«НЭП и промышленность Мурома в 20-30 годы XX века»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Новая экономическая политика и её реализация на примере развития города Мурома (привлечение краеведческого материала)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nep_i_promyshlennost_muroma_v_20-30_gody_xx_veka..doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «НЭП и промышленность Мурома в 20-30 годы XX века». (9 класс)
Цель урока:
- Уяснить, что привело к новой экономической политике, т.е. причины перехода от политики «военного коммунизма» к НЭПу;
- Проследить развитие НЭПа на примере Муромского уезда;
- Определить итоги НЭПа для страны и нашего города;
- Воспитывать в школьниках чувства любви и заинтересованности прошлым малой родины.
Словарь: ПРОДНАЛОГ, ПРОДРАЗВЕРСТКА, НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ, ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ,
ХОД УРОКА
Эпиграф:
«Мы до известной степени заново создаем капитализм»
«НЭП – пересмотр «всей нашей политики социализма»
НЭП – «вводится всерьез и надолго, но … не навсегда».
(В.И.Ленин)
Опережающее задание: прочитать §§ 53-54 «Экономика Мурома» в учебном пособии История мурома и Муромского края.
1. В начале урока с учащимися следует повторить понятия: «продразверстка» и «военный коммунизм». (см. словарь)
Далее учитель рассказывает о НЭПе и о 20-х гг. используя статистические данные по России в период НЭПа.
Показатели | 1921г. в сравнении с 1913г. | Период НЭПа |
Промышленность | Сократилась в 7 раз | Подъем на 80% |
Сельское хозяйство | Сократилась на 40% | Восстановление посевных площадей |
Урожай зерновых | Сократился на 45% | Увеличился на 20% по сравнению с 1913г. |
Выступление ученика с сообщением по теме: «Промышленность Мурома в годы НЭПа»
После выступления класс заполняет сравнительную таблицу:
НЭП и военный коммунизм
(материалы по НЭПу и военному коммунизму берутся на примере Мурома)
Линия сравнения | Военный коммунизм | НЭП |
Производство | Национализация промышленности: в январе государству перешел водный транспорт, в октябре - крахмалопаточные заводы и мануфактурные магазины, в декабре - маслобойные заводы и текстильные фабрики. Национализации подлежали и металлургические заводы. | В годы НЭПа число предприятий в Муроме значительно увеличилось, и если в 1920 г. их было тридцать девять, то в 1923 года уже сто сорок шесть. Увеличение произошло в основном за счет частных ремесленных заведений. Разрешена сдача предприятий в аренду. Развивалась металлообрабатывающая промышленность. 1912г. – строительство паровозоремонтных мастерских сейчас это завод имени Дзержинского. |
Торговля | Запрещение частной торговли, отмена оплаты топлива. Жилья, электроэнергии | С разрешением частной торговли в годы НЭПа в городе открылись многочисленные частные магазины, трактиры, чайные, появились частные хлебопекарни, домашние цеха по производству и продаже колбасы. |
Сельское хозяйство | С 1918 года в уезде началось перераспределение земли, в ходе которого было конфисковано 12.990 десятин частновладельческих земель. Все частные хозяйства, помещичьи владения передавались крестьянам, совхозам и сельскохозяйственным артелям в бесплатное пользование. Уездные земельные отделы обязывались принять все меры к внедрению коллективного хозяйства. В бывших помещичьих имениях создавались трудовые земледельческие коммуны. Коммуны были основаны на общинном, уравнительном принципе распределения продуктов, в них проводилось полное обобществление земли, инвентаря, рабочего и продуктивного скота, жилых и хозяйственных построек. | С введением НЭПа крестьяне получили возможность свободно продавать на рынке свои продукты. Одновременно государство призывало крестьян и рабочих объединяться в кооперативы. В Муромском уезде организовывали различные сельскохозяйственные объединения, союзы, производственные кооперативы - машинные, семенные, мелиоративные и другие товарищества. В 1922 году в Муроме был организован Приокский районный союз сельскохозяйственных и кустарно-промысловых кооперативов. |
Характер труда | Всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда. Труженики отчуждены от результатов труда | Возрождение экономических стимулов к труду. отменена трудовая повинность, созданы биржи труда |
Положительные стороны | Эффективна при чрезвычайных обстоятельствах | Создает стимулы к труду, обеспечивает экономический подъем рыночными методами. |
Далее учащимся предлагается заслушать отрывок из произведения М.Булгакова «Сорок сороков».
Каковы причины происходящих перемен?
- 1 панорама – военный коммунизм – карточная система, отсутствие товара, запустение и т.д.
- 2 панорама – НЭП – обилие продуктов, магазинов, трактиров, чайных.
Индивидуальное творческое задание: написать очерк «Вслед за Булгаковым» панорама 5 «Муром сегодня 2009 год». (Домашнее задание)
В тетрадях делается запись о причинах свертывания НЭПа:
- НЭП – это временная мера
- Государству нужны средства для модернизации промышленности
- Идет создание тоталитарного государства
- В сознании людей господствует психология «военного коммунизма»
- НЭП не гарантировал бескризисного состояния экономики.
Задание учащимся:
Как развивался Муром в годы свертывания НЭПа?
Какие виды кустарного производства существовали в Муромском уезде?
(Изготовление сундуков, кузнечных мехов, стальных изделий. В деревнях работали рогожники, ткачи, плотники, столяры, ведерники, кузнецы, сапожники, маслобойщики, калачники. Существовали транспортные промыслы: речной и извоз).
Вывод: Но, несмотря на развитие промышленности, и кустарного дела безработица в муроме изжила себя только в первую пятилетку.
На заключительном этапе урока выполняется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по истории Мурома и Муромского края. Заполняется таблица:
Сильные и слабые стороны индустриализации
Сильные стороны | Слабые стороны |
Стахановское движение Возникновение новых предприятий | Сверхнапряжение, а в результате аварии и прогулы. |
Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на этом уроке?
Домашнее задание: выпишите в тетради виды кустарного промысла и при помощи словаря найдите определения к незнакомым словам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Революционные организации середины 60-х - начала 70-х годов XIX века
Презентация к уроку истории в 8 классе....
Обзор литературы 20 -30 годов 20 века
Можно использовать на уроках литературы в 11 классе....
Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"
Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....
Реформы 60-70 - х годов XIX века
урок истории для 8 класса...
"Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века"
Презентация к уроку в 8 классе по теме "Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века" (спор западников и славянофилов и судьбах России)....
презентация по истории "Расширение границ СССР в конце 30-х годов 20 века" 9 класс
презентация рассказывает о присоединениии к СССР западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, о советско-финской войне....
Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.
Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа) и творческой работы....