Урок литературы в 7 классе по рассказу А. П. Платонова "Юшка".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Учебное занятие в 7 классе по рассказам "Юшка" и " В прекрасном и яростном мире" А. П. Платонова отражают нравственное воздействие литературных произведений, позволяет донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов нравственного порядка. К уроку "Нам жизнь дана, чтобы любить" подготовлена презентация. Данная методическая разработка может быть реализована при желании учителя и контакте с учащимися. Совместная работа педагога и ученика обеспечивает сотрудничество в образовательном пространстве урока, что способствует созданию атмосферы сотворчества, внимательного отношения к мысли друг друга, совместной поисковой и исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данные уроки проводятся в 7 классе при изучении творчества А. П. Платонова | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Данная методическая разработка посвящена проблеме нравственного воспитания учащихся на уроках литературы. В работе указана специфика нравственного воздействия уроков литературы, рассмотрены возможные виды работы по изучению художественных произведений, формирующих нравственные качества, предлагаются активные формы обучения.
Представленный материал – уроки литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова: «Нам жизнь дана, чтобы любить…» ( по рассказу «Юшка») и «Формула жизни А. Платонова» ( по рассказу «В прекрасном и яростном мире»).
Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы общеобразовательных школ при подготовке и проведении уроков.
Введение.
Пред нами, филологами, проблема нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место».
Жизнь молодого поколения должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями.
Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.
Специфика нравственного воздействия литературы и заключается в том, что читатель - ребёнок имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя, осмысляя его подход к миру и человеку.
Новизна методической разработки – в попытке построить воспитывающий урок литературы, опираясь на концепцию «присвоения мира», выдвинутую Н. Е. Щурковой. Присвоить мир – значит включить в структуру личности все его проявления как личностно значимые, видеть себя в контексте протекания событий жизни, понимать связь своего существования и существования окружающих, брать на себя ответственность за характер протекания жизненных явлений.
Цель методической разработки – представить разработки учебных занятий по рассказам А. Платонова: «Юшка» и «В прекрасном и яростном мире». Эти занятия отражают нравственное воздействие литературных произведений, позволяют донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка.
Условия применения: общеобразовательная, малокомплектная школа, так как дети близки к природе, осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику. Одним из главных условий нравственного развития учащихся является учебный диалог. Диалог – это естественный информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия.
Использование следующих форм проведения уроков также помогает в решении поставленных задач: урок-диалог, урок-исследование, урок творческая мастерская, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия.
Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.
Работая над проблемой «Нравственное воспитание на уроках литературы», я убедилась, что дети по-разному воспринимают произведение, поэтому нужно очень осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными.
На уроках литературы обращаюсь к художественным произведениям, рекомендованным программой общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. В соответствии с программой на уроках литературы идёт выработка у учащихся умений:
- полноценно воспринимать художественные произведения;
- работать с книгой (критикой, научно-популярной, публицистической, справочной);
- владеть монологической и диалогической речью, создавать устные и письменные сочинения, участвовать в обсуждении проблемы.
Данная методическая разработка может быть реализована при желании учителя и контакте с учащимися. Совместная работа педагога и ученика обеспечивает сотрудничество в образовательном пространстве урока, что способствует созданию атмосферы сотворчества, внимательного отношения к мысли друг друга, совместной поисковой и исследовательской работы.
Основная часть. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы при изучении рассказов А. П. Платонова.
Раздел 1. «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
(урок в 7 классе по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Целеполагание, мотивация. Вступительное слово учителя.
- С произведениями какого автора мы познакомились? (А.Платонов – удивительный писатель. Вы уже заметили, когда читали его рассказы, что они необычны, своеобразны, философские; они учат нас мудрости, любви и уважению к человеку. Сегодня у нас заключительный урок по рассказу «Юшка» Платонова. Для темы нашего урока я взяла слова Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
-Цели нашего урока… (На слайде).
Цели:
- раскрыть своеобразие рассказов А. Платонова, особенности его героев;
- определить, какие нравственные ценности завещает автор в произведении;
- развивать навыки характеристики героя, умения сопоставлять произведения и героев одного автора.
Оборудование:
– презентация Power Point (Приложение № 1).
3. Актуализация знаний и умений.
- Посмотрите еще раз на слова темы урока. Понятны ли вам эти слова? Просты ли они?
- На первый взгляд и слова просты, и сделать это легко. Но оглянитесь вокруг. Можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все и любят тоже не всех.
- Как доказательство этому – слайды (во время их показа играет музыка) Посмотрите на них, какое впечатление они произвели на вас? Что чувствовали, глядя на это? Что их различает и объединяет? (Время; страдания, жестокость)
- Вспомните, какие произведения рассказывают о зле, о несправедливостях в жизни, о жестокости? Почему так решили?
