Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по рассказам А.П.Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок" | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Цветок доброты. (По рассказам А.П. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»).
Цели урока:
Образовательная: анализ рассказов А.П.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок», знакомство с новыми словами.
Развивающая: развитие речи учащихся, техники чтения.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к окружающим людям, внимательности, сострадания.
Оборудование: рисунки учащихся, иллюстрации к рассказам.
Учитель:
- Посмотрите, как сегодня много цветов вокруг нас. Известный датский сказочник Ганс Христиан Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Цветы сопровождают нас всю жизнь. Цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь. На свете огромное множество разных цветов. А один цветок, не совсем обычный, писатель Андрей Платонов назвал неизвестным. Сказка-быль «Неизвестный цветок» - это последнее произведение писателя. Платонов написал его будучи тяжело больным, за несколько дней до смерти. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Что обычно люди завещают своим детям? (материальные ценности). Чем это завещание отличается от обычного? (это нравственные заповеди, обращённые к нам, потомкам А.П.Платонова).Цель нашего урока -попытаться понять эти заповеди, основываясь на глубоком разговоре о прочитанном.
-Какой эпизод сказки-были понравился вам больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
-На какие части вы бы разделили весь текст сказки?
-Какой была жизнь цветка на пустыре? Подтвердите ваш ответ словами текста.
-Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?
-Найдите в тексте слова, которыми автор называет запах распустившегося цветка.
-Были ли в жизни цветка минуты радости? Какие?
-Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
-Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями , в которых ему довелось родиться и жить?
2.-Почему Даша оказалась около пустыря?
-В каком она была настроении? Найдите в тексте слова, которые подтверждали бы грустное настроение Даши.
-Почему Даша завидовала письму?
-Повлияло ли Дашино настроение на то, что Даша почувствовала благоухание?
-Цветок, по сказке, умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?
-Как вы думаете, цветок хоть чем-нибудь помог Даше?
-В чем проявилось сострадание Даши? Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая открытие маленькой незнакомой жизни, сделавшая шаг на встречу одинокой души, сумевшая увидеть то, что никто до неё не замечал?
3.Дали ли результаты усилия детей?
-Где Даша нашла такой же, но только новый цветок?
-Писатель не случайно «вырастил» сына-цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал, как вы считаете?
-Что унаследовал сын от своего отца? Что в нём изменилось?
-Какое чувство вызывает это новый цветок у писателя, у Даши, у вас?
- Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать в качестве вывода?
ЖИТЬ - ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ.
А.Франс
КТО НЕ ОТЗЫВАЕТСЯ НА ЗОВ, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ТОГО, ЗАЧЕМ ЕГО ЗОВУТ.
СУАХИЛИ
ЖИЗНЬ НИЧЕГО НЕ ДАЁТ БЕЗ ТЯЖКИХ ТРУДОВ И ВОЛНЕНИЙ.
ГОРАЦИЙ
Физкультминутка.
-Андрей Платонов понимал, что свет души, прежде чем « разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград. И в этом мы убедимся, сопоставив различные по жанру произведения: сказку-быль «Неизвестный цветок» и реалистический рассказ «Юшка».
- Выясним, есть ли что-нибудь общее между главными героями этих произведений.
- Почему люди были так жестоки к Юшке? Почему Юшка терпел обиды и не возмущался?
- Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нём?
( Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены.)
- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети?
(Дети, увидев бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать больно. Дети терзали его).
- Как вы понимаете слово терзать? Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.
(Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить).
В «Словаре русского языка» С.Ожегова представлены два значения слова терзать: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.
Почему дети, которые только начинают жить, и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди.)
- А как сам Юшка объясняет поведение детей? Согласны ли вы с ним? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
( Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражал своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к ещё большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше бы ты умер!» )
- Посмотрите, ребята на иллюстрации, сделанные вами к одному и тому же произведению. Есть ли среди них совершенно одинаковые? А почему не получилось одинаковых цветов? Да потому, что все вы разные, у каждого из вас свой особенный, внутренний мир, и вы раскрываете его в рисунке. А люди хотели. Чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость. А как вы понимаете это слово? Давайте подберём к нему синонимы.
(Кротость, беззлобность, покорность, смирение, безропотность.)
В «Словаре русского языка» Ожегова «Кроткий – незлобивый, покорный, смирный».
- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?
- Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту»?
- Юшка на возражения Даши ответил: «Они меня без понятия любят. Сердце в людях бывает слепое». Как вы понимаете выражение «слепое сердце»?
- Как бы мы ни относились к словам Юшки о том, что его народ любит, сам он верит в это вполне искренне. Мы понимаем, что Юшке живётся очень тяжело. Но есть всё же место, где он вольнее начинает дышать. Это место – природа. Прочитайте выразительно описание природы. Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки?
- Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего так все давно ждали, - Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать другие близкие по значению слова: рассердился, разозлился, разгневался. Но он выбирает именно слово осерчал. Как вы думаете, почему? Может, не надо было серчать?
(Юшка не может разгневаться по своему характеру. Он очень добрый. Он осерчал-то первый раз в жизни. Обязательно надо было осерчать – нельзя всё время терпеть.)
- Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать ещё сильнее тяжесть происходящего помогает иллюстрация к рассказу. Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу «Юшка». Какой эпизод изображён на ней?
- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти?
- Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?
- Какие же нравственные заповеди оставил нам Андрей Платонов?
- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Не стало цветка, но вырос другой цветок, его сын . А, главное, и от Юшки ,и от цветка стало на земле больше доброты.
- Закончить урок мне хотелось бы закончить такими словами: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало своей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретённым знанием».
Д\з Сочинение-миниатюра «Какого человека я считаю красивым».
ОЦЕНКИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"
в презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом....
Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка"
Урок обобщения и систематизации знаний...
Урок литературы по рассказу А.П.Платонова «Юшка»
Урок имеет личностно - ориентированную направленность, так как дает учащимся возможность выразить свое понимание нравственных понятий; помогает услышать нравственное звучание писателя, выявить особую ...
урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок"
урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок" в 6 классе...
Урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Юшка", 7 класс.
Урок нравственности по теме: "Любить всем теплом и светом своего сердца"....
План урока литературы по рассказу А. Платонова "Юшка"
Данный урок позволяет решать воспитательные и образовательные задачи по формированию нравственных качеств учащихся: милосердия, великодушия, сострадания....
Презентация к уроку литературы по рассказу А.П. Платонова "Никита"
........................................................