Календарно-тематическое планирование элективного курса по выбору "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Полежаева Анастасия Петровна

Этот материал содержит тематическое планирование курса по выбору. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа кпв русский язык ОГЭ27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тюлькинская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор школы

______________

                                                                                                                    «    »             2016

Рабочая программа

по факультативному курсу

«Учебная практика по русскому языку»

На 2016-2017 учебный год

Разработал

Учитель русского языка и литературы

Полежаева А.П.

п. Тюлькино, 2016 год

                                                              Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность программы

     Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету  «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно  использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

   Работа по написанию изложения и  сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.

    Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным  для тестирования  темам.  Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

   В программе  предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.

Цель программы:   подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи:

  1. Выработать навык комплексного анализа текста.
  2. Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.
  3. Сформировать навык комплексного  использования знаний  по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 34 часа (16 часов – теоретические занятия; 18 часов – практические занятия). Срок реализации программы 1 год.

Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников

   Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от выпускников следующих умений:

  1. активизировать, классифицировать языковые факты с целью  обеспечения  различных видов речевой деятельности;
  2. оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности,  уместности их    употребления;
  3. использовать основные приемы информационной переработки текста;
  4. оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового  оформления,  эффективности достижения поставленных задач;
  5. создавать собственное речевое высказывание в соответствии с  поставленными  задачами;
  6. осуществлять речевой самоконтроль.

   

              Изучив программу, ученики смогут успешно пройти испытания  итоговой аттестации по русскому языку.

             Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые предполагается проводить  в форме уроков, сочетающихся с другими видами работы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника;
  2. тестирование по пройденному материалу;
  3. написание сжатого изложения;
  4. написание сочинения на лингвистическую тему.

Содержание программы факультативного курса

Раздел I      2 часа

1. Введение

 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

 Раздел II.  

 Изложение  6 часов

Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

  1. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1

Композиция, логическая, грамматическая структура текста        

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке        

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2. Написание изложения        

                 

Раздел III Лексика   3 часа

Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3

Раздел IV  Орфография и Синтаксис   13 часов

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4        

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5        

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6        

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7        

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8        

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9        

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10        

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11        

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12        

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)        

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности        

Контрольная работа № 2. Тестирование        

Подготовка к написанию сочинению-рассуждению

 Раздел V  Сочинение  11 часов

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14        

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)        

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16        

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста        

Календарно-тематическое планирование по подготовке к ГИА по  русскому языку

№ разде

ла

№ уро

КА

Тема урока

Кол-во часов

Содержание учебного материала

1

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

1

Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов.

2

Тренировочные задания по оформлению бланков

1

Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов.

2

3

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (приложение)

1

Основные требования к написанию подробного или сжатого  изложения.

Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту

Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки.

4

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

5

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

6

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

7-8

Практическая работа № 2

2

3

9

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления.

1

Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте

10

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

1

11

Практическая работа № 3

1

4

12

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4

1

Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

13

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5

1

14

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6        

1

15

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7

1

16

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8

1

17

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9        

1

18

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10

1

19

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11        

1

20

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12        

1

21

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.

1

22

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)        

1

23

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности        

1

24

Контрольная работа № 2. (Тестирование        )

1

5

25

Сочинение-рассуждение  С2.2

1

Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование.

26-27

Сочинение-рассуждение С2.2

2

Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

28

Сочинение-рассуждение С2.2

1

Анализ работ обучающихся: логическая последовательность,  исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

29

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1

1

Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения.

30

Урок контроля

1

Написание сочинения-рассуждения

31-33

Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника

3

Изложение, тесты  А1 – А7, Б1-Б14, сочинение-рассуждение С2.1 или С2.2

Литература

1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.

2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

3.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.

4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.

5.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.

6.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.

7.Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980.

8.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.

9. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

10. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать

 с книгой. М., 1995.

11. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

Словари и справочники

1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»

Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Аннотации....

Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.

Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Элективный  курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для учащихся 10 кл...

Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»

Пояснительная записка Элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на 17 часов. Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка состоят в следую...

Элективный курс "Готовимся к экзамену по русскому языку"

Актуальность данного элективного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену.Особенностью данного курса является ...