Календарно-тематическое планирование элективного курса по выбору "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Этот материал содержит тематическое планирование курса по выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кпв русский язык ОГЭ | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюлькинская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
______________
« » 2016
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Учебная практика по русскому языку»
На 2016-2017 учебный год
Разработал
Учитель русского языка и литературы
Полежаева А.П.
п. Тюлькино, 2016 год
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность программы
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.
В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Цель программы: подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи:
- Выработать навык комплексного анализа текста.
- Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.
- Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 34 часа (16 часов – теоретические занятия; 18 часов – практические занятия). Срок реализации программы 1 год.
Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников
Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от выпускников следующих умений:
- активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
- оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
- использовать основные приемы информационной переработки текста;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач;
- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- осуществлять речевой самоконтроль.
Изучив программу, ученики смогут успешно пройти испытания итоговой аттестации по русскому языку.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые предполагается проводить в форме уроков, сочетающихся с другими видами работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника;
- тестирование по пройденному материалу;
- написание сжатого изложения;
- написание сочинения на лингвистическую тему.
Содержание программы факультативного курса
Раздел I 2 часа
1. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел II.
Изложение 6 часов
Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
- Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2. Написание изложения
Раздел III Лексика 3 часа
Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3
Раздел IV Орфография и Синтаксис 13 часов
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4
Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6
Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8
Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9
Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12
Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)
Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности
Контрольная работа № 2. Тестирование
Подготовка к написанию сочинению-рассуждению
Раздел V Сочинение 11 часов
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста
Календарно-тематическое планирование по подготовке к ГИА по русскому языку
№ разде ла | № уро КА | Тема урока | Кол-во часов | Содержание учебного материала |
1 | 1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. | 1 | Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов. |
2 | Тренировочные задания по оформлению бланков | 1 | Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов. | |
2 | 3 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (приложение) | 1 | Основные требования к написанию подробного или сжатого изложения. Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки. |
4 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 | ||
5 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке | 1 | ||
6 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 | ||
7-8 | Практическая работа № 2 | 2 | ||
3 | 9 | Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. | 1 | Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте |
10 | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. | 1 | ||
11 | Практическая работа № 3 | 1 | ||
4 | 12 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4 | 1 | Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА. |
13 | Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5 | 1 | ||
14 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6 | 1 | ||
15 | Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7 | 1 | ||
16 | Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8 | 1 | ||
17 | Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9 | 1 | ||
18 | Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10 | 1 | ||
19 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11 | 1 | ||
20 | Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12 | 1 | ||
21 | Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13. | 1 | ||
22 | Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты) | 1 | ||
23 | Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности | 1 | ||
24 | Контрольная работа № 2. (Тестирование ) | 1 | ||
5 | 25 | Сочинение-рассуждение С2.2 | 1 | Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование. |
26-27 | Сочинение-рассуждение С2.2 | 2 | Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту. | |
28 | Сочинение-рассуждение С2.2 | 1 | Анализ работ обучающихся: логическая последовательность, исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок. | |
29 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 | 1 | Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения. | |
30 | Урок контроля | 1 | Написание сочинения-рассуждения | |
31-33 | Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника | 3 | Изложение, тесты А1 – А7, Б1-Б14, сочинение-рассуждение С2.1 или С2.2 | |
Литература
1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.
2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
3.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.
4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.
5.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.
6.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.
7.Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980.
8.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.
9. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
10. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М., 1995.
11. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Словари и справочники
1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»
Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Аннотации....
Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.
Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для учащихся 10 кл...
Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»
Пояснительная записка Элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на 17 часов. Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка состоят в следую...
Элективный курс "Готовимся к экзамену по русскому языку"
Актуальность данного элективного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену.Особенностью данного курса является ...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Тематическое планирование элективного курса «Комплексный анализ текста по русскому языку" 10 класс
Комплексный анализ текста....