Урок внеклассного чтения "Какой ты след оставишь?" (По сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок внеклссного чтения по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" нацелен на воспитание у учащихся чувства сострадания, милосердия. Построенный в форме игры-путешествия, он помогает ученикам понять, для чего герои многих сказок отправляются в странствие, что они обретают в конце своего пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_malchik_zvezda.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Щукина Елена Сергеевна, МБОУ СОШ №1 города Бугульма, Республика Татарстан, учитель русского языка и литературы.
Урок внеклассного чтения в 6 классе. «Какой ты след оставишь?» (По сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»)
Цель:
помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах, затронутых в сказке;
учить высказывать свое мнение, обосновывать его; давать развернутую характеристику литературному персонажу;
развивать коммуникативные навыки обучающихся: говорить так, чтобы тебя понимали;
показать учащимся, каким нужно быть, чтобы о тебе поминали добрым словом; способствовать воспитанию в детях доброты и милосердия.
Ход урока.
I.Эмоциональный настрой.
Звучит стихотворение Л.Мартынова «А ты, входя в дома чужие…»
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
-Ребята, о чем это стихотворение? (Каждый человек оставляет после себя след в жизни других людей. И от самого человека зависит, каким будет этот след.)
-А как рассказать об этом маленькому ребенку, растущему человечку? (Ответы учащихся. Например, с помощью сказки)
-Что такое сказка? Какие бывают сказки? Воспользуйтесь подсказкой-схемой.
-Чему учат сказки? Есть ли у вас любимые сказки? Поделитесь со своим соседом мыслями по этому вопросу, объясните, чем эта сказка вам близка.
-Подумайте, почему сегодняшний урок я начала с разговора о том, что оставит после себя человек?
-Попробуйте, опираясь на содержание сказки «Мальчик-звезда» и стихотворение Л.Мартынова, сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся.)
«Какой ты след оставишь?»
-Как вы думаете, к чему мы с вами должны прийти к концу урока?
-Итак, начнем знакомство с писателем и его творением.
II.Слово о писателе.
О. Уайльд, известный английский писатель II половины 19 века, широко читаемый в России. Он родился в столице Ирландии-Дублине, в 1856 г. в семье знаменитого хирурга. (Обращаемся к портрету писателя). Больше всего в жизни он любил литературу и искусство и этому посвятил свою жизнь. Закончив Оксфордский университет, возглавил кружок декадентов-эстетов, так называлось тогда новое направление в литературе. За широкие познания в области литературы и как главу модного направления его пригласили читать лекции в Америку. Начинал О. Уайльд со стихов, в которых он проявил большое мастерство формы и в которых отразились яркие зарисовки жизни. Самое известное произведение – «Портрет Дориана Грея» (1891), где герой продает душу дьяволу в обмен за неувядаемую молодость и красоту. Тема внешней красоты и нравственного уродства часто звучит в произведениях писателя. В 1893 году он пишет драму «Саломея», где сыграл роль главной героини. Писал реалистические пьесы.
В 1898 году О. Уайльд создает автобиографическую поэму «Баллада Редингской тюрьмы». В конце жизни он попадает в тюрьму и выходит из нее через два года больным и сломленным человеком. Умирает во Франции. О. Уайльд остается одной из трагических и ярких фигур в истории английской литературы. Он написал для детей удивительные сказки: «Счастливый принц», Рыбак и его душа», «Соловей и роза», в которых красочная, поэтическая форма сочетается с серьезным гуманистическим содержанием. Писатель стремится выяснить, что важнее для человека – жить для себя или заботиться о других людях.
III.Словарная работа.
-Определите ключевое слово в теме нашего урока. Каково его лексическое значение?
След – 1. Отпечаток чего-нибудь на какой-нибудь поверхности, а также полоса, оставшаяся после движения чего-нибудь. След ноги на песке. 2. перен. Остаток или сохраняющийся признак чего-нибудь. Без следа.
-В каком значении, на ваш взгляд, мы будем рассматривать слово «след»?
-Когда след можно оставить? (Когда человек движется, идет.)
-Подберите и запишите синонимы к слову «двигаться».
Двигаться, ходить, идти, странствовать.
-Что значит странствовать?
Странствовать – путешествовать.
-С какой целью человек путешествует?