Можно ли отнести к нашей жизни эти строки:
Мы живём, всё живое губя,
На ступеньках у ада.
Мы в заложники взяли себя,
Ощетинившись взглядом.
- Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, чтобы вас всегда любили.
Я думаю, наш урок поможет вам.
Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрёка,
Чтобы внутри всё пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.
4. Систематизация и углубление знаний. Анализ произведения.
- Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. У вас на столах распечатки. Выберите из предложенных вариантов тот, который больше подходит к теме урока. Объясните, почему выбрали этот вариант
- Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. ( Б.Пастернак)
- Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья. (М.Ю.Лермонтов)
- Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. (О.Волков)
- Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой. (И.Суриков)
- А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой. (М. Ю. Лермонтов)
-Почему никто не предложил 5 вариант? (Юшка тихий, безобидный человек, а не бунтарь)
-Какое впечатление на вас произвёл рассказ «Юшка»? Объясните.
5.Самостоятельная работа.
(на слайде)
Окружающие Юшка
- дразнили - ничего не отвечал
- обижали - не гонялся
- издевались - не обижался
- смеялись - никого не ругал
- обвиняли в своих несчастьях - жалел всех
- удивлялись - радовался
- не понимали - «верил, что его любят, но не понимают»
- считали лишним - «…без меня тоже нельзя…»
- «хоть бы ты помер…» - «…мы все равны…»
- Почему же и дети, и взрослые так относились к нему?
- А как поступили бы вы на месте героя? Почему?
- Кто был бы тогда прав: вы или Юшка? Почему? (Если бы повели себя жестоко, стали бы похожи на них, не были бы ничем их лучше)
-По своему отношению к людям, п оведению Юшка был непохож на других. Как иначе называют таких людей? (Странный)
6. Словарная работа.
- Как вы понимаете это слово? (Необычный, непохожий на других)
- Как ещё называют таких людей?
-Прочитайте слова на слайде. Как вы их понимаете? (Блаженный, сокровенный)
- Прочитайте объяснения словам из словаря, запишите их в тетрадь.
Блаженный - осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый.
Сокровенный - нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное.
- Объединяет ли что-то эти слова? (Скрытое, тайное, необычное)
- Как можно назвать такие слова? (Синонимы)
- Скажите, только ли Юшка был одиноким, непонятым человеком среди других героев Платонова?
7. Работа с текстом. Сопоставление героев Платонова из его произведений: «Неизвестный цветок», «В прекрасном и яростном мире», «Юшка» (результаты работы на слайдах)
- В чём герои похожи? Докажите примерами из текста.
Машинист Мальцев (из рассказа «В прекрасном и яростном мире»):
- трудолюбив
- талантлив
- «…глаза глядели отвлечённо, как пустые…»
- молчалив и одинок
- не понят
- тихий, кроткий, наивный
- сильным духом, терпеливый
Неизвестный цветок (из сказки-были «Неизвестный цветок»)
- «…рос один…»
- упорство и трудолюбие
- молчалив
- терпелив и нетребователен
- «…не хотел жить печально…»
- маленький
- «…он ведь был слепой…»
- необычный, непохожий на другие цветы
Юшка (из рассказа Юшки)
- «…плохо видел глазами…»
- «…был мал ростом…»
- трудолюбив и нетребователен, терпелив
- молчалив
- непохож на других
- радовался людям
8. Анализ рассказа.
-Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь
- Всегда ли Юшка был покорным? (Нет)
- Был бы Юшка счастлив среди людей? А где ему было хорошо и спокойно? (На природе)
- А другие герои Платонова были счастливы? Где и когда?
- Что ещё необычного сделал Юшка в жизни? (Заботился о приёмном ребёнке)
- Каждый ли человек может так поступать?
- Как одним словом можно назвать все поступки Юшки? (Нравственные)
- Как понимаете это слово?
- Легко ли быть человеком? Почему?
- Можно ли сказать, кто из героев оказался сильнее: Юшка или окружающие? (Юшка)
- В чём его сила?
- Только ли рядом с Юшкой был человек, продолжающий делать добро? А другие платоновские герои?
- Дайте характеристику Юшки по плану.
9.Характеристика героя, рецензия на ответ (план на слайде)
- Место героя в произведении.
- Семейное и общественное положение, где и как живёт.
- Внешность, одежда.
- Речь.
- Цели в жизни.
- Поступки, поведение. Отношение к нему окружающих.
- Отношение автора к герою, его роль в произведении.
10.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- На что похожи все рассказы Платонова? (На притчу)
-Что это за жанр? (В его основе лежит поучение, заповедь) (определение на слайде)
- -Какую же заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека вовремя)
- А что значит любить? В чем проявляется любовь? (на слайде в виде ромашки):
-милосердие -сострадание
-доброта -внимание
-забота -жалость
-участие -сочувствие
- Есть ли сходство в концовке всех рассказов Платонова? В чем оно? (Никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло).
