Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цели:

Метапредметные.

Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.

Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем.

Личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Предметные цели:

создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;

способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;

создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте.

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой, цели урока.

Чтение  отрывка из сказки под звуки пурги:

...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз.

Дальнейшее чтение под тревожную мелодию:

...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.

– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?

– Какая музыка прозвучала?

– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? 

– Вспомните,  что  всегда  противопоставляется  в  любой  сказке?   Подумайте,  могут  ли  эти  два  понятия  стать  темой  нашего  сегодняшнего  урока?

      – Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб».

II. Работа по теме урока.

1. Стадия вызова и осмысление.

1) Работа по вопросам.

– Кто является героями сказки?

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?

– Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?

2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.

Основные правила работы в группе.  

  • Чётко формулировать свои мысли.
  • Высказывать свою точку зрения.
  • Не перебивать друг друга.
  • Активно участвовать в обсуждении.
  • Высказывания подтверждать текстом.

2. Работа в группах.

1 группа (конь Мальчик).

– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?

– Какова его жизнь?

2 группа (Филька).

– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.

– Как Филька назвал коня в злобе?

– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).

– Какую историю рассказала Фильке бабушка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).

– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?

(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)

Дополнительные вопросы:

– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?

(Это сорока и летний ветер)

– Как они помогли мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

3. Первичное закрепление.

– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?

(Звучит релаксирующая музыка)

– Что же делать человеку, допустившему  ошибку? Как исправить ситуацию?

Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.

Вы видите на экране  опорные слова и  ступеньки лестницы. Прошу вас создать  лестницу преодоления зла добром.

Преодоление

Исправление

Раскаяние

Осознание


     – Какова будет первая ступенька?

(Это осознание  своего поступка и испытание чувства стыда.)

     – Какова будет вторая ступенька?
 

(Это преодоление.  На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)

      – Какова будет третья ступенька?
 

(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние  перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и  перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.) 

     – Какова будет четвертая ступенька?
 

(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)

И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило  сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)

– Итак, в чем смысл названия сказки?

(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода  искупление вины мальчика.  Добро побеждает зло,  люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)

III. Подведение итогов.

1) Выставка рисунков (домашнее задание).

– В какой цвет вы покрасили  добро?

(У добра цвета яркие: красные, розовые,  голубые, зелёные. Светлые краски.)

– А как  вы изобразили зло?

(Зло всегда бывает страшным, чёрным.)

2) Символика цвета в повести. Индивидуальное задание.

Выступление учащихся с сообщением об исследовании слов с цветовой символикой.

3) Анализ финальной части сказки.

Просмотр сцены мультфильма «Филька просит прощение у коня».

– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)

4) Работа в группах.

1 группа.

На доске есть высказывания. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.

Живи добрее, будешь всем милее (пословица).

Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).

Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).

2 группа.

Составить синквейн к слову Филька.

(Например: Филька.
                    Злой, исправившийся.
                    Ударил, раскаялся, помирился.
                    Филька обидел коня.
                    Раскаяние.)

3 группа.

– Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.

 (Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям.

Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться исправить ошибку.

Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.

Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.)

IV. Домашнее задание.

Выбор и запись домашнего задания.

Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского.

Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.

V. Рефлексия.

  1. Игра  «Разговор с писателем». Слайд

Представьте, что у вас  появилась возможность обратиться к автору сказки  и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:

«Уважаемый Константин Георгиевич, я понял, что вы хотели сказать…»

  1. Вывод.

– В начале урока играла музыка. Она была тревожной, загадочной, как и начало сказки. Какой музыкой стоило бы завершить наш сегодняшний разговор?

(доброй, светлой, мелодичной, как и финал сказки)

Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)

Умейте управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

И споря с трудною судьбой,

Учитесь жизнь начать сначала.

Споткнувшись – самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору –

Себя в пути не потерять.                     Ю. Мерзляков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

К.Г. Паустовский Сказка «Теплый хлеб»

Слайд 4

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Слайд 5

Цели: Рассмотреть, как в сказке К. Паустовского решается проблема «добра» и «зла»? Определить, какие образы помогают раскрыть её содержание? Понять, чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»?

Слайд 6

Персонажи сказки «Теплый хлеб" Сорока Конь Мальчик Теплый ветер Старики Ребята Бабушка Мельник Панкрат Филька

Слайд 7

Правила работы в группе Чётко формулировать свои мысли. Высказывать свою точку зрения. Не перебивать друг друга. Активно участвовать в обсуждении. Высказывания подтверждать текстом.

Слайд 12

Как исправить ошибку? Преодоление… Исправление… Раскаяние… Осознание…

Слайд 13

4 ступень 3 ступень 2 ступень 1 ступень Осознание ошибки Преодоление стыда и страха наказания. Раскаяние Исправление

Слайд 15

Символика цвета в повести.

Слайд 17

Домашнее задание . Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского. Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.

Слайд 18

Уважаемый Константин Георгиевич, я понял Вас… я хочу сказать… я почувствовал… я узнал… мне бы хотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Тема урока:  Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Конспект урока литературы в 5 классепо теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»....

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»...

Разработка урока "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»" (с использованием элементов технологии критического мышления)

                                  По типу урок – изучение нового материала. В основу построения данног...