Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"
методическая разработка по литературе (9 класс)
"Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...
Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и - не пропаду!" М. Горький
В данном мероприятии учащиеся не только встретятся со знаменитыми героями, но и послушают стихотворения современных авторов о золотой поре детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_literaturnyh_geroev.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная
композиция по страницам произведений о детстве
«В стране литературных героев»
Журавлева Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы,
филиала МБОУ «Уваровщинская сош»
в п. Садовый Кирсановского района
Тамбовской области
Диалог трех учеников.
1-й. Наконец-то домой. Еле отсидел все уроки.
2-й. А что случилось?
1-й. Да дел по горло! Не видишь, что ли? Погода зовет!
2-й. И меня зовет. Сейчас быстренько уроки – и на улицу.
1-й. В том-то и дело.
2-й. Миша, а ты что не спешишь?
3-й. Мне еще книгу надо в библиотеке сменить.
1-й. Опять доклад?
3-й. Да нет, художественную, для души.
2-й. И чем мы интересуемся? Сказочки? «Репка»?
3-й. Зачем же? Литература – это целое море книг. И каждая как хороший добрый друг. Да что я объясняю? Лучше вот из М. Горького прочту: «Какой великий праздник – хорошая, правильная книга…
Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и – не пропаду!»
1-й. Ну, счастливо тебе не пропасть!
2-й. Да, мы тоже вдвоем.
3-й. А я все-таки в библиотеку, там сегодня организуют путешествие по стране литературных героев.
Уходят.
Выходят две девочки-ведущие.
1-ая ведущая. Сегодня мы не только встретимся со знаменитыми героями, но и послушаем стихотворения современных авторов о золотой поре детства.
Ученики читают стихотворения.
Н. Просторова «Пристань детства»
Пусть годы отчаянно мчатся и дерзко,
Как воды стремительных рек,
Но только прекрасною пристанью детства
Останется школа навек.
Когда-нибудь глянем на школьное фото
И вспомним о классе своем,
И грустно нам станет
На миг отчего-то,
А вот отчего не поймем.
К. Ваншенкин «Мальчишка»
Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора,
И на него с опаской, но влюбленно
Окрестная смотрела детвора.
Она к нему пристрастие имела,
Поскольку он командовал везде,
А плоский камень так бросал умело,
Что тот, как мячик, прыгал по воде.
В дождливую и ясную погоду
Он к пруду шел, бесстрашный, как всегда,
И посторонним не было прохода,
Едва он появлялся у пруда.
В сопровожденье преданных матросов,
Коварный, как пиратский адмирал,
Мальчишек бил, девчат таскал за косы
И чистые тетрадки отбирал.
В густом саду устраивал засады,
Играя там с ребятами в войну,
И как-то раз увидел он из сада
Девчонку незнакомую одну.
Забор вкруг сада был довольно ветхий –
Любой мальчишка в дырки проходил –
Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки
И девочке дорогу преградил.
Она пред ним в нарядном платье белом
Стояла на весеннем ветерке
C коричневым клеенчатым портфелем
И маленькой чернильницей в руке.
Сейчас мелькнут разбросанные книжки,
Не зря ж его боятся, как огня…
И вдруг она сказала: «Там мальчишки…
Ты проводи, пожалуйста, меня…»
И он, от изумления немея,
Совсем забыв, насколько страшен он,
Шагнул вперед и замер перед нею,
Её наивной смелостью сражен.
А на заборе дряхлом повисая,
Грозя сломать немедленно его,
Ватага адмиральская босая
Глядела на героя своего.
… Легли на землю солнечные пятна.
Ушел с девчонкой рядом командир.
И подчиненным было непонятно,
Что это он из детства уходил.
1-ая ведущая. Прозвучало заветное слово «детство». И мы предлагаем вам поиграть. На-зовите произведения, в названиях которых есть слова «дети», «детский», «детство».