-Вспомните, в каких сказках герои отправляются в путешествие?
(«Колобок», «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)
-Почему заговорили о странствиях? (Герой сказки Оскара Уайльда тоже уходит из дома лесоруба.)
-Почему он вынужден был уйти из дома лесоруба?
IV.Анализ текста сказки.
1.Карта путешествия.
-Отправимся и мы вслед за мальчиком в путешествие. Для этого нам необходимо составить карту. Предлагаю вам в группах восстановить путь Мальчика-звезды, чтобы и мы могли пройти по его следам.
Задание «Восстанови последовательность событий».
Замерзающий лес.
Находка лесорубов.
Бессердечное отношение к окружающим.
Встреча с нищенкой.
Потеря красоты.
В поисках матери.
Спасение зайчонка.
Испытания от злого волшебника.
Встреча с родителями.
Правление мальчика.
-Выберите из предложенных эпизодов те, которые, на ваш взгляд, являются важными для объяснения причин, заставивших Мальчика-звезду отправиться в далекое и опасное путешествие.(Работа в группах)
2.Важные остановки.
Встреча с нищенкой.
Потеря красоты.
В поисках матери.
Испытания от злого волшебника.
-Объясните, почему вы выбрали именно эти эпизоды.
-Зачитайте, как сам герой объясняет свой уход.
«…это мне наказание за мой грех. Ведь я отрекся от моей матери и прогнал её, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду её. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя.»
3.Образ главного героя.
-Расскажите по предложенному плану, каким был мальчик до встречи с нищенкой.
План.
- история появления мальчика в деревне;
- портрет героя;
- его отношение к окружающим людям, к семье лесоруба, приютившего и воспитавшего его;
- отношение к животным.
-Почему же раньше он не был наказан?
-Сделайте вывод: каким предстает перед нами Мальчик-звезда.
самовлюбленным | |
жестоким | |
презирающим всех |
-Расскажите, что пришлось пережить мальчику. Как долго он странствовал?
-Как вы думаете, почему жестокие испытания злого волшебника не сломили мальчика?
-Как во время странствия изменился Мальчик-звезда?
самовлюбленным | милосердный |
жестоким | добрый |
презирающим всех | любящий всех |
гордым | справедливый |
-Когда к мальчику возвращается красота?
(Красота возвращается к мальчику, когда он вынес самые жестокие испытания, придуманные для него злым волшебником, когда он научился помогать другим а даже жертвовать собой ради других. Он стал настоящим человеком, добрым, милосердным, отзывчивым.)
V.Подведение итогов.
1. Найди соответствия.
-Определите, кому принадлежат предложенные высказывания.
«В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа». | лесоруб |
«Кто ты такой, что осмеливаешься приносить страдания в сотворенный богом мир?» | священник |
«Пойдем со мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви» | нищенка |
«Я был жесток к моей матери, и в наказание со мной случилось это несчастье» | мальчик-звезда |
«Как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой» | зайчонок |
«Твоя нужда больше моей» | мальчик-звезда |
2.К чему привело путешествие?
-Какая фраза, на ваш взгляд, самая важная, чтобы понять, какой след после себя должен оставить человек. Выслушиваются ответы учащихся.
-Итак, чем заканчиваются странствия мальчика? Что он понимает?
-Как правит он после перенесенных страданий. Зачитайте.
-Какой след в душах людей оставил Мальчик-звезда?
-Какой дорогой призывает идти Оскар Уайльд?
Звучит песня «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук»
Домашнее задание.
-Выберите понравившееся вам высказывание и напишите, как вы его понимаете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...
Урок внеклассного чтения в 6 классе.Русские народные сказки.
Урок внеклассного чтения в 6 классе для коррекционных школ VIII вида. Тема урока "Русские народные сказки"...
Урок внеклассного чтения в 6 классе.Русские народные сказки.
Урок внеклассного чтения в 6 классе для коррекционных школ VIII вида. Тема урока "Русские народные сказки"...
Урок внеклассного чтения по произведению Ф. Кривина "Волшебная сказка".
Урок основан на Технологии развития критического мышления, а также в нем используются элементы тренинга скорочтения....
Урок внеклассного чтения «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»
На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь....
Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по приключенческой сказке Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь?"
Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой «...