Урок-размышление по повести А.М. Горького "Детство". «В темнице мира я не одинок»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Пятникова Марина Геннадьевна

Урок по учебнику Бунеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_temnitse_mira_ya_ne_odinok.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Пятникова М.Г.

Урок-размышление по повести А.М. Горького "Детство". «В темнице мира я не одинок»

Цели:

1) предметная: учащиеся должны знать содержание повести, понятие характер героя, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, давать оценку действиям героев, выявлять авторскую позицию, характеризовать изобразительно-выразительные средства.

2) метапредметная: развивать умения и навыки анализировать, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения по нравственно-этическим темам.

3) личностная: способствовать воспитанию интереса к произведению и его героям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодняшний урок мы посвящаем знакомству с образами литературных героев, чьи замечательные личностные качества повлияли формирование характера и мировоззрения Алёши Пешкова.

3. Выборочное чтение и аналитическая беседа.

(понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им)

1. Бабушка Акулина Ивановна.

Читая повесть «Детство», вы, конечно, поняли, что бабушка стала для Алёши самым близким, понятным, дорогим человеком.

  1. Сообщение учащегося о бабушке Алёши Пешкова.
  2.  Аналитическая беседа по вопросам:
  • На основании каких впечатлений мы делаем вывод о характере человека?
  • Какой видит Алёша бабушку?.. С помощью каких литературных приёмов так живо описал Горький портрет бабушки?
  • В какой обстановке живёт бабушка?
  • Какие поступки бабушки вам особенно запомнились?
  • Вспомните и назовите эпизоды, в процессе чтения которых бабушка вызывала у вас доброе, тёплое, уважительное отношение к себе.
  • Какие чувства и особенности характера выявились у бабушки и деда во время сложной, драматической ситуации /пожар/?
  • Как восприняли бабушка и дед разорение и нищету?
  • Как относится бабушка к людям и люди к ней?
  • Какой запомнилась вам бабушка Алёши Акулина Ивановна?

Формулирование основных тезисов:

  • Бабушка, в отличие от кричащих, рычащих, воющих, стонущих герое повести, «выпевает слова», слова её похожи на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные.
  • Она «светится «неугасимым, тёплым светом».
  • Мир Алёши от соприкосновения с бабушкой становится цветным, ярким, это уже не мир-тьма, а мир-свет.
  • Именно бескорыстная любовь бабушки дала мальчику «крепкую силу для трудной жизни».
  • Именно бабушка призывает деда отдать всё сыновьям во имя его же душевного спокойствия.
  • Она страдает за своих детей и просит Богородицу за них, злых и неразумных.
  • Она жалеет Алёшу, хочет скрыть историю со скатертью, не отдаёт его деду, за что тот «сшиб его  её с ног»,
  • Она  плачет со своею несчастной дочерью и произносит слова, которых в этом доме Алёша больше ни от кого не слышит: «Кровь ты моя, сердце моё»
  • Душа её живёт в полусказочном мире, в убеждении, что в этом мире и доме «всё хорошо», и это ощущения после нищего детства, побоев мужа, после смерти стольких детей (это, скорее всего, ощущение радости Бытия, восхищение жизнью, радость, что все живы и здоровы).
  • Бабушка в сцене пожара (героизм;  «большой разум» бабушки, который признал даже дед; самопожертвование, желание утешить и приласкать слабого, будь даже это животное (сцена с конём).

Вывод: бабушка, «самый понятный и дорогой человек», друг, «самый близкий сердцу» писателя, сердцу его героя, научил его любить жизнь и людей.

2. Цыганок.

1) Сообщение учащегося о Цыганке.

2) Формулирование основных тезисов:

  • Портрет цыганка тоже цветной, как и портрет бабушки.
  • Он, полюбив Алёшу за его добрый, справедливый нрав и смышлёную голову, за него и «боль принял». (ОН и потом всякий раз, когда дед порол Алёшу, подставлял свою руку).
  • Он, сам того не ведая, учит мальчика любить и страдать за другого человека.

3. «Хорошее дело»

Мы смотрели экранизацию повести и в фильме познакомились ещё с одним героем, породившим в будущем писателе интерес к тем людям, которые не похожи на окружающих, которые находятся в состоянии вечного поиска чего-то, какой-то своей правды, каких-то своих истин. За это, как правило, они платят дорогую цену: окружающий мир не любит «чужих», не похожих на всех. Этот герой был первым человеком, который отличался от других (к сожалению, отца Алёша знал только по рассказам окружающих), кто шёл своей дорогой в жизни.

4. Подведение итогов.

1) Составление ассоциограммы.

Общение с этими людьми помогло Алёше Пешкову пережить горькие минуты его детства и понять, что в мире есть много любви и добра.

 удивительному вниманию к человеку                                                       постоянному поиску лучшего

любви к красоте мира,                                                                             убеждению в правоте истины:

центром которого, по его мнению,                                           много хороших людей на этом свете,

является человек.                                                                                         они не оставят тебя,

                                                                                                                и ты должен уметь их находить.  

                                            Пониманию, что общение с умным и добрым человеком

                                            наполняет жизнь смыслом и радостью.

2) Обратимся к высказыванию М.Горького: 

«Нередко я плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту».

Став писателем, А.М.Горький создаёт автобиографическую трилогию: «Детство», «В людях», «Мои университеты».

 

3) Сопоставлегие разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме.

 Чтение стихотворения поэта и сатирика Саши Чёрного «Утешение»

Александр Михайлович Гликберг (1880 – 1922 г.г.)

За ироничной улыбкой поэта в адрес бедных нытиков, не видящих в жизни ничего хорошего, скрывается мысль, родственная горьковской.

  • В чём она состоит?

Вывод: Каждый из двух литераторов по-своему проповедует одно и то же:

  • как бы ни было тебе тяжело, знай, что в жизни есть прекрасное, его надо только уметь найти.
  • это прекрасное –  встречи с умными, благородными, внутренне свободными людьми.
  • найти такого человека, говорить с ним, знать, что такие люди есть на свете – величайшее счастье.

5. Задание на дом:

1).Написать сочинение на тему «Важный человек в твоей жизни» (о близких вам людях: о своих домашних, о друзьях…)

2) Прочитать главы повести 5, 7, 10 о деде Алёши.

3) Индивидуальное задание: сообщение учащегося о деде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Урок-размышление по повести В.Г.Распутина "Живи и помни".

Тема нравственностивсегда была основной в литературе многих лет. Именно эта тема является главной в творчестве В.Г Распутина....

Урок литературы в 9 классе "И в мире был он одинок..."

Урок посвящен теме "лишнего человека" в произведениях А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова....

Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства)                        ...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...