было бы начать". Но он, Пикассо, искал своего собственного быка. И на пути к своему быку в одну линию он постепенно прошел через всех других быков. И глядя на эту линию, невозможно представить себе, сколько за ней скрывается работы..."

"Есть картины, на которых как будто бы ничего нет, и все же в них есть все", - сказал Коро. И путь к этому быку является типичным примером вышесказанного. Каждое состояние имеет свое значение, и каждое из этих значений ведет к другой форме правды, то, что остается, несет весь диапазон мыслей, подразумеваемый нами под словом "бык".

Искусство рисунка, как и любое другое, имеет свой образный язык. К основным художественно-выразительным средствам рисунка относятся: линия и пятно. С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.

Итак, линия это главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.

Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Рисунок пользуется минимумом средств и, тем не менее, способен выразить многое.

Анализ образных возможностей линии в рисунках мастеров (рис.1. А.Матисс. Портрет девушки; рис.2. П.Пикассо. Леон Бакст; рис.3. А.Ляшенко. Иллюстрации; рис.4. Г.А.В.Траугот.  Иллюстрация.).

3. Ознакомление с темой учебного занятия. Объяснение целей проверки и инструктаж по организации учебного занятия:

Дорогие учащиеся, я хочу вам предложить необычное задание. Сегодня на уроке мы должны проследить, как язык линий помогает раскрыть характер, настроение и образ жизни литературного персонажа. Вам предстоит выполнить портрет по воображению, используя графический приём «линия». Каждому из вас необходимо найти собственную линейную композицию, соответствующую образу литературного героя. На уроках литературы вы недавно познакомились с ранними произведениями М.Горького. Я неслучайно взяла эпиграфом к учебному занятию слова замечательного художника Ван Гога: «Нет ничего более художественного, как любить людей». Мне кажется, что это высказывание удивительным образом совпадает с творческими идеями М.Горького. Обратимся к его рассказу «Макар Чудра», в котором создан необычайно выразительный образ цыганки.

Старый цыган Макар Чудра так описывает гордую красавицу Радду:

«Ты Нонку мою знаешь? Царица-девка! Ну, а Радду с ней равнять нельзя — много чести Нонке! О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Всплакнули струны скрипки — мелодия рванулась,

Бегом сквозь ночь пустилась, спеша напев продлить, —

Как будто из клубка она скользяще развернулась

И тонко заструилась, как шелковая нить.

И нить пошла крутиться, и из витков спирали

Во тьме возникли кудри, ресницы, губы, нос —

Все, что извивы нити на небе рисовали,

В склоненную чуть набок головку облеклось.

И вот волною света подчеркнутые звуки

Несут ее над морем, где плещутся валы.

Плывет она, как лебедь, раскинув крылья-руки,

Движеньем светлых линий на фоне синей мглы.

Оборвались внезапно струн четких переливы,

Мотив вернулся в скрипку, в клубок втянулся шелк.

Растаял тонкий профиль богини горделивой,

И музыкант печальный во тьме ночной умолк...

Эдуардас Межелайтис

Для того чтобы представить портрет цыганки Радды в деталях, составим фоторобот этой героини.

Учащиеся выбирают подходящие части лица, аргументируя свои решения, а педагог составляет на компьютере фоторобот.

  Обсуждение вопросов по организации учебного занятия, если таковые имеются у учащихся.

4. Самостоятельная работа учащихся – выполнение творческих работ:

Поиск линейной композиции, отражающей характер литературного героя.

5. Подведение итогов и закрепление положительных результатов:

Сегодня на занятии мы вспомнили пройденный материал и представили результат своей творческой деятельности. Своими рисунками вы доказали важную роль линии как основного средства художественного выражения в графике. Действительно, языком линии можно рассказать о литературном персонаже, раскрыть его характер и образ жизни. Как правило, образные возможности линии позволяют точно воссоздать придуманный автором тип героя. В этом мы сегодня убедились благодаря вашим работам.

Выделение активно работавших на занятии учащихся. Оглашение оценок за урок.

6. Рефлексия:

- А как вы оцениваете сегодняшнее занятие? Пожалуйста, дайте свою оценку прошедшего урока: поднимите карточку нужного цвета.

Красная карточка – очень понравился – «отлично»;

Оранжевая карточка – понравился – «хорошо»;

Жёлтая карточка – нормальный урок – «удовлетворительно»;

Фиолетовая карточка – не понравился – «неудовлетворительно».

7. Окончание учебного занятия:

Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.

Уборка рабочих мест, украшение кабинета  лучшими рисунками урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

План-конспект открытого занятия по изобразительному искусству."Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись"

Открытое занятие "Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись" было подготовлено для участия в муниципальном этапе конкурса педагогических достижений "Учитель года - 2012"...

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса .

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса по программе Б.М. Неменского. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на примере изучения искусства Гжели и народной игрушки)

Данный материал предназначен для педагогов по изобразительному искусству. На примере занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывается их содержание....

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет в живописи"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет в живописи"  6 класс по сингапурской методике...

План-конспент открытого урока в 6 классе по теме:"Портрет"(Портет литературного героя).

Урок имеет свой подзаголовок: "Извлечение сущности". К моменту этого занятия  дети уже изучили основные особенности портрета (пропорции лица, освещение, колорит).  Им предлагается ...

План-конспект внеурочного занятия по изобразительному искусству "Лепка глиняной свистульки"

План-конспект внеурочного занятия по лепке из глины "Лепка глиняной свистульки". Подойдет для работы с детьми 9-12 лет. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся средства...