Урок-размышление по повести В.Г.Распутина "Живи и помни".
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Тема нравственностивсегда была основной в литературе многих лет. Именно эта тема является главной в творчестве В.Г Распутина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok1.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – размышление по повести В.Г.Распутина «Живи и помни».

Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ села Берёзовая Лука Духовницкого района Саратовской области»

Попонова Татьяна Николаевна.

                                       

                                            «Сострадание есть главнейший и, может быть,

                                                     единственный закон бытия всего человечества».

                                                                                                               Ф.М.Достоевский.  

Цель: постижение духовно- нравственных исканий Распутина, нашедших отражение в повести «Живи  и помни»; создание условий для осмысления учащимися современных условий с точки зрения нравственности.

 Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Мы живём в сложное время: изменился уклад нашей жизни, происходит переоценка ориентиров, не всегда оправданная. Конечно, такие времена в истории России случались. Опыт показывает, что именно в эти времена особенно неопределёнными и зыбкими становятся нравственные представления людей. Общество как бы утрачивает способность чувствовать, «что такое хорошо и что такое плохо». Это опасно, ибо там, где не господствуют «чувства добрые», торжествует зло. К счастью, у нашего народа всегда доставало сил, чтобы преодолеть духовную смуту. Одним из надёжных ориентиров, указывающих путь в мире, где борются добро и зло, всегда была русская литература. И об этом свидетельствуют слова В.Г.Белинского: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Богатейший материал для осмысления нравственных вопросов даёт современная литература. Сегодня наш разговор пойдёт о повести В.Г.Распутина «Живи и помни».

В.Г.Распутин – один из крупнейших писателей 20 века, к голосу его прислушиваются многие – от мала до велика.

Подготовленный ученик рассказывает биографию писателя.

Учитель:

Вот что рассказал писатель о создании своей повести: « Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего человека, пойманного в лесу. Так впервые детского слуха Распутина коснулось страшное слово – дезертир. То первое, ещё детское, впечатление сложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени, как дремлющий вулкан, давало знать о себе. А однажды мелькнула мысль – вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? Вот тут-то и проклюнулось зёрнышко сюжета…»

Учитель:

Повесть появилась в печати, и вот как о ней и о творчестве писателя сказал А.И.Солженицын: «Валентин Распутин появился в литературе в конце 60 годов, но заметно выделился в 74-м внезапностью темы – дезертирство, до того запрещённой и замолчанной, и внезапностью трактовки её».

Вопрос. Согласны ли вы с Солженицыным в том, что дезертирство – главная тема повести или у вас иная точка зрения?

Работа с текстом повести.

Вопросы для выявления характера главного героя – Андрея Гуськова.

  1. С какими мыслями и чувствами покидает Гуськов Атамановку, отправляясь на фронт?
  2. Как он проявляет себя на фронте?
  3. Какая мысль зарождается у героя под конец войны?
  4. Как в госпитале Андрей обманул себя сам?
  5. С каким желанием приходит Андрей в Атамановку?
  6. Как Андрей отнёсся к известию, что у них будет ребёнок?
  7. Чего ждёт от рождения ребёнка Гуськов?
  8. Какие нравственные муки претерпевает он при посещении деревни?
  9. Как Андрей «встретился с отцом»?
  10. Можно ли считать самоубийство Настёны логическим концом поведения Андрея?
  11. Почему о Гуськове в конце повести не сказано ни слова?

Ответы на вопросы ребята подтверждают словами текста.

Вопросы для осмысления характера Настёны.

  1. Насколько типична судьба Настёны для русской женщины?
  2. Счастье в понимании Настёны?
  3. Какой отпечаток накладывает замужество на характер героини?
  4. Радуется ли Настёна возвращению мужа?
  5. Что свидетельствует о преданности Настёны Андрею?
  6. Как вы относитесь к самоубийству Настёны?

Учитель: Каково же отношение к Настёне?

Почему даже старики Гуськовы не понимают Настёну?

Повинны ли односельчане в гибели Настёны?

Учитель.

Ребята, в 10 классе вы прочитали роман Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание». Что объединяет главного героя этого романа – Родиона Раскольникова – с героем повести – Андреем Гуськовым?

Ребята называют и аргументируют.

 -Преступление.

- Разрушение души.

- Ответственность за свои поступки.

- Страдают близкие.

- Одиночество.  

- А что общего у героини романа – Сони Мамеладовой – и Настёны?

Ответы:

- Способность к состраданию.

- Готовы на самопожертвование во имя человека.

Ф.М.Достоевский писал: « Самовольное, совершенно сознательное, никем не принуждённое самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего его могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли».

Учитель.

В чём же смысл заглавия повести «Живи и помни»?

Обращение к герою и читателю: живи и помни о долге гражданском и долге человеческом.

В чём видит Распутин долг гражданский?

Верность Родине, готовность отдать жизнь за неё, патриотизм.

В чём состоит долг человеческий?

Верность супружескому долгу, чести, семьи; совестливость, стыд, ответственность за свои поступки, отсутствие эгоизма.

Учитель.

Урок мне хочется закончить стихотворением А.Яшина.

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А ещё есть: Совесть,

Честь…

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

Д/З:  Творческая работа «Моё отношение к Настёне».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Урок-размышление по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка"

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о ...

Урок-размышление по повести Распутина "Последний срок."

Урок посвящён анализу нравственной  проблемы повести- отношение "отцов и детей"...

Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства)                        ...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...