урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок" в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_tvorchestvu_a.p.platonova.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАССКАЗУ А. ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»
Место проведения урока: МОУ «Могойтинская СОШ»
Класс: 6
Предмет: литература
Тема: Братство звезд, зверей и людей (урок по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок») Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. Платонова «Неизвестный цветок»
Цель урока: понять смысл платоновской сказки: только любовь и труд могут объединить распавшуюся Вселенную, положить конец всеобщему сиротству
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года, умер 4 января 1951 года. Сын железнодорожного рабочего. Автор многих произведений, которые отличаются своеобразием художественного мировосприятия и стиля.
В Тамбове служил в земельном управлении заведующим отделом мелиорации с декабря 1926 г. по март 1927 г. Побывал во многих отдалённых населённых пунктах. Этот период жизни нашёл отражение в письмах и литературных произведениях. Писатель полагал, что рассказывать нужно о простой жизни тружеников.
В годы Великой Отечественной войны он был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». В последние годы жизни занимался литературной обработкой русских и башкирских сказок.
Его сказки часто носят притчевый характер, порой тесно переплетаются с реальной действительностью. Писатель видит мир глазами мудрого народного сказителя. Его мудрость сопряжена с детски ясным взглядом на жизнь.
Цель: понять сокровенный смысл платоновской притчи: только любовь и труд могут объединить распавшую Вселенную, положить конец всеобщему сиротству
Сказка-быль «Неизвестный цветок» создана А. Платоновым в 1950 году, в самом конце его творческого пути. Это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера.
В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова:
о победе человека над смертью,
об огромной силе созидающего труда,
о великом братстве всего во Вселенной,
о превращении «скучного», сонного мира в мир одухотворенный, звучащий - мир гармонии.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» прочитана детьми дома.
Работа по содержанию
- Какое чувство вызывает описание одинокого цветка? (жалость)
- Меняется ли настроение повествования к концу сказки? (да)
- Кого бы вы назвали главным героем сказки?
- Почему произведение названо сказкой-былью?
Работа по тексту
- Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Зачитайте. Здесь значима каждая деталь, каждое слово.
1. Какое чувство звучит в этих первых строках? (чувство щемящего одиночества, вечная тоска сиротских душ, живущих на земле)
2. Что вы чувствуете в описании? (грусть, печаль и даже тоска)
3. Подумаем, какие слова в первых двух предложениях помогут нам понять настроение автора? (маленький – никто – на земле)
4. Почему важным оказалось для нас не только слово «маленький», но и сочетание «на земле»?
5. Какое прилагательное хочется добавить к слову «на земле»?
Маленький цветок – на огромной земле
- Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу
Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос:
«Как тебя зовут?» (меня никто не зовет, я один живу) Цветок одинок
Мир Платонова – мир всеобщего сиротства и разобщенности.
Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные, забыты и нелюбимы даже предметы и механизмы. Мир словно разбит на кусочки. И вот появляется в сказке девочка Даша, другие дети, помогающие выжить цветку.
- Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка?
Перечитаем строки: «она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери» (Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору)
- Как помогли дети цветку? (в трудную минуту поддержали маленький и одинокий цветок именно дети)
- Почему автор именно детям предоставляет право изменить совершенство мира?
Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету»
- Только ли о потомках цветка идет здесь речь?
Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с детьми: «Дети – спасители Вселенной», - писал Платонов
Идея «всеединства», духовного объединения людей – извечный мотив русской христианской философии – у Платонова приобретает космический масштаб и вырастает в стремление осуществить «братство звезд, зверей и людей»
- Как описывает Платонов расцветший цветок? (сравнивает со звездой)
Читаем описание «Венчик у него был составлен…»
«Человек и Вселенная – одно, и человек сам та же сила, которая бьется и дышит в звездах и траве» А. Платонов из статьи «О любви»
- Что поможет объединить распавшую вселенную, положить конец всеобщему сиротству? (любовь и труд)
Для преодоления зла люди должны объединиться и осуществить «братство звезд, зверей и людей»;
Против враждебных сил нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и открытыми сердцами. Вторая идея сказки – идея жизни
Перечитаем описание пустыря
Образы – старые серые камни, сухая мертвая глина, голый каменный пустырь
- Как неживая природа в лице голого пустыря превращается в живую? (цветок преодолевает все мучения, борьба не только тела, но и духа)
- Чтобы не исказить платоновскую идею – идею жизни, подчеркнем глагольным рядом, выбранном из текста, мучительные усилия цветка по преодолению враждебных «яростных» сил природы
Семечко приютилось, томилось, впилось в камень
Цветок сторожил ветер и влагу, трудился, превозмогал терпением
- Каким враждебным силам сопротивлялся цветок? (голод, боль, усталость, безжизненность почвы пустыря)
-Как можно одним словом передать такую жизнь цветка? (трудная)
- Найдите в тексте слова, однокоренные с этим прилагательным?
Трудная – труд, трудиться, трудна, труженик
- Мы видим, что понятие труд – одно из ключевых в сказке.
Автор неоднократно подчеркивает, что только напряженный, мучительный труд поможет цветку преодолеть все препятствия.
-Что, кроме физической силы, потребовалось цветку, чтобы преодолеть все трудности? (Сила духа)
Главная мысль «Для того, чтобы преодолеть враждебные силы природы, превратить неживое в живое, безобразное и низкое в прекрасное, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться»
Перечитайте, пожалуйста, два последних абзаца сказки.
- В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? Почему?
- Найдите выражение, описывающее жизнь цветка-сына. (Был живой и терпеливый, был сильнее отца, немного лучше его)
Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным.
В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды, чтобы появилось «братство звезд, зверей и людей»
- Чему научила вас сказка?
Домашнее задание: нарисовать мир героев сказки таким, каким они его себе представляют
Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....
Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"
Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"....
урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"
урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...
методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"
Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....
Урок литературы в 5 классе. Ю. Яковлев "Цветок хлеба"
На уроке используется один из приемов технологии развития критического мышления - чтение с остановкми. Рассказ вызывает неподдельный интерес у пятиклассников. Прием "чтение с остановками&qu...
Презентация к уроку родной литературы по рассказу Ю.Я. Яковлева "Цветок хлеба"
Урок родной литературы 7 апреля.20 год...
Самоанализ урока литературы по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок"
Самоанализ открытого урока литературы в 6 классе по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок"...