Реформы 60-70 - х годов XIX века
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Зареченская СОШ
Рформы 60-70 – х годов XIX века
Открытый урок истории в 8 классе
Подготовила учитель истории
Светлана Владимировна Какоткина
I квалификационная категория
Цели урока:
- Познакомить учащихся с реформами 60-70 – х годов XIX века, показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность с другой;
- Развивать умения строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать источники, ставить и разрешать проблемы;
- Способствовать формированию мировоззрения учащихся, развитию их исторического мышления; знакомить с закономерностями становления и развития капитализма в России;
Оборудование:
портреты политических деятелей Александра II, Д.А.Милютина.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Либеральные реформы 60-70 – х годов.
- Реформы местного самоуправления.
- Судебная реформа.
- Военная реформа.
Ход урока
- Проверка домашнего задания:
Исторический диктант: О ком или о чем идет речь?
- Крестьянин, освобожденный от крепостной зависимости по реформе 1861 года, но не переведенный на выкуп.
- Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.
- Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции.
- Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.
- 80% от стоимости надела, которые платило за крестьян государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет.
- Крестьянин, который после 1861 года нес повинности в пользу помещика.
- Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.
- преобразование в какой – либо сфере государства.
Составить предложения с терминами, изученными на предыдущем уроке.
РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ
МАНИФЕСТ
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
ЛИЧНАЯ СВОБОДА
ПЕРЕВОД НА ВЫКУП
ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК
ОТРЕЗКИ
КАПИТАЛИЗАЦИЯ ОБРОКА
Вывод: В чем историческое значение реформы 1861 года? Правомерно ли называть эту реформу Великой?
Крестьянская реформа 1861 года – важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:
- Создавала необходимые условия для утверждения капитализма;
- Способствовала росту темпов экономического развития;
- Способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоев – пролетариата и промышленной буржуазии, изменению самого крестьянина.
Реформа отмены крепостного права была непоследовательной и противоречивой.
Во-первых, она ущемляла экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда.
Во вторых, реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам.
- Либеральные реформы 60-70 – х годов.
Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60-70 – х годов XIX века.
Дайте определение понятию РЕФОРМА.
Франц. REFORME, латин. REFORMO – преобразовываю, преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Дайте определение понятию ЛИБЕРАЛИЗМ.
Либерализм – буржуазно – идеологическое и общественно – политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства.
За отменой крепостного права в 60-70 – х годах последовали и другие реформы:
Земская реформа
Городская реформа
Судебная реформа
Военная реформа
Реформа в области народного просвещения
Лабораторно – практическое занятие. Работа в парах.
1 пара – Земская реформа.
Материалы для изучения: учебник стр. 215-216, документ «Из положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 года».
ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
ИЗБИРАТЕЛИ
Задание: заполнить схему «ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Вопросы:
Объясните цель учреждения земств?
Какие вопросы находились в ведении земств?
Какие меры могли принимать земства для обеспечения народного продовольствия, прекращения нищенства, попечения о народном образовании, народном здравии?
2 пара Судебная реформа.
Материалы для изучения: учебник стр.216-218.
Задание: Заполнить схему: «Судебная система по реформе 1864 года»
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1964 ГОДА
Вопросы:
На каких принципах основывалось судопроизводство в Российской империи согласно судебной реформе 1864 года?
Какое значение имела судебная реформа 1864 года?
Каковы были недостатки реформы?
3 пара: Военная реформа.
Материалы для изучения: учебник стр. 218, документ «Из устава о воинской повинности 1874 года»
Задание: Изложите суть военной реформы.
Вопрос: Какое значение имела военная реформа 1874 года.
Сообщение пар о проделанной работе.
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Великие реформы 60-70 годов XIX века"
Презентация по теме "Великие реформы 60-70 годов XIX века" В презентации раскрываются особенности земской, городской, судебной,военной реформ периода правления Александра II....
Разработка урока по теме "Великие реформы 60-70 -х годов XIX века"
Великие реформы 60—70-х гг. XIX в. третий урок темы «Эпоха великих реформ»....
Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 годов 19 века"
Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 годов 19 века"...
Презентация к уроку истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 годов 19 века"
Презентация к уроку истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 годов 19 века"...
Контроль уровня знаний понятий по §19-24 "Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века. Социально-экономическое положение России. Либералы и консерваторы
Работа составлена на 2 варианта, содержит 5 заданий - как тестовых, так и с открытым вариантом ответа. Работа применительна как текущий контроль знаний учащихся....
Тема урока: "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?"
Разработка урока истории. 10 класс. Работа в группах....