(Аксаков С.Т. «Детские годы Багрова-внука», Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», Л.Н. Толстой «Детство», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», М. Горький «Детство», В.Г. Короленко «Дети подземелья», А.Н. Толстой «Детство Никиты», Саша Черный. Стихотворение «Детский остров», Ф. Искандер. Сборник рассказов «Детство Чика»).
2-ая ведущая. А теперь делаем остановку на материале Льва Николаевича Толстого. Предлагаем вам сцены из его повести «Отрочество».
Действующие лица: Николенька, его бабушка, гувернер, отец Николеньки, брат, друзья брата Дубков и Нехлюдов.
Первая сцена: глава 16 «Перемелется, мука будет» от слов: «Пойдемте к бабушке…» до конца, заканчивается монологом «от автора» (по главе 17):
«Да, это было настоящее чувство ненависти… Я испытывал это чувство к St.-Jerom… Я нисколько не боялся боли наказания, никогда не испытывал ее, но одна мысль, что St.-Jerom может ударить меня, приводила меня в тяжелое состояние подавленного отчаяния и злобы… Меня не наказывали, и никто даже не напоминал мне о том, что со мной случилось; но я не мог забыть всего, что испытал: отчаяния, стыда, страха и ненависти в эти два дня… Одним словом, мне невыразимо тяжело было иметь с ним какие бы то ни было отношения».
Вторая сцена: инсценировка главы 26 «Рассуждения» (полностью).
1-ая ведущая. Наташа, ы не помнишь, какое еще произведение было названо?
2-ая ведущая. Повесть Максима Горького «Детство».
1-ая ведущая. Ах, да, как же я забыла! Мы же ее совсем недавно на уроках читали. Интересно было бы увидеть страницы оттуда.
2-ая ведущая. А кто нам мешает? Мы сами выбираем себе маршрут путешествия.
1-ая ведущая. Тогда я объявляю. Максим Горький. Повесть «Детство».
Действующие лица: Алеша Пешков, бабушка, дедушка.
Инсценировка главы 5 со слов: «Что мне сахару не даешь…» до «Побасенки любишь, а Псалтырь не любишь».
2-ая ведущая. Знаешь, Даша, что меня более всего поразило в этой книге? Страсть к чтению Алеши Пешкова, главного героя повести.
1-ая ведущая. Да, необыкновенная история. Сколько препятствий было у Алеши на пути к знаниям, через какие запреты он шел к книге!
2-ая ведущая. Возможности учиться у него в детстве так и не появилось, но читателем, любителем книги он все же стал замечательным.
1-ая ведущая. А сегодня перед нами открыты все библиотеки – приходи, бери, читай.
2-ая ведущая. Продолжаем наше путешествие по литературной стране.
1-ая ведущая. Вновь откроем поэтическую страницу.
Ученики читают стихотворения.
Вадим Дробиз
Я три дня назад влюбился,
Чуть в лепешку не разбился:
Ей на физике подсказывал
И про викингов рассказывал.
Но, коварная изменница,
Между нами все изменится –
С этим дылдой из восьмого
Ты в кино ходила снова!
Эх, девчонки, эх, ровесницы…
Я в подъезде возле лестницы
Вместо Юра + Наташа
Напишу сегодня… «Маша»!
Сергей Махотин «Два дневника»
В воздухе пахнет грозой!
Но пока
Намертво спрятаны два дневника.
В первом,
Который под шубой лежит,
Красная двойка от гнева дрожит.
Тайна, записка, прогулка к реке –
Все это есть во втором дневнике.
Только никто никогда не найдет
Этот потрепанный синий блокнот.
Будет чуть позже записано в нем:
«Двойка.
Признался.
Наказан ремнем.
Десять часов я не виделся с ней…
Ночь.
До каникул четырнадцать дней!»
2-ая ведущая. Даша, по-моему, прозвучали стихи о любви!
1-ая ведущая. Да, и мы продолжаем эту тему, открыв замечательную книгу.
2-ая ведущая (объявляет). Александр Грин. «Алые паруса».
