Урок внеклассного чтения по произведению Ф. Кривина "Волшебная сказка".
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Мукминова Светлана Рудольфовна

Урок основан на Технологии развития критического мышления, а также в нем используются элементы тренинга скорочтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе с элементами тренинга скорочтения

на тему: Феликс Давидович Кривин, полусказка «Волшебная сказка»

Использована технология развития критического мышления (ТРКМ) и методика скорочтения М.А. Ильина, Александра и Татьяны Прель.

Цели:

образовательная: познакомить с философской полусказкой Ф. Кривина «Волшебная сказка»

развивающая: развивать умение работать с текстом: активное слушание, умении задавать «тонкие и толстые вопросы» - формируем познавательные УУД, умение работать в парах и группах (договариваться ненасильственным путем) – формируем коммуникативные УУД, умение оценивать свою работу и работу одноклассников, умение контролировать выполнение задания по времени – формируем регулятивные УУД.

воспитательная:

умение рассуждать о жизненно важных вопросах судьбы, позитивного отношения к жизни, умении радоваться тому, что дано, но и стремиться к совершенствованию себя.

Ход урока

  1. Оргмомент (приветствие и пр.)
  2. Пятиминутка: тренировка скорочтения (см. Приложение)
  3. Мотивационно-целевой (стадия вызова по ТРКМ)

- Ребята, сейчас я буду читать вам текст – полусказку Ф. Кривина «Волшебная сказка», а вы записывайте вопросы (1 тонкий и 1 толстый), как мы с вами учились.

(ребята записывают, затем обсуждают в парах, затем в группах, далее самые интересные вопросы озвучиваются):

Например:     Жил-был добрый волшебник. Он мог превращать песок в  сахар,  а  простую воду в молоко, но он ничего этого не делал, так как был убежден, что чудес

на земле не бывает.

тонкий вопрос (по содержанию): во что превращал песок добрый волшебник?

толстый вопрос: почему волшебник не верил в чудеса, ведь он сам мог их творить?

- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? О чем нам хотел сказать Феликс Кривин?

(о волшебстве, есть ли волшебство в жизни, о волшебстве ли эта сказка, о чем эта сказка)

  1. Содержание урока  (стадия осмысления по ТРКМ)

Далее также читается сказка по частям и дети все больше задают вопросов. Учитель записывает толстые вопросы на доске.

  1. Физкультминутка

- Итак, мы с вами остались с определенным списком вопросов, на которые было бы интересно ответить. Но прежде чем обсуждать их мы немного разомнемся.  (Делают комплекс упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, См. Приложение)

  1. Рефлексия

Далее детям дается три афоризма. Задача – написать кратко с каким ты согласен и почему. Обсудить в парах, затем в группах.

Таким образом, у каждого появляется свой вывод  (может остаться на домашнее задание, если не успеют в классе).

  1. Что имеем, не храним, потерявши плачем.

                                                                  Козьма Прутков

  1. Гораздо важнее, как человек относится к судьбе, чем какова она сама по себе.

                                                                  Вильгельм Гумбольдт

  1. Наши прихоти куда причудливей прихотей судьбы.

                                                                  Франсуа де Ларошфуко

(возможны и другие варианты, зависит от класса: уровня речевого развития и т.д.)

Вывод обобщенно: Настоящее художественное произведение тем и отличается, что оно многомерно, имеет много смыслов, и каждый видит свой.

Домашнее задание: Прочитайте сказку Ф.Кривина «Волшебная сказка» родителям и запишите их понимание.

Приложение

Тренинг скорочтения

  1. Использование таблицы Шульте.

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..

10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

  1. Вариант таблицы Шульте (М.А. Ильин) – ищем буквы на скорость.

C:\Users\user\Desktop\обучение чтению\г, ш\распечатать в 7 экз.jpg

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА Ф. Кривин

   Жил-был добрый волшебник. Он мог превращать песок в  сахар,  а  простую

воду в молоко, но он ничего этого не делал, так как был убежден, что чудес

на земле не бывает.

