Урок литературы в 5 классе. Ю. Яковлев "Цветок хлеба"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
На уроке используется один из приемов технологии развития критического мышления - чтение с остановкми. Рассказ вызывает неподдельный интерес у пятиклассников. Прием "чтение с остановками" позволяет держать класс в напряжении, следить за развитием сюжета, наблюдать за характерами героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse_.vneklassnoe_chtenie.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе.
Внеклассное чтение.
Юрий Яковлев «Цветок хлеба».
Цели урока:
- Образовательная: исследовать художественный текст на основе технологии развития критического мышления, продолжить работу по освоению художественного текста с использованием основных приемов анализа текста.
- Развивающая: развивать познавательные и творческие способности учащихся, используя приемы сопоставления, сравнения и анализа.
- Воспитательная: формировать нравственные качества личности.
Оборудование: у каждого ученика подготовленный для работы распечатанный текст.
Основной прием: чтение с остановками.
Ход урока.
- Стадия вызова.
Задачи данного этапа урока:
- актуализировать знания учащихся по теме;
- вызвать интерес к теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить к активной работе на уроке и дома.
Учитель: Ребята, на доске написано словосочетание «цветок хлеба». Как вы себе представляете этот цветок? Может быть, кто-нибудь из вас видел, как цветет хлеб?
Учащиеся пытаются представить, как может выглядеть цветок хлеба. Учитель может показать картинку, иллюстрацию с изображением цветка.
Учитель пишет на доске имя автора рассказа, ставит кавычки в названии.
- О чем сейчас можно говорить?
- Речь пойдет о рассказе «Цветок хлеба», автор которого Юрий Яковлев.
- О чем может быть этот рассказ?
Учащиеся выдвигают свои версии, две-три учитель записывает на доске.
Обратимся к тексту. Текст разделен на части, каждая на отдельном листе. Учитель читает первую часть.
- Стадия осмысления.
Задачи данного этапа:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с имеющимися знаниями.
Учитель: Что оказалось неожиданным?
Ученики: Неожиданным оказалось то, что речь в рассказе идет о мальчике Коле, который в войну никогда досыта не ел хлеба, и вообще досыта не ел. О цветке даже не упоминается.
- Чем для мальчика обернулась война?
- Он испытывает постоянное чувство голода. (Можно обратиться к тексту).
- Был ли хлеб, который ел мальчик, настоящим? (текст)
- Кто угостил Кольку настоящим хлебом?
-Какие чувства испытывает мальчик?
- Как ведет себя, когда его угощают?
(обратить внимание учащихся на детали повествования: поведение солдат, у них где-то далеко такие же голодные ребятишки, они жалеют мальчика; Коля не набрасывается на хлеб; голодный, он не попрошайничает, а берет только тогда, когда солдат «сунул ему в руку большой кусок хлеба»).
- Как первая часть рассказа раскрывает смысл названия?
Речь идет о хлебе. Это главный продукт, без которого голодный человек не может жить.
- При чем же здесь «цветок»? Нам это понятно? Как дальше будет развиваться сюжет?
Учащиеся снова выдвигают версии. Учитель кратко записывает несколько предложений на доске.
Ученики читают вслух вторую часть текста.
- Оправдались ли ваши ожидания развития сюжета? Что стало неожиданным, интересным?
Колька никогда не видел, как растет хлеб. Автор тонко подводит нас к мысли, что не цветет хлеб пышными голубыми или алыми цветами, как это представлялось Кольке. Но самое ценное для жизни человека – это «простой» хлеб.
- Как описан корж хлеба?
- Как вы думаете, так смотрит на хлеб автор или его герой?
- Что можно сказать о характере мальчика по первой и второй частям рассказа?
(Он еще мал, война научила его думать только о еде, о хлебе. Он, как и все дети, мечтателен – в его воображении алым цветом цветет хлеб. Он научился сдерживать себя, терпеть, не набрасываться на еду, не просить даже у бабушки, т.е. он внутренне сдержан, он понимает, как нужно себя вести, так как он не один, есть еще мама, бабушка, дед. А ведь он ребенок!)
- Почему в последней реплике он отвечает бабушке «упавшим голосом»? (хочется хлеба самому, но дедушку он любит и перечить бабушке не смеет).
- Итак, в рассказе появляется еще один герой. Что же будет дальше?
Учащиеся выдвигают свои версии.
Ученики читают третью часть текста.
- Совпали наши версии с дальнейшим развитием сюжета? Какие испытания ждали Кольку?
(Корж был горячий, похожий на зверька, который кусал Колькин живот; мальчишки могли отобрать хлеб; хлеб хотелось съесть самому).
- Каким вы видите дедушку мальчика?
(Он старый, немощный, он тоже недоедает, поддерживает себя сладковатой водичкой, редко ходит домой, бережет силы).
- Когда дед отнес корж в шалаш, кто дает такую оценку деду: «До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами…» - мальчик или автор?
- Почему мальчик не попросил у дедушки кусочек коржа?
- О чем он думает на обратном пути?
- Почему автор выбирает такие слова, описывая действия Коли: «сунул бабушке котомку», «буркнул» ей в ответ…Как это характеризует мальчика? А если бы автор подобрал нейтральные слова?
- Почему бабушка «насторожилась»?
(Коля, конечно, любит деда, но все же обижается на него – почему не поделился? И все же он не просит хлеба, хотя и осуждает деда. Бабушка по настроению внука все поняла).
- Как вы оцениваете чувства и мысли героев?
3. Рефлексия.
Задачи данного этапа урока:
- целостное осмысление текста, обобщение всей информации;
- присвоение нового знания;
- формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.
- Чем закончится рассказ?
Ученики выдвигают версии.
Чтение последней части рассказа.
- Оказался неожиданным конец произведения?
- Как по-новому раскрылись нам характеры героев рассказа?
(Бабушка молча разбирала котомку: она почувствовала Колькину обиду. Понимая внука, она все же хотела, чтобы он научился заботиться о других.
Дедушка не стал есть хлеб. Почему? Почему не сразу отдал внуку? Это испытание для мальчика: нужно учиться думать о других. Коля не попрсил, и дедушкин корж – своеобразная награда внуку. А еще есть Колина мама и бабушка.
Колька обрадовался, но вдруг его остановило незнакомое чувство. Ему стало жалко деда. Он понял его, его самопожертвование).
- Почему мальчик отнес хлеб дедушке в сундук? Чему научил Колю этот случай?
Итог урока.
- Так о чем же рассказ?
- Какие качества характера помогают людям пережить сложные, жестокие обстоятельства жизни?
- Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда нужно было чем-то пожертвовать ради мамы, папы, сестры, брата, друга?
- Понравилась ли вам такая форма работы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...