Урок-размышление по повести В.Г.Распутина "Живи и помни".
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме
Тема нравственностивсегда была основной в литературе многих лет. Именно эта тема является главной в творчестве В.Г Распутина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – размышление по повести В.Г.Распутина «Живи и помни».
Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ села Берёзовая Лука Духовницкого района Саратовской области»
Попонова Татьяна Николаевна.
«Сострадание есть главнейший и, может быть,
единственный закон бытия всего человечества».
Ф.М.Достоевский.
Цель: постижение духовно- нравственных исканий Распутина, нашедших отражение в повести «Живи и помни»; создание условий для осмысления учащимися современных условий с точки зрения нравственности.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Мы живём в сложное время: изменился уклад нашей жизни, происходит переоценка ориентиров, не всегда оправданная. Конечно, такие времена в истории России случались. Опыт показывает, что именно в эти времена особенно неопределёнными и зыбкими становятся нравственные представления людей. Общество как бы утрачивает способность чувствовать, «что такое хорошо и что такое плохо». Это опасно, ибо там, где не господствуют «чувства добрые», торжествует зло. К счастью, у нашего народа всегда доставало сил, чтобы преодолеть духовную смуту. Одним из надёжных ориентиров, указывающих путь в мире, где борются добро и зло, всегда была русская литература. И об этом свидетельствуют слова В.Г.Белинского: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Богатейший материал для осмысления нравственных вопросов даёт современная литература. Сегодня наш разговор пойдёт о повести В.Г.Распутина «Живи и помни».
В.Г.Распутин – один из крупнейших писателей 20 века, к голосу его прислушиваются многие – от мала до велика.
Подготовленный ученик рассказывает биографию писателя.
Учитель:
Вот что рассказал писатель о создании своей повести: « Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего человека, пойманного в лесу. Так впервые детского слуха Распутина коснулось страшное слово – дезертир. То первое, ещё детское, впечатление сложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени, как дремлющий вулкан, давало знать о себе. А однажды мелькнула мысль – вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? Вот тут-то и проклюнулось зёрнышко сюжета…»
Учитель:
Повесть появилась в печати, и вот как о ней и о творчестве писателя сказал А.И.Солженицын: «Валентин Распутин появился в литературе в конце 60 годов, но заметно выделился в 74-м внезапностью темы – дезертирство, до того запрещённой и замолчанной, и внезапностью трактовки её».
Вопрос. Согласны ли вы с Солженицыным в том, что дезертирство – главная тема повести или у вас иная точка зрения?
Работа с текстом повести.
Вопросы для выявления характера главного героя – Андрея Гуськова.
- С какими мыслями и чувствами покидает Гуськов Атамановку, отправляясь на фронт?
- Как он проявляет себя на фронте?
- Какая мысль зарождается у героя под конец войны?
- Как в госпитале Андрей обманул себя сам?
- С каким желанием приходит Андрей в Атамановку?
- Как Андрей отнёсся к известию, что у них будет ребёнок?
- Чего ждёт от рождения ребёнка Гуськов?
- Какие нравственные муки претерпевает он при посещении деревни?
- Как Андрей «встретился с отцом»?
- Можно ли считать самоубийство Настёны логическим концом поведения Андрея?
- Почему о Гуськове в конце повести не сказано ни слова?
Ответы на вопросы ребята подтверждают словами текста.
Вопросы для осмысления характера Настёны.
- Насколько типична судьба Настёны для русской женщины?
- Счастье в понимании Настёны?
- Какой отпечаток накладывает замужество на характер героини?
- Радуется ли Настёна возвращению мужа?
- Что свидетельствует о преданности Настёны Андрею?
- Как вы относитесь к самоубийству Настёны?
Учитель: Каково же отношение к Настёне?
Почему даже старики Гуськовы не понимают Настёну?
Повинны ли односельчане в гибели Настёны?
Учитель.
Ребята, в 10 классе вы прочитали роман Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание». Что объединяет главного героя этого романа – Родиона Раскольникова – с героем повести – Андреем Гуськовым?
Ребята называют и аргументируют.
-Преступление.
- Разрушение души.
- Ответственность за свои поступки.
- Страдают близкие.
- Одиночество.
- А что общего у героини романа – Сони Мамеладовой – и Настёны?
Ответы:
- Способность к состраданию.
- Готовы на самопожертвование во имя человека.
Ф.М.Достоевский писал: « Самовольное, совершенно сознательное, никем не принуждённое самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего его могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли».
Учитель.
В чём же смысл заглавия повести «Живи и помни»?
Обращение к герою и читателю: живи и помни о долге гражданском и долге человеческом.
В чём видит Распутин долг гражданский?
Верность Родине, готовность отдать жизнь за неё, патриотизм.
В чём состоит долг человеческий?
Верность супружескому долгу, чести, семьи; совестливость, стыд, ответственность за свои поступки, отсутствие эгоизма.
Учитель.
Урок мне хочется закончить стихотворением А.Яшина.
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А ещё есть: Совесть,
Честь…
А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…
Д/З: Творческая работа «Моё отношение к Настёне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Цели :· образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...
Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."
Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина. К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...
Урок-размышление по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка"
Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о ...
Урок-размышление по повести Распутина "Последний срок."
Урок посвящён анализу нравственной проблемы повести- отношение "отцов и детей"...
Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства) ...
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...
Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...