Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику В.Я. Коровиной.
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа представлена без календарно-тематического планирования. | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Аскиз
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
ШМО русского языка и литературы Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ п Аскиз
Руководитель ШМО _____________ ___________________________ _________________________
Э.Н. Шулбаева С.Н. Вишневская Т.Г. Минор
«___» __________________ 2014г «___»_______________2014г «_____»______________2014г
Рабочая программа
предмета «Литература»
для 9 «Б» класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Шулбаева Э.Н.
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Аскиз
2014-2015 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2014г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2014г.).
На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А. Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова А.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.
В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:
Слово как жанр древнерусской литературы
Ода как жанр лирической поэзии
Жанр путешествия
Начальные представления о сентиментализме
Развивается представление о балладе
Начальное представление о романе в стихах
Развивается понятие реализм
Развивается понятие о трагедии как жанре драмы
Начальное представление о психологизме художественной литературы
Начальное представление о психологическом романе
Понятие о герое и антигерое
Понятие о литературном типе
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме
Развивается представление о жанровых особенностях рассказа
Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
- познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
- практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
- эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- правильно, бегло и выразительно читать вслух;
- определять род и жанр произведения;
- писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- писать развернутый ответ на вопрос;
- письменно составлять план сочинения;
- писать рассказ-характеристику;
- свободно владеть письменной речью.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный
- Проблемное изложение.
- Исследовательский.
- Частично-поисковый.
Содержание курса
Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека – 1 ч
Из древнерусской литературы -3 ч.
Жанры древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»
Из русской литературы 18 века.- 10 ч. Обзор литературы 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве.
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление». Особенности содержания и формы произведения. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия..».
Г.Р. Державин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям», Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник».
А.Н. Радищев. Изображение русской действительности, критика крепостничества в повествовании «Путешествие из Петербурга в Москву».
Н.М. Карамзин. Понятие и сентиментализме. Внимание писателя р внутренней жизни человека. «Бедная Лиза».
Из русской литературы 19 века- 51 ч. От классицизма и сентиментализма к романтизму. В.А. Жуковский. Очерк жизни и творчества. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады.
А.С. Грибоедов. Личность и судьба. Комедия «Горе от ума». И.А. Гончаров «Мильон терзаний».
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Стихотворения «На холмах Грузии», «Я вас любил». Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе..». поэма «Цыганы», роман «Евгений Онегин», драма «Моцарт и Сальери».
М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Стихотворения «Нет, я не Байрон», «Молитва», «И скучно, и грустно». Поэт-пророк в стихотворении «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу». Любовная лирика «Нет, не тебя так пылко..», «Нищий». Тема России в стихотворении «Родина». Роман «Герой нашего времени».
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Первые творческие успехи. Поэма «Мертвые души».
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи».
Л.Н. Толстой, слово о писателе. Автобиографическая трилогия. «Юность».
Из русской литературы 20 века- 29 ч. Многообразие жанров и направлений. А.П. Чехов. «Образ маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника». «Тоска».
И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи».
М.А. Булгаков. Жизнь и судьба. Повесть «Собачье сердце». История создания, смысл названия, система образов.
М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия, особенности повествования.
А.И. Солженицын. Слово о писателе. Картина послевоенной деревни «Матренин двор».
А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения «Ветер принес издалека..», «О, весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить».
С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в стихотворениях «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано», «Край ты мой заброшенный». Любовь в стихотворениях «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу».
В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте», «А вы могли бы?».
М. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Стихи к Блоку». Образ Родины «Родина», «Стихи о Москве».
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу», « Где-то в поле», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики.
А.Ахматова. слово о поэте. Стихи о поэте и поэзии. любовная лирика. «Сжала руки», «Сероглазый король».
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Я убит подо Ржевом».
Из зарубежной литературы- 7 ч.
Катулл. Слово о поэте. Любовная лирика.
Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество.
Д. Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия».
У. Шекспир. Слово о драматурге. «Гамлет».
И. Гете. Слово о поэте. «Фауст».
Итоги года – 1 ч.
Учебно-методический комплекс:
- В.Я. Коровина. В.П. Журавлев. В.И. Коровин. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013
- Н.В. Золотарева, Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе», 9 кл, М.: Вако, 2014
- О.Н. Абезина. Т.М. Амбушева «Воспитание любви к слову». Волгоград, 2009
- Е.С. Квашнина. Т.Е. Коптяева. Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Выпуск 3. М.: Планета, 2014.
- Видеотека: художественные фильмы «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души», «Собачье сердце», «Судьба человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
рабочая программа по литературе к учебнику Я.В.Коровиной
Рабоая программа по литературе 5 класс к учебнику Я.В.Коровиной...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...