- Сам Платонов писал:
Я не мудрый, а влюблённый,
Не надеюсь, а молю.
Я теперь за всё прощённый,
Я не зная, а люблю.
-О чём вас заставил задуматься рассказ?
Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.
11. Домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему: «Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку».
Раздел 2. Формула жизни А.П. Платонова (по рассказу "В прекрасном и яростном мире»)
Цели урока:
– раскрытие нравственной позиции А.Платонова на основе анализа рассказа;
– утверждение необходимости высоких духовных идеалов, таких как любовь к ближнему, милосердие, чувство ответственности, жертвенность;
– формирование навыков работы с текстом, публичного выступления, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
– презентация Power Point (Приложение № 2).
Методы работы: создание проблемной ситуации, аналитическая беседа, работа с текстом.
Ход урока
I. Орг. момент. Проверка готовности учащихся (на столах учебники, тетради, дневники).
II. Сообщение темы.
Сегодня на уроке мы переходим к изучению следующего раздела: произведения русских писателей XX века. И открывает его Андрей Платонович Платонов. Продолжаем изучать его творчество.
III. Актуализация знаний и умений (тест по содержанию рассказа).
Посмотрим, насколько внимательны вы были при чтении рассказа «В прекрасном и яростном мире», как хорошо знаете содержание текста. Время -10 мин. (Приложение № 3) (Озвучить результаты тестирования)
IV. Постановка проблемного вопроса.
А.П.Платонов из тех писателей, о которых говорят: “Писатель будущего: не оцененный по достоинству в свое время, он идет к нам, а мы идем к нему.” (Приложение № 2. Презентация, слайд № 1).
Постигать произведения этого автора не просто, так как необычен и сложен его стиль, философски и нравственно глубока проблематика его творчества. Попытаемся проникнуть в эти глубины. Сегодня на основе анализа рассказа “В прекрасном и яростном мир мы попробуем определить нравственную “Формулу жизни” А.Платонова: что является необходимейшим составляющим человеческой жизни, человеческого счастья по Платонову. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 2,3). Оформление тетрадей: запись темы, оформление таблицы.
V. Основная часть урока. Анализ рассказа.
В автобиографии А.П. Платонов признавался: “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще паровозы, машину, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда, в детстве, понял, что все делается, а не само родится”. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 4).
– Найдите в рассказе строки, которые перекликаются с этими мыслями писателя и зачитайте их.
– А как вы понимаете слова: “…все делается, а не само родится”?
– Один из главных персонажей рассказа – А.В.Мальцев. Что это был за работник?
– Чем для него была работа? (Смыслом жизни, счастьем)
– Сделаем первый вывод: одно из слагаемых “формулы жизни” по Платонову – труд, работа, любимая работа, которая оправдывает жизнь, мастерство в профессии. Труд – это нравственное содержание человеческой жизни. Оформим таблицу. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 5).
– Итак, Мальцев по сюжету рассказа попадает в тюрьму. За что?
– Дело закрыто. Но почему Костя пишет следователю и просит пересмотреть дело?
– В конце четвертой главы рассказчик говорит: “Но я хотел защитить его от горя судьбы. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать”. Когда и в связи с чем герой пришел к такому выводу?
– В рассказе дилемма: быть зрячим, но в тюрьме или слепым, но на свободе. В этом и проявляется ярость мира, как ее понимает Платонов.
– Почему рассказчик чувствует свою вину перед Мальцевым?
– Как характеризует рассказчика его последний поступок по отношению к Мальцеву?(Это человек, в душе которого живет чувство ответственности за тех людей, которые волею судьбы оказались рядом).
– Сделаем второй вывод: следующее слагаемое “формулы жизни” по Платонову – чувство ответственности за других, за все в мире. Оформим таблицу. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 6).
– Как вы думаете, что же помогло Мальцеву восстановить зрение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).
– Дополним еще нашу таблицу: что еще является слагаемым “формулы жизни” по Платонову, что мы услышали в последних ответах одноклассников? (Любовь. Готовность любить, отдавать себя другим. Милосердие). (Приложение № 2. Презентация, слайд № 7).
– Обратим внимание на эпиграф к произведению, посмотрим, как он связан с рассказом. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 8). “Надо относиться к людям по-отцовски”. Что означает это выражение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).
Прочитаем последний абзац рассказа. Как эпиграф связан с рассказом?
– Как называется рассказ?
– Обсудите вопросы с соседом по парте и сформулируйте единый ответ:
*В чем, по мнению Платонова, проявляется “ярость” мира?
*Чем же тогда прекрасен этот мир? (Приложение № 2. Презентация, слайд № 9).
– Да, человек должен быть готов к борьбе с жестоким, “яростным миром” за то, чтобы он стал прекрасным и добрым.