   Пошел он однажды на край света. Пришел, свесил ноги через край и сидит,

смотрит вниз - на звезды и луну, на разные планеты.

   Вдруг добрый волшебник почувствовал, что рядом с ним кто-то  стоит.  Он

скосил глаза  и  увидел  петуха,  который  пристроился  на  самом  краю  и

преспокойно клевал звезды.

   - Что ты делаешь! - забеспокоился  добрый  волшебник.  -  Ведь  так  мы

останемся без звезд.

   Петух перестал клевать.

   - И правда, - сказал он, - мне  это  как-то  не  пришло  в  голову.  Но

согласитесь - здесь же больше нечего клевать.

   - А зачем ты забрел на край света? - спросил добрый волшебник.

   - У меня просто не было другого выхода, - сказал Петух. - Так сложилась

жизнь - ничего не поделаешь.

   Доброму волшебнику захотелось узнать, как складывается жизнь у петухов,

и петух охотно ему рассказал.

   Оказывается, он вовсе не был петухом. Он был таким  же  человеком,  как

добрый волшебник, только помоложе. Петух даже  уверял,  что  у  него  была

жена, очень красивая женщина, которую он любил больше всего на  свете.  Он

так любил свою жену, что друзья стали над ним посмеиваться.

   - И вот один из них, - сказал Петух, - колдун по образованию, превратил

меня в петуха... И теперь мне  нравятся  все  курицы...  -  Петух  опустил

глаза. - Вот поэтому я сбежал на край света.

   - Если бы меня кто-нибудь расколдовал, - закончил Петух.  -  Я  мог  бы

вернуться к своей жене и опять жить по-человечески...

   - Да, если бы, - вздохнул волшебник. - Но чудес не бывает.

   Так они сидели на самом краю света и говорили о жизни. Потом  волшебник

спохватился:

   - Однако, что же мы здесь сидим? Надо  идти  устроиться  где-нибудь  на

ночь.

   Они шли по краю света, как по берегу большой  реки.  То  и  дело  Петух

окликал волшебника:

   - Посмотрите, какая хорошенькая  курочка!  -  и  тут  же  начинал  себя

ругать: - Ах, какой я все-таки... Бессовестный, непутевый...

   Поздно вечером набрели на берлогу медведя.

   - Заходите, - пригласил Медведь, - хотя угощать у меня особенно  нечем.

На краю света с продуктами - сами понимаете...

   - А как ты попал на край света? - спросил добрый волшебник.

   - Можно и рассказать, - сказал Медведь, усаживая гостей.  -  Это  целая

история.

   - Дело в том, что я не медведь, а петух, - сказал Медведь. -  Я  пел  и

зарабатывал довольно неплохо. Было у меня  вволю  и  пшеницы,  и  овса,  и

кукурузы... Это так чудесно - быть петухом, - вздохнул Медведь и посмотрел

на Петуха, ища сочувствия. - Если бы не мед, я бы и сейчас  жил,  горя  не

знаючи...

   - Какой мед? - спросил волшебник. - Ты же говорил о зерне.

   - Да, зерна у меня хватало. Но мне захотелось меда. Я  много  слышал  о

нем, и, понимаете... мы же никогда не довольны тем,  что  имеем...  И  вот

однажды, когда стемнело, я забрался на пасеку...

   Медведь замолчал. Ему было совестно рассказывать о том,  что  произошло

дальше. Но раз уж начал - надо досказать.

   - Осторожно, чтобы не разбудить пчел, я залез в улей и  стал  пробовать

мед. Он оказался совсем не вкусным, но я столько о нем наслышался, что уже

не мог остановиться. Я уплетал мед за обе щеки и  уже  подумывал,  как  бы

утащить  с  собой  улей,  но  вдруг  почувствовал,  что  со  мной   что-то

происходит.

