Урок внеклассного чтения по произведению Ф. Кривина "Волшебная сказка".
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок основан на Технологии развития критического мышления, а также в нем используются элементы тренинга скорочтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse_s_elementami_treninga_skorochteniya.docx | 706.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 5 классе с элементами тренинга скорочтения
на тему: Феликс Давидович Кривин, полусказка «Волшебная сказка»
Использована технология развития критического мышления (ТРКМ) и методика скорочтения М.А. Ильина, Александра и Татьяны Прель.
Цели:
образовательная: познакомить с философской полусказкой Ф. Кривина «Волшебная сказка»
развивающая: развивать умение работать с текстом: активное слушание, умении задавать «тонкие и толстые вопросы» - формируем познавательные УУД, умение работать в парах и группах (договариваться ненасильственным путем) – формируем коммуникативные УУД, умение оценивать свою работу и работу одноклассников, умение контролировать выполнение задания по времени – формируем регулятивные УУД.
воспитательная:
умение рассуждать о жизненно важных вопросах судьбы, позитивного отношения к жизни, умении радоваться тому, что дано, но и стремиться к совершенствованию себя.
Ход урока
- Оргмомент (приветствие и пр.)
- Пятиминутка: тренировка скорочтения (см. Приложение)
- Мотивационно-целевой (стадия вызова по ТРКМ)
- Ребята, сейчас я буду читать вам текст – полусказку Ф. Кривина «Волшебная сказка», а вы записывайте вопросы (1 тонкий и 1 толстый), как мы с вами учились.
(ребята записывают, затем обсуждают в парах, затем в группах, далее самые интересные вопросы озвучиваются):
Например: Жил-был добрый волшебник. Он мог превращать песок в сахар, а простую воду в молоко, но он ничего этого не делал, так как был убежден, что чудес
на земле не бывает.
тонкий вопрос (по содержанию): во что превращал песок добрый волшебник?
толстый вопрос: почему волшебник не верил в чудеса, ведь он сам мог их творить?
- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? О чем нам хотел сказать Феликс Кривин?
(о волшебстве, есть ли волшебство в жизни, о волшебстве ли эта сказка, о чем эта сказка)
- Содержание урока (стадия осмысления по ТРКМ)
Далее также читается сказка по частям и дети все больше задают вопросов. Учитель записывает толстые вопросы на доске.
- Физкультминутка
- Итак, мы с вами остались с определенным списком вопросов, на которые было бы интересно ответить. Но прежде чем обсуждать их мы немного разомнемся. (Делают комплекс упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, См. Приложение)
- Рефлексия
Далее детям дается три афоризма. Задача – написать кратко с каким ты согласен и почему. Обсудить в парах, затем в группах.
Таким образом, у каждого появляется свой вывод (может остаться на домашнее задание, если не успеют в классе).
- Что имеем, не храним, потерявши плачем.
Козьма Прутков
- Гораздо важнее, как человек относится к судьбе, чем какова она сама по себе.
Вильгельм Гумбольдт
- Наши прихоти куда причудливей прихотей судьбы.
Франсуа де Ларошфуко
(возможны и другие варианты, зависит от класса: уровня речевого развития и т.д.)
Вывод обобщенно: Настоящее художественное произведение тем и отличается, что оно многомерно, имеет много смыслов, и каждый видит свой.
Домашнее задание: Прочитайте сказку Ф.Кривина «Волшебная сказка» родителям и запишите их понимание.
Приложение
Тренинг скорочтения
Использование таблицы Шульте.
Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..
10 | 4 | 28 | 9 | 14 |
20 | 24 | 18 | 1 | 5 |
13 | 8 | 30 | 25 | 11 |
2 | 22 | 15 | 27 | 17 |
26 | 6 | 12 | 3 | 21 |
16 | 23 | 19 | 29 | 7 |
- Вариант таблицы Шульте (М.А. Ильин) – ищем буквы на скорость.
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА Ф. Кривин
Жил-был добрый волшебник. Он мог превращать песок в сахар, а простую
воду в молоко, но он ничего этого не делал, так как был убежден, что чудес
на земле не бывает.
Пошел он однажды на край света. Пришел, свесил ноги через край и сидит,
смотрит вниз - на звезды и луну, на разные планеты.
Вдруг добрый волшебник почувствовал, что рядом с ним кто-то стоит. Он
скосил глаза и увидел петуха, который пристроился на самом краю и
преспокойно клевал звезды.
- Что ты делаешь! - забеспокоился добрый волшебник. - Ведь так мы
останемся без звезд.
Петух перестал клевать.
- И правда, - сказал он, - мне это как-то не пришло в голову. Но
согласитесь - здесь же больше нечего клевать.
- А зачем ты забрел на край света? - спросил добрый волшебник.
- У меня просто не было другого выхода, - сказал Петух. - Так сложилась
жизнь - ничего не поделаешь.
Доброму волшебнику захотелось узнать, как складывается жизнь у петухов,
и петух охотно ему рассказал.
Оказывается, он вовсе не был петухом. Он был таким же человеком, как
добрый волшебник, только помоложе. Петух даже уверял, что у него была
жена, очень красивая женщина, которую он любил больше всего на свете. Он
так любил свою жену, что друзья стали над ним посмеиваться.
- И вот один из них, - сказал Петух, - колдун по образованию, превратил
меня в петуха... И теперь мне нравятся все курицы... - Петух опустил
глаза. - Вот поэтому я сбежал на край света.
- Если бы меня кто-нибудь расколдовал, - закончил Петух. - Я мог бы
вернуться к своей жене и опять жить по-человечески...