VI. Итог урока.
Сделаем вывод: что составляет нравственную “формулу жизни” Платонова по рассказу “”В прекрасном и яростном мире? По таблице. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 10)
VII. Домашнее задание.
(Приложение № 2. Презентация, слайд № 11):
по рассказу А.Платонова “Корова”:
- нарисовать иллюстрацию к произведению;
- приготовить сжатый пересказ произведения;
- написать развернутый ответ на вопрос: “Почему рассказ называется “Корова”?
- написать отзыв о рассказе (см. стр.21 учебника).
Заключение
Мы считаем, что предлагаемая методическая разработка демонстрирует уроки литературы, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся. Для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют учащимся под руководством учителя достигать новых результатов в своём развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.
Заканчивая работу, хочется обратиться к словам замечательного человека, писателя, ученого С.Л. Соловейчика, который в своей книге «Педагогика для всех» говорит: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, т.е. обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».
Данная методическая разработка была представлена профессиональному сообществу 10.09.12 на РМО в форме презентации серии уроков.
Список литературы
1. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1997.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
3.Берестовская С. Э. О взаимодействии нравственного и эстетического в преподавании литературы // Литература в школе – 2004. - №2 – с.38- 39.
4. Галимова Л. М. Без доброты и сострадания нет человека// Литература в школе. – 2003. - №7 – с. 44 – 45.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1991.
6. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все? - М.: Просвещение, 1990.
7. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.: Педагогика, 1986.
8. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М.: Просвещение, 1986.
9.Караковский В.А. Воспитай гражданина. - М.: Московский рабочий, 1987.
10.Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII кл. - М.: Просвещение, 1984.
11. Мурин Д. Н. Гуманитарная культура и учитель литературы// Литература в школе. – 2003. - №4.
12. Нестерова Н.И. Формирование нравственных идеалов старших школьников при изучении русской классической литературы. – М., 1985.
13. Попова Е. В. «Есть ценностей незыблемая скала». Духовные ценности в отечественной философии и литературе// Литература в школе. – 2003. - №7. – с.22 – 25.
14. Селиванова О. Г. Управление качеством образования школьников в условиях становления личностной парадигмы: Учебно-методическое пособие. – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ. – 2004.
15.Сосновская И. В. «Сердце сердцу весть подаёт, сердце сердце чует» // Литература в школе. – 2003. - №7. – с. 42 – 45.
16. Щуркова Н. Е. Нравственное воспитание школьников// Воспитание школьников. – 1990. - №1. – с. 13 – 15.
Оглавление.
1. Аннотация 2
2. Введение 3
3. Основная часть. Нравственное воспитание учащихся на уроках
литературы при изучении рассказов А. П. Платонова
3.1 Урок литературы в 7 классе по теме: «Нам жизнь
дана, чтобы любить» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка») 5
3.2 Урок литературы в 7 классе по теме: «Формула жизни
А. Платонова (по рассказу «В прекрасном и яростном мире») 10
4.Заключение 14
5.Список литературы 15
6. Оглавление 16
7. Приложения 17 Приложение 1. Презентация к уроку по рассказу А.П. Платонова «Юшка».
Приложение 2. Презентация к уроку по рассказу А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Приложение 3. Тест по содержанию рассказа А.П. Платонова «В прекрасном
и яростном мире»
Приложение 1.
Презентация к уроку по рассказу А.П. Платонова «Юшка» (см. на диске)
Приложение 2.
Презентация к уроку А.П. Платонова по рассказу «В прекрасном и яростном мире» (см. на диске).
Приложение 3.
Тест по рассказу А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
1.Сколько лет было машинисту А. В. Мальцеву?
А) 40 лет
Б) 30 лет
В) 50 лет
Г) 60 лет
2.Квалификацию какого класса имел машинист Мальцев?
А) 1 класса
Б) 2 класса
В) 3 класса
Г) 4 класса
3.Назовите имя рассказчика, работающего помощником у Мальцева
А) в рассказе оно не указано
Б) Игорь
В) Витя
Г) Костя
4.Сколько времени проработал герой рассказа помощником у Мальцева?
А) 2 месяца
Б) 5 лет
В) около года
Г) ушёл на следующий день
5. На сколько часов опаздывал пассажирский поезд, который подцепили к курьерскому поезду Мальцева?
А) на час
Б) на 4 часа
В) на 5 часов
Г) на 8 часов
6. Трагическая случайность с Мальцевым произошла
А) зимой 6 декабря
Б) летом 5июля
В) дата не указана
Г) в прошлом году
7. Кто встречал Мальцева у дома после трагических событий?
А) жена и дети
Б) дети
В) жена
Г) никто не встречал
8. В кабине паровоза герой рассказа посадил слепого Мальцева
А) на специально оборудованное место
Б) на место помощника
В) рядом с собой
Г) на своё место машиниста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...