Элективный курс по литературе "Проблемы нравственности и патриотизма в русской литературе"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_nravstvennosti_i_patriotizma_v_russkoy_literature.rar | 707.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Воздвиженская средняя общеобразовательная школа Чулымского района Новосибирской области
Программа элективного курса
" Проблемы нравственности и патриотизма в русской литературе".
(11 класс )
П.Воздвиженский
2008 - 2009 год
Пояснительная записка
Гуманизация образования – потребность и необходимость современной школы. Литература несет в себе огромный заряд гуманистического, нравственного содержания, от нее идут лучи добра и красоты, душевности, духовности и патриотизма. Человек, который хочет осознать свое место и назначение в мире, в истории не может не обращаться к литературе.
Особенно человек молодой, ищущий ответы на вечно новые для каждого поколения вопросы о смысле жизни, о добре и зле, свободе и долге.
В массе появившихся в последние годы публикаций по спорным вопросам истории, литературы трудно разобраться не только юному читателю. Сегодняшний разброс мнений предполагает подчас явную спекуляцию сенсационностью материала. Есть и серьезные работы, основанные на исследовании документов, использовании архивных материалов. Современная школа должна дать учащимся умение составлять собственное суждение, мнение по сложным вопросам, аргументировать его ссылками на серьезные источники. Это поможет уберечь от поверхностных суждений. История – это факты, даты, имена. Литература – характеры и судьбы людей, их думы, мысли, тревоги, надежды. Литература позволяет постичь дух народа, нации, особенности русского национального характера.
История воздействует на ум. Литература – на душу, сердце. Синтез этих предметов способен помочь в воспитании патриотизма, чувства гордости за принадлежность к великому народу, к его славной и трагической судьбе.
Цели и задачи курса:
- помочь развитию самостоятельности учащихся, развитию и закреплению навыков работы с историческим материалом и художественным произведением;
- помочь обучить анализу художественного текста;
- совершенствовать навыки художественного рассказывания, сжатого и подробного изложения материала, выразительного чтения, сравнительного анализа.
- помочь школьникам систематизировать и закрепить свои знания;
- развивать культуру речи учащихся
Особое значение при отборе материала имеет его доступность для учащихся и интерес к нему. Уроки тесно связаны с уроками внеклассного чтения и уроками развития речи.
Методические принципы курса
— личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
— коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе обсуждения произведения;
— деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
— взаимосвязанное обучение написанию эссе и статей, рефератов и рецензий ;
— поэтапность обучения выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей;
— принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Особенности курса:
— организация обучения как творческой деятельности;
— формирование творческого отношения к работе;
— развитие культуры речи на основе создания рефератов и эссе;
— обучение средствам выразительности речи;
— совершенствование умения работать в коллективе;
— способствование личностному развитию учащихся;
— возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;
— формирование чувства гордости за свое Отечество;
- размышления над жизненно значимыми нравственными понятиями.
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны знать:
- основные жанры литературы;
- специфику создания эссе, рефератов;
- особенности речевой организации ;
- некоторые виды тропов, приёмов построения речи.
Учащиеся должны уметь:
- логично излагать материал;
- создавать различные по жанру заметки и статьи;
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
- правильно строить текст;
- уметь применять некоторые виды тропов, приёмов построения речи.
Формы работы: лекции, семинары, беседы, дискуссии, выступления учащихся с сообщениями, докладами, рефератами, выразительное чтение прозы и стихов, художественный пересказ, сжатое и подробное изложение прочитанного, составление библиографии к теме, инсценирование эпизодов и т.д. Все это поможет совершенствовать аналитические и речевые умения и навыки учащихся. Использование на уроках произведений живописи, музыки с целью ознакомления учащихся с панорамой русской культуры в определенное историческое время.
Наша современность с ее катаклизмами не может поддержать веру людей в самих себя, если не придет на помощь прошлое с его цельными и стойкими людьми, мощными народными идеалами и красочными обычаями.
Структура курса
Курс рассчитан на 34 часа.
- проблемы нравственности и патриотизма в Древнерусской литературе – 2 ч.
