Мастерская "Григорий Александрович Печорин. Зачем я жил? Для какой цели я родился?"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
«Герой нашего времени" - психологический рома. Он посвящён незаурядной личности,человеку, который , к сожалению , не может найти применения своим способностям. Чтобы лучше раскрыть характер героя , автор изображает его друзей и недругов, стремится как можно глубже и всесторонне показать своего героя читателю . Журнал Печорина –автопортрет героя,мы видим его собственными глазами, оставшись с героем один на один.Мир Печорина изнутри, в собственном слове героя,повествовательная дистанция между читателем и ним сокращается до минимума. Философско-аналитический характер дневника Печорина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская «Григорий Александрович Печорин»
«Зачем я жил ? Для какой цели я родился ?»
Форма урока : работа в тройках
Оборудование:1.Название глав романа
2. Карточки для теста (1,2,3)
3.Карточки с именем ГРИГОРИЙ ПЕЧОРИН и задание для групп
4.Опорная схема «ИМЯ» Я
М И
5.Опорная схема « Композиция романа»
Рефлексия !!! Как вы оценивает свою подготовку к сегодняшнему уроку?/Схема на зелёной доске/
№1. Б.Шура | №2 Б.Игорь | №3 З.Витя | №4 К.Катя | №5. К.Егор | №6 М.Ира | №7 П.Алёша | №8 Т.Даша | №9 Ч.Макс | №10 Ч.Юра |
1.Интрига урока . Посмотрим на схему . Какие мысли у вас появились по поводу темы нашего сегодняшнего урока . Попробуем расшифровать мою загадку . /МНЕНИЯ учащихся/
Расшифровка схемы: И- загадка имени героя
М- монолог о Печорина
Я- «эго» -Печорина о себе /В центр треугольника вписать
ЗАГАДКА ПЕЧОРИНА/
Сформулируем цели урока!!!/ в помощь таблица на стенде/ Запишем тему урока!!!
2. Работа по теме урока.
Задание №1 «Что в имени тебе моём?» Говоря словами Марины Цветаевой
Для работы в тройках вам предложено первое задание нашей мастерской
! Составить как можно больше нарицательных существительных , используя только два слова.:
Как звали главного героя ? ГРИГОРИЙ ПЕЧОРИН / горе, рог , пир…/
! Выбрать наиболее понравившееся слово из группы слов и соотнесите его с Печориным ,
какие ассоциации вызывают два этих понятия?
3.Чтобы перейти к монологу о Печорине , я попрошу вас внимательно послушать высказывание Владимира Набокова-это наш писатель , который долгое время жил в эмиграции и занимался переводами. В своём предисловии к изданию «Героя нашего времени» на английском языке переводчик замети: « Весь фокус композиции состоит в том , чтобы раз за разом приближать к нам Печорина , пока наконец он сам не заговорит с нами , но к тому времени его уже не будет в живых.»
! Чтобы подтвердить данное высказывание , вы должны выполнить задание № 2. И вспомнить особенности композиции :
Группе юношей – расположить главы в том порядке, как они написаны у Лермонтова
Группе девушек -расположить главы в хронологической последовательности.
!!Сопоставим со схемой «СЕКРЕТЫ КОМПОЗИЦИИ»
- Вы попробовали воссоздать историю Печорина на страницах лермонтовского романа:
начало печоринских «странствований», их продолжение и финал»
- Почему автор построил роман на несовпадении последовательности глав с течением жизни?
Ваши комментарии по поводу данного вопроса.
4.Домашнее задание . «МОНОЛОГ О ПЕЧОРИНЕ»
5. Вопросы герою . Какие бы вопросы вы задали Печорину , если бы он пришёл к вам на урок? /подумайте минуточку!/ Кто сегодня будет Печориным ? /попробуем задать вопросы герою романа ?/ ?Почему Пушкин винит своего героя в убийстве , а Лермонтов прощает Печорина ? ? Почему Лермонтова волновала судьба одного человека?/Волевая натура Печорина влечёт его к деятельности.Но герой нравственно не готов ещё к тому , чтобы восстать против действительности, против веками складывавшихся устоев общества. Писатель показал , что Печорин вёл ожесточённую борьбу с отдельными лицами . Эта борьба мелочна , бесцельна. «В этой напрасной борьбе я истощил и дар души , и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Эта смелость , жажда неизведанного , воля , неразделённая сомнением, отличает героя от людей его поколения и позволяет автору сочувственно следить за его судьбой и называет его героем времени) ?Каков портрет «героя нашего времени»/ ?Печорин –виновник или жертва трагедии ?Почему происходит конфликт между Печориным и обществом , ведь он сам относится к этому обществу?
? Почему «Г.н.в» психологический роман?/он посвящён незаурядной личности,человеку, который , к сожалению , не может найти применения своим способностям. Чтобы лучше раскрыть характер героя , автор изображает его друзей и недругов, стремится как можно глубже и всесторонне показать своего героя читателю» Журнал Печорина –автопортрет героя,мы видим его собственными глазами, оставшись с героем один на один.Мир Печорина изнутри, в собственном слове героя,повествовательная дистанция между читателем и ним сокращается до минимума. Философско-аналитический характер дневника Печорина. /Автохарактеристика- глубже проникнуть во внутренний мир/.
Лермонтов о своём герое следовал правде жизни и критической его оценки.
«..в нём больше правды, нежели вы того желали…»
«довольно людей кормили сластями: у них от этого испортился желудок;нужны горькие лекарства, едкие истины»
6.Подведём итог урока .Какие черты характера мы видим в Печорине ?/составление кластера/
Проявляется сила характера апатия к жизни
Упорство холодность
Находчивость равнодушие
Эгоизм незаурядность личности
Неспособность к глубокому чувству индивидуализм
Враждебное отношение к людям не верит в дружбу и любовь
Сам решает свою судьбу настойчивость
Неудовлетворён современной моралью самообладание
Нежелание поступиться собственными привычками и прихотями ради счастья другого
Наблюдательность активность, стремление к действию
Влечение к опасности смелость
Критическое отношение к себе умён
П Е Ч О Р И Н
Чёрствый равнодушный индивидуалист настойчивость
7.Комментарии Печорина помогут нам подвести итог всему сказанному!!! ТЕСТ
Афоризмы Печорина «Я ничем не жертвовал для тех , кого любил..»
«Я всегда смелее иду вперёд , когда не знаю , что меня ожидает» /на карточка/
Рефлексия урока. Какие оценки вы сегодня поставите себе по окончании урока.?/ таблица на доске/ Д/з 1.Выписать афоризмы Печорина о себе ,записать вывод по роману. 2.Принести лирику поэта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зачем я жил? Для какой цели родился?"
Работа по новелле «Фаталист»(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)...
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
"Зачем я жил? Для какой цели я родился" (повесть "Фаталист")
(повесть "Фаталист")Маранцман В.Г...
Технологическая карта "С какой целью в биологии используется моделирование?" (5 класс)
В материале представлены: разработка урока (технологическая карта), текстовые приложения и презентация...
Что предполагает осуществление ИКТ во внеурочной деятельности и с какой целью следует применять эти технологии
Опыт работы, представленный на РМО учителей физики...
Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"
Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных ) классах на старшей ступени обучения ...
С какой целью люди путешествовали
По следам путешественников каменного века1.Представители двух каких древнейших профессий стали первооткрывателями новых земель?2.Что подтверждает факт проживания на многих островах Т...