Действующие лица: Грэй, Ассоль.
Сцена первая. Ученик в костюме матроса читает отрывок из второй главы:
«Грэй хотел быть «дьявольским» моряком. Он, задыхаясь. Пил водку, а на купанье, с замирающим сердцем, прыгал в воду головой вниз с двухэтажной высоты.
Понемногу он потерял все, кроме главного – своей странной летящей души.
Он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь.
…Грэй шел к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легчк и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой.
Однажды капитан Гоп, увидев, как он мастерски вяжет на рею парус, сказал себе: «Победа на твоей стороне, плут». А когда Грэй спустился на палубу, Гоп вызвал его в каюту и, раскрыв истрепанную книгу, сказал:
- Слушай внимательно! Брось курить! Начинается отделка щенка под капитана.
… Прошло время, и вот в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над черной литией новой мачты. То был «Секрет», купленный Грэем… Так, капитаном и собственником корабля, Артур Грэй плавал еще четыре года, пока судьба не привела его в Лисс».
Уходит.
Сцена вторая. Девочка в костюме Ассоль исполняет отрывок из главы 7:
«Вдруг случайный переход взгляда Ассоль открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами.
Постепенно выплывает корабль.
Она вздрогнула, замерла, потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения…
Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала к морю, подхваченная неодолимым ветром события; на первом углу она остановилась почти без сил; ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске…
Тем временем в Каперне произошло замешательство… Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла… Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль.
Пока ее не было, ее имя перелетало среди людей с нервной и угрюмой тревогой, с злобным испугом… Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.
Грэй (выходя). От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей казалось теперь, она знала, помнила с детства. (Идя навстречу Ассоль.) Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила.
Ассоль. Я здесь! Я здесь! Это я!.. Совершенно такой.
Грэй. И ты тоже… Вот я и пришел. Узнала ли ты меня?!!
1-ая ведущая. У нас для вас, дорогие зрители, осталось несколько вопросов.
2-ая ведущая. Знаете ли вы детских писателей?
Викторина.
Итак, о ком мы говорим?
1. Этот человек не сразу стал писателем. Он побывал и рабочим, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке. Зато книги его полюбились сразу и принесли ему настоящий успех. Это сборники «Живой и светится», «Денискины рассказы». Это рассказы «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Девочка на шаре» и многие, многие другие. (Виктор Драгунский)
2. По образованию он инженер, а по призванию сказочник, влюбленный в детей. Его героев сегодня знают все, а десятитомник так и называется: «Общее собрание героев». Туда попал и крокодил Гена со своими друзьями, и дядя Федор с Печкиным и котом Матроскиным, и обезьяна Анфиса, и следователи колобки. (Эдуард Успенский)
3. Каждое его произведение – это «исповедь по горячим следам». Все они заставляют задуматься и стать добрее. Назовем несколько его повестей: это «Чудак из пятого Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям – доброе утро» и, наконец, «Чучело». (Владимир Железняков)
4. Мы знаем сказочные пьесы этого замечательного автора. В некоторых из них угадываем знакомые сюжеты сказок, например, Пьерро и Андерсена – это «Красная Шапочка», «Снежная королева»… А есть у него и такие произведения, как «Тень», «Сказка о потерянном времени», «Дракон», «Два клена», «Обыкновенное чудо»… (Евгений Шварц)
5. Очень интересный человек. В школе преподавал физику, математику, географию, историю, естествознание. Учился всю жизнь! Знал несколько языков. Желая выучить и английский, начал переводить книгу Ф. Баума «Мудрец из страны Оз» - а потом изложил эту историю на свой лад. Так появился «Волшебник Изумрудного города». (Александр Волков) Назовите повести-продол-жения. (Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман»)
1-ая ведущая. У нас осталась еще одна нераскрытая страничка.
«Взрослая» поэтесса Марина Цветаева вспоминает, как в ее жизнь с детства вошел Александр Сергеевич Пушкин. (Объявляет.) Итак, Марина Цветаева «Мой Пушкин».
