Литературные объединения 20-х годов XX века
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
11 класс. Литература.
Тип занятия. Изучение нового материала.
Тема. Литературные объединения 20-х годов XX века.
Цель урока. Обучающийся научиться разбираться, как в соответствии со временем развивалась литература, и как мы ощущаем себя в этом времени.
Задачи.
1. Организовать работу в группах по изучению документального и литературного материала по теме.
2. Обеспечить работу по созданию устного и письменного высказывания учащихся.
Межпредметные связи. История, искусство.
Педагогические технологии. Педагогическая мастерская.
Форма организации. Мастерская построения знаний по литературе.
Используемые методы. Репродуктивный, проблемно-поисковый, творческий.
Время. 2 урока.
Оборудование. Мультимедийное рабочее место учителя, презентация учителя к уроку, карточки для групп, документальные и художественные материалы, содержащие сведения о литературных объединениях, поиск материалов в Интернете (локальная сеть и компьютерный класс), учебник Сахаров В.И.. Зинин С.А. Литература. 11 класс.
План занятия.
I. Организационная часть и сообщение темы и целей урока.
Взаимное приветствие. Вступительное слово учителя. Сегодня мы погружаемся в мастерскую по теме «Литературные группировки 20-х годов ХХ века». Проникнем в живой литературный процесс, сложившийся в стране в этот период, рассмотрим деятельность литературных объединений и групп, попробуем стать наблюдателями, участниками событий, определим свою позицию к происходящему.
II. Актуализация знаний. Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включение чувств, подсознания, формирование личного отношения к предмету обсуждения.
Просмотр видео-ролика о различных группировках XXI века и участие в группах учащихся этого класса. Обсуждение увиденного, эмоциональный отклик.
Подумайте, приходилось ли Вам участвовать в деятельности какой-нибудь группы – в школе, во дворе, на улице, в Доме культуры, спорткомплексе, в Интернете? Почему Вы согласились? Если не участвовали, то, что привлекло бы Вас, побудило примкнуть к какой-нибудь группе или движению? Запишите свои размышления (1-3 предложения). Запись и высказывание каждого желающего.
III. Начальная мотивация учебной деятельности.
Выразительное чтение воспоминаний Е. Книпович: «Когда меня спрашивают сейчас, как я, человек, переживший Октябрьскую революцию и двадцатые годы в сознательном возрасте, могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подмёток, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю широту света. Но восторг этот не был всеобщим. Не надо думать также, что те, которые были по существу частью происходящей действительности и верили друг другу, не спорили между собой. Свирепые споры Маяковского с Есениным, молодых «серапионов» между собой, всё это – знак времени, это знак творческих возможностей, тех поднятых революцией сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды, своё понимание строящейся культуры. И это ощущение полной свободы высказывания мнений, это глубокое доверие друг к другу не ложились чертой между западничеством Каверина и Лунца и русскими традициями Федина, потому что все они стремились к одной цели и думали об одних и самых главных проблемах и событиях».
Прочитайте список литературных объединений 20-х годов. (Пролеткульт (пролетарская культура) и ВАПП (Всероссийская ассоциация российских писателей), потом РАПП (Российская ассоциация российских писателей), «Перевал», «Серапионовы братья», ОБЭРИУты, ЛЕФ и РЕФ (Левый фронт искусств и революционный фронт), «ничевоки», конструктивисты, ВОКП (Всероссийское общество крестьянских писателей).
Каждой группе предлагается выбрать одно литературное объединение и приготовить гипотетическую программу, принципы, идеи, особенности «своей» группы. Можно включить рисунки, плакаты, лозунги, пение и другие формы представления. (Изначально каждый обдумывает свою идею, потом идеи обсуждаются в группах).
Выступление групп с гипотетической программой. Обсуждение. Использование таблицы «До и после» (заполняется только первая часть таблицы).
IV. Изучение нового материала.
Задание: ознакомиться с предложенными материалами, в том числе и в Интернете, представить выступление, презентацию, ответить на вопрос: совпала ли гипотетическая программа с реальной. Использование карточки-подсказки «Список возможных оснований для объединения». Каждая группа изучает документальный, публицистический и литературный материал группировки, которую представляли.
Выступление групп. Каждая группа по ходу выступления другой заполняет таблицу. Философские взгляды; представление о целях и задачах искусства; интерес к отдельным темам; конкретные цели совместной деятельности; отношение к современному обществу (власти, науке, искусству…), своеобразное отношение к художественном слову; поиски чего?
Итоги выступлений. Что общего? В чём самобытность каждой литературной группировки?
V. Обобщение и систематизация изученного материала.
Выразите свое отношение к той или иной группе, обсудите и создайте текст по предложенным темам в группе. Темы. Мой спор с «рапповцем», Апология «Серапионовых братьев», Моя статья(письмо) в журнал «ЛЕФ», («Красная новь, «На посту»), Я вступил бы (не вступил бы) в это объединение, «Мы – «ничевоки»! Дайте своё название текста.
VI. Итоговая часть занятия.
Чтение текстов. Анализ.
Рефлексия. Ответьте на 2-3 вопроса по собственному выбору. По желанию допишите свои размышления о прошедшей мастерской. Что вызвало действительный интерес, что оказалось лишним? Был ли момент, когда я удивился(лась)? О чём пришлось задуматься? Какое отношение занятие имеет к нашим дням, к современности?
VII. Домашнее задание.
Для всех. Составление интеллектуальной карты «Литературные группировки 20-х годов XX века»; чтение произведений 20-х годов: I группа -А.А. Фадеев «Разгром», II группа - И.Э. Бабель «Конармия», III группа - М.М. Шолохов «Донские рассказы». Индивидуально: живопись и музыка 20-х годов.
Слушатели курсов учителей русского языка и литературы:
Литвиненко С.Ю., МБОУ СОШ №1 р.п. Хор
Медведева О.А., МБОУ СОШ №44 г. Хабаровск
Якибчук Е.Б., МБОУ СОШ №1 п. Берёзовка
Разакбергенова Г.Т., МБОУ Лицей «Ритм»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Революционные организации середины 60-х - начала 70-х годов XIX века
Презентация к уроку истории в 8 классе....
«НЭП и промышленность Мурома в 20-30 годы XX века»
Новая экономическая политика и её реализация на примере развития города Мурома (привлечение краеведческого материала)...
Обзор литературы 20 -30 годов 20 века
Можно использовать на уроках литературы в 11 классе....
Реформы 60-70 - х годов XIX века
урок истории для 8 класса...
"Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века"
Презентация к уроку в 8 классе по теме "Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века" (спор западников и славянофилов и судьбах России)....
презентация по истории "Расширение границ СССР в конце 30-х годов 20 века" 9 класс
презентация рассказывает о присоединениии к СССР западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, о советско-финской войне....
Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"
На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...