   Медведь отвернулся и стал сморкаться в тряпочку.

   - Можете себе представить, - продолжал он. - Перья и крылья мои куда-то

исчезли, а вместо них появилась шерсть и вот эти лапы. И самое главное - я

потерял голос. Вот послушайте.

   Медведь заревел так, что все вокруг содрогнулось.

   - Нет, ничего, голос как будто есть,  -  робко  заметил  волшебник,  но

Медведь только лапой махнул:

   - Э, разве это голос! Вот прежде было...

   Медведь попробовал показать, что у него было прежде, но опять заревел и

смутился:

   - Нет, не получается. Эх, если б мне опять петухом стать!

   - Ничего не поделаешь, - вздохнул добрый волшебник. - Чудес не бывает.

   - Привет честной компании, - послышалось сверху, и в  берлогу  заглянул

человек.

   - Ты кто? - покосился на него Медведь. - Часом, не охотник?

   - Да нет, какой из меня охотник, - сказал Человек. -  Я  и  не  человек

вовсе. Медведем родился, медведем и состарился. Да  вот  на  старости  лет

захотелось стать человеком. Человеку,  думал,  легче,  человеку  и  пенсию

дают. Только вижу теперь - ох, нелегкое это дело  быть  человеком!  Вот  и

хожу, ищу - кто бы меня опять в медведя переколдовал.

   Волшебник покачал головой:

   - Чудес не бывает...

   Сидят они в медвежьей берлоге, а настроение у всех - ой, не веселое!

   - Эх, кабы мне быть человеком! - сокрушается Петух.

   - Кабы мне быть петухом! - вторит ему Медведь.

   - Кабы мне быть медведем! - вздыхает Человек.

   Надоело это все доброму волшебнику, не выдержал он и крикнул:

   - А, да будьте вы все кем кто хочет!

   И тотчас же стали все, кем кто хотел,  потому  что  пожелал,  этого  не

кто-нибудь, а волшебник.

   Петух стал человеком.

   Медведь - петухом.

   Человек - медведем.

   Посмотрел волшебник - сидят в берлоге петух,  медведь  и  человек  -  и

вздохнул:

   - Я же говорил, что чудес не бывает!

   Но компания и та, и словно уже не та. Ободрились все, повеселели.

   Петух песни поет.

   Медведь лапу сосет, другой лапой закусывает.

   А человек - просто так сидит, улыбается.

   "Что с ними произошло? -  удивляется  волшебник.  -  Неужто  и  вправду

случилось чудо?"

   Но недолго ему пришлось так раздумывать. Вот уже и петух перестал петь,

и медведь оставил свою лапу, и человек улыбаться перестал.

   - Эх, - вздохнул петух, - благое дело быть медведем. Залезть в берлогу,

лапу сосать...

   - Нет, - возразил ему медведь, - человеком все-таки, лучше...

   А человек ничего не сказал. Он посмотрел на петуха и задумался.

   "А мне уж казалось, чудо произошло, - подумал волшебник, глядя  на  эту

компанию. - Нет, что там ни говори, а чудес на земле не бывает!"

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

Упр.1 Лезгинка

«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

C:\Users\user\Desktop\нпк гпи\219109_html_1f2fc4ba.jpg

Упражнение «Ухо –нос»

 «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Перекрестные шаги»C:\Users\user\Desktop\нпк гпи\87734-i_060.jpgC:\Users\user\Desktop\нпк гпи\1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Урок внеклассногочтения "Король сказок Г.Х.Андерсен"

Урок- презентация предлагается для учащихся 5- 6 классов. Проводится в форме познавательной игры....

Конкурсный урок внеклассного чтения в 6 классе. Сказка Г. Х. Андерсена «Ангел». Своеобразие сказки.

Данная разработка является уроком внеклассного чтения. Можно использовать для любого класса....

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)  Буровцевой Т.Р....

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"

Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...