- проблемы нравственности и патриотизма в литературе ХYIII века – 8 ч.
- проблемы нравственности и патриотизма в литературе ХIХ века – 19 ч.
- проблемы нравственности и патриотизма в литературе ХХ века – 5 ч.
Литература
- Ломоносов М.В. Сочинения. М., 1987.
- Белявский М.Т. Всё испытал и всё проник. М.: Изд-во Московского университета, 1990.
- Морозов А. М.В. Ломоносов. Л.: Лениздат, 1952.
- Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994. Т. 6. С. 211.
- Лотман Ю.М. О “реализме” Гоголя // Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи и исследования. СПб., 1997. С. 694.
- Дружников Ю. “С Пушкиным на дружеской ноге” // Дружников Ю. Дуэль с пушкинистами: Полемические эссе. М., 2001. С. 163–186.
- Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1983. С. 59.
- А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 347.
- Долинин А.С. Из истории борьбы Гоголя и Белинского за идейность в литературе // Учён. зап. Ленинградского гос. пед. ин-та. Вып. 5. 1956. Т. 18. С. 38–40.
- Альми И.Л. Пушкинская традиция в комедии Гоголя «Ревизор» // Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе: В 2 кн. Владимир, 1998. Кн. 1. С. 33–47.
- Любич-Романович В.И. Гоголь в Нежинском лицее // Исторический вестник. 1902. Т. LXXXVII. С. 553.
- Бочков В. Хлестаков и его прототип // Бочков В. “Скажи: которая Татьяна?”: Образы и прототипы в русской литературе. М., 1990. С. 48–106.
- Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1950. С. 64.
Учебно-методический комплекс
Учебник | Автор | Издательство |
Учебник-хрестоматия. В 2-х частях. 9 кл. | Т.Ф.Курдюмова | М.: Дрофа, 2005. |
Литература. 9 кл. | В.Г.Маранцман. | М.: Просвещение, 1996. |
Литература. В 2-х частях. 10кл. | Ю.В.Лебедев | М.: Просвещение, 2006г. |
Русская литература ХIХ века. Практикум. | Под редакцией Ю.И.Лыссого. | М.: Просвещение, 1997. |
Русская литература ХХ века. В 2-х ч. 10кл. | Под редакцией В.П.Журавлева. | М.: Просвещение, 2006. |
Русская литература ХХ века. М.; Просвещение, 1993. 10кл. | А.В.Баранников, Т.А.Калганова, Л.М.Рыбченкова. | М.; Просвещение, 1993. |
Методические пособия | Автор, издательство |
Героическая тема в русской литературе. | А.И.Кузьмин, М., Просвещение, 1974 |
Русская литература ХХ века. | В.Ф.Чертов, М., Просвещение, 2001 |
Русская литература второй половины 19 века. | Н.А.Кушаев, М., Просвещение, 1986 |
Лирика и эпос Великой Отечественной войны. | А.М.Абрамов, М., Советский писатель, 1975 |
Всероссийские олимпиады школьников по литературе. | Т.А.Калганова, М., Дрофа, 2003 |
Оборудование – компьютер, Интернет, диски, репродукции картин, портреты писателей.
Измерение достигнутых результатов – после изучения каждого блока учащиеся сдают зачет или выполняют творческую работу. В конце учебного года ученики защищают реферат по одной из предложенных тем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
Данная программа может быть использована при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»
Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...
Программа элективного курса «Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей»
Программа элективного курса, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным программам, представляет собой вариант регионального компонента программы по литературе и адресована ...
Элективный курс для 11 класса «Техника написания сочинения по литературе».
Цель элективного курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать ...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по выбору "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
Этот материал содержит тематическое планирование курса по выбору....
Духовно-нравственное воспитание на уроках русской литературы.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...
К вопросу о нравственном разуме как категории русской литературы (на примере изучения комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" в школе)
Аннотация: В статье рассматривается ценностноориентированный подход к преподаванию русской литературы в школе. Автором используются герменевтические практики в школьной интерпретации комедии А.С...
- Мне нравится (1)