Урок внеклассного чтения в 5 классе «Русские народные сказки»
материал (5 класс)

Сойнова Анна Валентиновна

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе «Русские народные сказки»

Цель:

  1. Знакомство с устным народным творчеством. Развитие читательских умений и навыков, умения самостоятельно подбирать произведения на заданную тематику

Задачи:

1.Совершенствовать  навыки осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, составлять портретную характеристику героев.

  1. Коррекция высших психических функций, активизация словарного запаса, формирование функций речи.
  2. Воспитание положительных нравственных качеств личности.
  3. Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

        Выставка детских книг,  презентация

        урока,    загадки, иллюстрации к сказкам.

                       

                                       Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Психологическая настройка.    

Слайд 2

Пословица:  Кто много читает, тот много знает   

-Ребята, как вы думаете, для чего нужно много читать?

                           Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

                          Полезнее книги нет вещи на свете!

                          Пусть книги друзьями заходят в дома,

              Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

- А сейчас, давайте поиграем:

Слайд 3

- Перед вами зашифрованное слово, чтобы прочитать его, вы должны расположить данные числа в порядке возрастания.

- А что значит в порядке возрастания? (От меньшего к большему).

- Если вы правильно справились с заданием, то у вас должно получиться слово. Давайте проверим.

   

- Прочитайте слово, которое у вас получилось – (СКАЗКИ).

Слайд 4

- Поднимите руки, кто любит читать сказки.

- А кто знает, что такое сказки? (Ответы учащихся)

   

3. Сообщение темы и цели урока:

-Сегодня, на уроке внеклассного чтения мы с вами будем читать, и рассказывать русские народные сказки.

- Какие сказки вы читали? (Ответы учащихся).

- Как вы думаете, почему эти сказки называются народными?

- Ребята, посмотрите, что у меня есть. (Ветка с яблоками)

- Приходя в нашу школьную столовую, вы, наверное, заметили, что часто вам

  на обед и полдник дают свежие яблоки. Они такие же красивые, как эти.

- А как вы думаете, откуда в нашей столовой взялись яблоки?

  - Осенью, учащиеся нашей школы,  были  на уборке урожая в совхозе

  «Сад – Гигант» и за хорошую работу они получили эти яблоки.

- Скажите, а в каких сказках вы читали о яблоках? («Молодильные яблоки»,

«Гуси-лебеди»).

- Ребята, прежде чем мы начнём читать сказки, давайте подготовим наши

 глазки к работе.

Слайд 5

4. Гимнастика для глаз:

- Посмотрите, перед вами волшебное яблочко на тарелочке. И куда

  оно сейчас покатится, туда должны следовать за ним и ваши глазки.

- Итак, следим... Катись, катись, яблочко по тарелочке. Хорошо.

- А теперь крепко зажмурьте глаза, представьте, что вы попали в

  сказку.

- Откройте глаза. Снова  следим  за яблочком. Катись, катись, яблочко…

- Теперь, правой рукой закройте правый глаз, следите за яблочком.

 - Левой рукой закройте левый глаз. Катись, катись, яблочко по тарелочке.

   Хорошо, молодцы!

- Ребята, Буратино тоже читал много сказок, но перепутал всех  сказочных    

  героев. Помогите Буратино разобраться, верните героев в свои сказки.  

Слайды 6-7

  -Чтобы узнать, какие сказки он читал, вы должны сначала отгадать мои загадки:

                                                     *

               В зимнем лесу старик повстречал девицу-красу.

              Та красавица-девица не чета своей сестрице:

              И красива, и умна, трудолюбива и добра. («Морозко»)

                                                     *

              У Машеньки-сестрицы унесли братишку птицы.

              Высоко они летят.  Далеко они глядят. («Гуси-лебеди»)

- Давайте проверим, правильно ли мы подсказали Буратино?

- Поднимите руки, кто читал сказку «Гуси-лебеди»?

- Расскажите, какая беда приключилась с Машей.

- Как вы думаете, кто был виноват в том, что с ней случилось? Почему?

- Как девочка решила исправить свою вину?

Слайд 8

- Прочитайте, кому и как помогала Машенька в пути.

1) Помощь печке.

2) Помощь яблоньке.

3) Помощь речке.

- Какой была Маша?

Слайд 9

 - Расскажите по картинкам, кто и как помогал Машеньке и           Иванушке спастись от гусей-лебедей.

1) Речка

2) Яблонька

3) Печка

Слайд10

5. Физминутка:

                   

                                       

                                         Буратино потянулся.

                                         Раз нагнулся, два нагнулся,

                                         Руки в стороны развёл-

                                         Книжку видно не нашёл.

                                         Чтобы книжку нам достать,

                                                    Нужно на носочки встать.

Слайды 11-12-13

         

-Найдите и прочитайте по ролям отрывок, в котором рассказывается о встрече падчерицы с Морозко. (Чтение по ролям)

Слайд 14

СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК,

                                    НАШИМ ДЕТЯМ ВСЕМ УРОК!

6. Работа с выставкой книг.

-Ребята, вы все прилежно готовились к сегодняшнему уроку внеклассного чтения. Посмотрите, сколько разных книжек – сказок вы подобрали. Какие они все красивые, красочные, интересные! В этих книжках есть не только те сказки, которые вы читали к уроку, но и многие другие. Все эти сказки вы теперь сможете прочитать самостоятельно. А у кого нет таких чудесных книг, можете их взять в нашей школьной библиотеке. Но только не забывайте правила обращения с книгой!

                           ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ:

- Не пачкай книги, бери их только чистыми руками;

- Не рви и не загибай книжные страницы;

- Не рисуй на книгах;

- Когда читаешь книгу, пользуйся закладкой.

7. Домашнее задание:  

- Наше знакомство с Устным Народным Творчеством не закончилось. К следующему уроку внеклассного чтения вам нужно будет подготовить пословицы, поговорки, загадки, народные песенки и потешки.

1группа: - Подготовить пословицы о труде и трудолюбии.

2группа: - Подготовить загадки.

3группа: - Разучить наизусть народные песенки и потешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Русские народные сказки", презентации к уроку

Конспект урока литературы в 5 классес применением проектной технологииТема урока: "Русские народные сказки"Цели урока:1)     Формировать представление о сказках как жанре фол...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"...

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"...

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"...

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"...

Презентация в уроку внеклассного чтения "Сходства и отличия народной сказки и авторской на примере сказа П.Бажова"Серебряное копытце"

В презентации представлены иллюстрированные этапы урока: повторение жанров УНТ; подготовка к восприятию-знакомство с биографией П.Бажова; работа над содержанием текста; работа с иллюстрациями; сравнен...