Действующие лица: Марина в возрасте пяти лет, няня, подруга няни, мать Марины, а также в сцене из романа А.С. Пушкина – Евгений Онегин и Татьяна.
Сцена первая. Няня с подругой пьют чай, Марина говорит.
Марина. Начинается как глава настольного романа всех наших бабушек и матерей – Тайна красной комнаты.
В красной комнате был запретный шкаф …
Запретный шкаф. Запретный плод. Этот плод – том, огромный сине – лиловый том с золотой надписью вкось – Собрание сочинений А.С. Пушкина. …
Мой первый Пушкин – «Цыганы». Таких имен я никогда не слышала: Алеко, Земфира и еще – Старик.
Я влюблена в «Цыган»: в Алеко, и в Земфиру, и в ту Мариулу, и в того цыгана, и в медведя, и в могилу, и в странные слова, которыми все это рассказано… и я нашла себе слушательницу, и даже двух – в лице Асиной няньки… и ее приятельницы.
Няня. А у нас Мусенька – умница, грамотная. А ну-ка, Мусенька, расскажи про волка и овечку. Или про того барабанщика.
Марина. Я могу рассказать про «Цыган».
Няня. Цы-ган? Про каких таких цыган? Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?
Марина. Это не такие. Это – другие. Это – табор.
Няня. Ну, так и есть табор. Всегда возле усадьбы табором стоят, а потом гадать приходит - молодая чертовка: «Дай, барынька, погадаю о твоем талане…», - а старая чертовка – белье с веревки. Али уж прямо – бриллиантовую брошь с барынина туалета…
Марина. Не такие цыгане. Это – другие цыгане.
Подруга. Ну, пущай, пущай расскажет! Может, и вправду другие какие… Пущай расскажет, а мы- послушаем.
Марина. Ну, был один молодой человек. Нет, был один старик, и у него была дочь. Нет, я лучше стихами скажу. (Читает поэму от слов: «Цыганы шумною толпой…» до слов: «… звон походной наковальни», после исполняет цыганский танец.)
Подруга. А складно говорит! Как по - писаному!
Няня (с осуждением). Мед-ве-едь… А вправду – медведь. Маленькая была, старики рассказывали– завсегда цыгане медведя водили…
Подруга. Ну, а дальше-то, дальше-то чо было?
Марина. И вот, к этому старику приходит дочь и говорит, что этого молодого человека зовут Алэко.
Няня. Ка-ак?
Марина. Алэко!
Няня. Ну уж и зовут! И имени такого нет. Как, говоришь, зовут?
Марина. Алэко.
Няня. Ну и Алека – калека!
Марина. … Не Алека, а Алэко!
Няня. Я и говорю: Алека.
Марина. Это ты говоришь: Алека, я говорю: Алэко: э-э-э! о-о-о!
Няня. Ну ладно: Алека – так Алека.
Подруга. Алеша, - значит, по-нашему. Да дай ей… сказать, - она ведь сказывает, не ты. Не серчай, Мусенька, на няньку, он… неученая, а ты грамотная, тебе и знать.
Марина. Ну, эту дочь звали Земфира. Земфира – эта дочь говорит старику, что Алеко будет жить с ними, потому что она нашла его в пустыне:
Его в пустыне я нашла
И в табор на ночь зазвала.
А старик обрадовался и сказал, что мы все поедем в одной телеге… «И села обходить с медведем…».
Няня. С медве-едем… <…> Да уж будет про медведя? Со стариком-то – что?
Марина. Со стариком – ничего, у него молодая жена Мариула, которая от него ушла с цыганом, и эта, тоже, Земфира, - ушла. Сначала все пела: «Старый муж, грозный муж! Не боюсь я тебя!..» - а потом ушла и села с цыганом на могилу, а Алеко спал и страшно хрипел, а потом встал и тоже пошел на могилу, и потом зарезал цыгана ножом, а Земфира упала и тоже умерла.