- Да, если бы, - вздохнул волшебник. - Но чудес не бывает.
Так они сидели на самом краю света и говорили о жизни. Потом волшебник
спохватился:
- Однако, что же мы здесь сидим? Надо идти устроиться где-нибудь на
ночь.
Они шли по краю света, как по берегу большой реки. То и дело Петух
окликал волшебника:
- Посмотрите, какая хорошенькая курочка! - и тут же начинал себя
ругать: - Ах, какой я все-таки... Бессовестный, непутевый...
Поздно вечером набрели на берлогу медведя.
- Заходите, - пригласил Медведь, - хотя угощать у меня особенно нечем.
На краю света с продуктами - сами понимаете...
- А как ты попал на край света? - спросил добрый волшебник.
- Можно и рассказать, - сказал Медведь, усаживая гостей. - Это целая
история.
- Дело в том, что я не медведь, а петух, - сказал Медведь. - Я пел и
зарабатывал довольно неплохо. Было у меня вволю и пшеницы, и овса, и
кукурузы... Это так чудесно - быть петухом, - вздохнул Медведь и посмотрел
на Петуха, ища сочувствия. - Если бы не мед, я бы и сейчас жил, горя не
знаючи...
- Какой мед? - спросил волшебник. - Ты же говорил о зерне.
- Да, зерна у меня хватало. Но мне захотелось меда. Я много слышал о
нем, и, понимаете... мы же никогда не довольны тем, что имеем... И вот
однажды, когда стемнело, я забрался на пасеку...
Медведь замолчал. Ему было совестно рассказывать о том, что произошло
дальше. Но раз уж начал - надо досказать.
- Осторожно, чтобы не разбудить пчел, я залез в улей и стал пробовать
мед. Он оказался совсем не вкусным, но я столько о нем наслышался, что уже
не мог остановиться. Я уплетал мед за обе щеки и уже подумывал, как бы
утащить с собой улей, но вдруг почувствовал, что со мной что-то
происходит.
Медведь отвернулся и стал сморкаться в тряпочку.
- Можете себе представить, - продолжал он. - Перья и крылья мои куда-то
исчезли, а вместо них появилась шерсть и вот эти лапы. И самое главное - я
потерял голос. Вот послушайте.
Медведь заревел так, что все вокруг содрогнулось.
- Нет, ничего, голос как будто есть, - робко заметил волшебник, но
Медведь только лапой махнул:
- Э, разве это голос! Вот прежде было...
Медведь попробовал показать, что у него было прежде, но опять заревел и
смутился:
- Нет, не получается. Эх, если б мне опять петухом стать!
- Ничего не поделаешь, - вздохнул добрый волшебник. - Чудес не бывает.
- Привет честной компании, - послышалось сверху, и в берлогу заглянул
человек.
- Ты кто? - покосился на него Медведь. - Часом, не охотник?
- Да нет, какой из меня охотник, - сказал Человек. - Я и не человек
вовсе. Медведем родился, медведем и состарился. Да вот на старости лет
захотелось стать человеком. Человеку, думал, легче, человеку и пенсию
дают. Только вижу теперь - ох, нелегкое это дело быть человеком! Вот и
хожу, ищу - кто бы меня опять в медведя переколдовал.
Волшебник покачал головой:
- Чудес не бывает...
Сидят они в медвежьей берлоге, а настроение у всех - ой, не веселое!
- Эх, кабы мне быть человеком! - сокрушается Петух.
- Кабы мне быть петухом! - вторит ему Медведь.
- Кабы мне быть медведем! - вздыхает Человек.
Надоело это все доброму волшебнику, не выдержал он и крикнул:
- А, да будьте вы все кем кто хочет!
И тотчас же стали все, кем кто хотел, потому что пожелал, этого не
кто-нибудь, а волшебник.
Петух стал человеком.
Медведь - петухом.
Человек - медведем.
Посмотрел волшебник - сидят в берлоге петух, медведь и человек - и
вздохнул:
- Я же говорил, что чудес не бывает!
Но компания и та, и словно уже не та. Ободрились все, повеселели.
Петух песни поет.
Медведь лапу сосет, другой лапой закусывает.
А человек - просто так сидит, улыбается.
"Что с ними произошло? - удивляется волшебник. - Неужто и вправду
случилось чудо?"
Но недолго ему пришлось так раздумывать. Вот уже и петух перестал петь,
и медведь оставил свою лапу, и человек улыбаться перестал.
- Эх, - вздохнул петух, - благое дело быть медведем. Залезть в берлогу,
лапу сосать...
- Нет, - возразил ему медведь, - человеком все-таки, лучше...
А человек ничего не сказал. Он посмотрел на петуха и задумался.
"А мне уж казалось, чудо произошло, - подумал волшебник, глядя на эту
компанию. - Нет, что там ни говори, а чудес на земле не бывает!"
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
Упр.1 Лезгинка
«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
Упражнение «Ухо –нос»
«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение «Перекрестные шаги»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.
В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...
Урок внеклассногочтения "Король сказок Г.Х.Андерсен"
Урок- презентация предлагается для учащихся 5- 6 классов. Проводится в форме познавательной игры....
Конкурсный урок внеклассного чтения в 6 классе. Сказка Г. Х. Андерсена «Ангел». Своеобразие сказки.
Данная разработка является уроком внеклассного чтения. Можно использовать для любого класса....
Презентация к конкурсному уроку внеклассного чтения в 6 классе. Сказка Г. Х. Андерсена «Ангел». Своеобразие сказки.
Презентация...
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша») Буровцевой Т.Р....
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"
Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...