Няня. Ай-а-ай! Ну и душегуб! Так и зарезал ножом?
Подруга. А старик-то – что?
Марина. Старик – ничего, старик сказал: «Оставь нас, гордый человек!» - и уехал, и все уехали, и весь табор уехал, а Алеко один остался.
Няня. Так ему и надо. Не побивши – убивать!
Подруга. А вот у нас в деревне один тоже жену зарезал, - да ты, Мусенька, не слушай, - застал с полюбовником. И его враз, и ее. Потом на каторгу пошел, Васильем звали. Да-а-а… Какой на свете беды не бывает. А все она, любовь.
Сцена вторая.
Марина. Пушкин заразил меня любовью. Словом – любовь. <…> Под влиянием непрерывного воровского чтения, естественно обогащался и словарь.
Мать. Тебе какая кукла больше всего нравится: тетина нюренбергская или крестнина парижская?
Марина. Парижская.
Мать. Почему?
Марина. Потому что у нее глаза страстные.
Мать. Что-о-о?
Марина. Я хотела сказать: страшные.
Мать. То-то же!
Марина. Мать не поняла, мать услышала смысл и, может быть, вознегодовала правильно. Но поняла – неправильно.
Не глаза – страстные, а я чувство страсти, вызываемое во мне этими глазами,… приписала - глазам. Не я одна. Все поэты… И Пушкин – первый.
Немножко позже – мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год – в музыкальной школе… давали сцену из «Русалки», потом «Рогнеду» - и
Теперь мы в сад перелетели,
Где встретилась Татьяна с ним.
Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, что… это – любовь: когда скамейка, на скамейке – она, потом приходит он и все время говорит, а она не говорит ни слова.
Исполняется сцена «В саду» из «Евгения Онегина» (глава четвертая, строфы 12, 13,16).
Мать. Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?
Марина. Татьяна и Онегин.
Мать. Что? Не «Русалка», где мельница, и князь, и леший. Не «Рогнеда»?
Марина. Татьяна и Онегин.
Мать. Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла? Ну, что ты там могла понять? (Молчание).
Мать. Ага, ни слова не поняла, как я и думала. В шесть лет! Но что же тебе могло там понравиться?
Марина. Татьяна и Онегин.
Мать. Ты… упрямее десяти ослов! Я ее знаю, теперь будет всю дорогу на извозчике на все мои вопросы повторять: «Татьяна и Онегин!». Прямо не рада, что взяла… Все бы предпочли «Русалку», потому что – сказка, понятное… Но почему… «Татьяна и Онегин»?
Марина (себе). Потому что – любовь. <…>
Мать. Опозорила!! Не поблагодарила за мандарин! Как дура – шести лет – влюбилась в Онегина!
Марина. Мать ошибалась. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух, не в них в двух, а в их любовь. В любовь.
1-ая ведущая. Закончилось наше путешествие в страну литературных героев.
2-ая ведущая. Мы надеемся, что помогли вам еще более полюбить страницы известных книг и вы еще раз откроете их, чтобы совершить необыкновенное путешествие в мир литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...
Литературная композиция "Страницы мужества и славы"
Проведение в школе литературного вечера, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 .г, будет способствовать патриотическому воспитанию детей, расширит их знания о героическом прошлом страны, поз...
«Войны священные страницы навеки в памяти людской» Литературно-музыкальная композиция.
Литературно-музыкальную композицию можно провести как общешкольное внеклассное мероприятие, приуроченное к празднованию Дня Победы....
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.
СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года....
Литературная викторина "По страницам произведений А.П.Гайдара"
Литературная викторина " По страницам произведений А.П.Гайдара" для учащихся 5-7 классов...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»
Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...
"Страница в социальных сетях как самохарактеристика героя литературного произведения"
Мне хотелось бы поделиться современным приемом обучения, который может пригодиться не только учителям русского языка и литературы, но и учителям истории, биологии и химии, изобразительного искус...