Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по приключенческой сказке Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь?"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.74 КБ |
urok_vneklassnogo_chteniya.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Богданова Лариса Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
Сельского поселения «Село Хурба»
Хабаровского края Комсомольского муниципального района
КОНСПЕКТ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ СКАЗКЕ СВЕТЛАНЫ ЛАВРОВОЙ «КУДА СКАЧЕТ ПЕТУШИНАЯ ЛОШАДЬ?».
Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?»
Задачи:
- Способствовать формированию устойчивого, уважительного отношения к разным народам, их истории и накопленному опыту, создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, ответственности каждого за его будущее и будущее других людей.
- Содействовать осознанию ценности совместной деятельности в ходе подготовки к уроку.
- Обеспечить развитие монологической речи, умения выразительно читать и анализировать художественное произведение, составлять аннотацию.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя (слайд 1, титульный лист).
Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем обсуждать приключенческую сказку Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?» С произведением вы познакомились самостоятельно, побывали с героями книги в настоящем, прошлом, даже успели заглянуть в будущее. Всё в этой сказке необычно: и её герои, и события, происходившие в далёком прошлом и происходящие сейчас. Я думаю, удивительным для вас оказалось путешествие во времени и пространстве.
Автор прочитанной книги Светлана Аркадьевна Лаврова - детская писательница-сказочница с сильной позитивной энергетикой и умением увлечь ребят самостоятельным поиском, лауреат премии «Заветная мечта», призов «Камертон» и «Алиса». Повесть "Куда скачет петушиная лошадь?" стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру". Иллюстрации пером и тушью выполнил заслуженный художник Республики Беларусь, дипломант конкурса "Искусство книги. Традиции и поиск" Валерий Слаук. (слайд 2).
Учитель читает слова С.Лавровой на слайде 2.
Ребята, вы ещё больше удивитесь, когда узнаете о разнообразии тематики книг писательницы. Давайте посмотрим книжную полку в библиотеке с книгами Светланы Аркадьевны для любознательных.
- Выступление подготовленных учащихся:
- Книги для любознательных школьников (слайды 3, 4, 5).
Учитель: А сейчас перейдём к полочке с книгами со сказками и невероятными приключениями.
- Удивительные сказки и невероятные приключения (слайд 6).
- Выбор эпиграфа.
Учитель: Ребята, вы прочитали произведение. Как вы думаете, какое высказывание можно использовать как эпиграф к уроку? (Слайд 7).
- Составление вопросного плана, подводящий диалог к формулировке темы урока.
Учитель:Объектом обсуждения на уроке является сказка «Куда скачет петушиная лошадь?». Какие вопросы мы должны рассмотреть?
Составим вопросный план.(Слайд 8).
(После обсуждения): Сформулируйте тему урока.
(«Система образов сказки Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?». Идейное содержание произведения»).
- Составление схемы «Герои сказки».
Учитель: Начнём с системы образов сказки «Куда скачет петушиная лошадь?». Давайте вспомним героев произведения (Слайд 9).
Я хотела бы выделить образ Чёрного монаха в отдельную группу, потому что этот персонаж произносит важные слова для понимания идеи произведения.
- Тест.Работа в группах.
Вспомним правила работы в группе. (Слайд 10).
Задание: выбранный ответ записываем в тетрадь для подготовки устного монологического ответа «Вот такие инопланетяне». Тест (Слайд 11).
Монологический ответ: Инопланетяне – жители планеты F растительной цивилизации, разумной расы, которые отправились на планету Земля с научной целью (написать дипломную работу по Культурологии на аттестат зрелости). Культурология для инопланетян-флориков – самая важная наука. Она является, по их мнению, профилактикой войны, «потому что культурному человеку будет жалко разрушать культуру другого народа и в голову даже не придёт воевать».
5. Игра «Назови героя» (слайды 12, 13).
Интереснойявляется следующая группа героев сказки. Сегодня мы пригласили героев эпоса народов коми к нам на урок.
Заранее подготовленные учащиеся с элементами костюма персонажа рассказывают о себе, ребята должны назвать героя.
- «Я - знаменитый персонажа коми сказок и легенд из средневековья. Когда кому-то нужна помощь, всегда готов прийти и помочь. Про мою смерть много лгут. Кто говорит, жил сто лет и помер от старости, кто – в камень превратился. Кто вообще обидно врёт: дескать, натягивал ловчие сети между березой на правом берегу реки и сосной на левом – и надорвался. Что я, ловчих сетей не натяну! Хоть ростом я и небольшой, в моё время все такие были, но очень я силён» (Пера-богатырь).
Учитель:Каких русских богатырей вы знаете?
- «Я – хозяин леса» (Вэрса – леший)
- «Фу-фу-фу, человечьим духом пахнет. Я завсегда за наших, за коми воинов стояла, так иной раз чего и подколдуешь, чтобы у кого коленки подкосились али у кого живот скрутило в разгар битвы. Я – хи-хи… как эти с другой планеты говорили? Синоним, что ли… бабы Яги» (Ёма)
- «Мы - огромные столбоподобные существа, остроголовые, мощные. Нас вырезал вогульский бог Торум из лиственницы. Он хотел людей сделать, так мы и есть первый вариант людей. Торум нас забраковал и вылепил второй вариант из глины. И оживил. А мы ушли в леса» (менквы, одного назвали Лютик).
- «Меня зовут Гундыр. Кто я?» (трёхголовый змей).
- «Я просто чучело, когда-то был большим зверем, но вот уже много лет стою в музее. Весь поизорвался. Спасибо Даше, зашила мне брюхо!» (Волк)
Учитель: О ком идёт речь? Она живет в маленьком городке, но мечтает уехать в мегаполис и стать знаменитой писательницей. Времени она не теряет: сочиняет романы на популярные темы - о вампирах и любви, пытается написать необычный детектив. Чтобы получилось не так банально, она решает добавить в книгу фольклорных персонажей народа коми. (Даша, ученица 10 Б класса 15 школы города Сыктывкара).
- Беседа.
- Что объединяет таких разных героев?
(отметить особенности сюжета и композиции сказки).
- Почему они вместе отправляются в будущее?
- Как вы понимаете значение слов из текста сказки «нелёгкая, но благородная миссия»?
- Почему возникла необходимость спасать мир?
7. Выразительное чтение отрывков.
«Покрывали эту землю волны Великого Пермского моря, потом давили на неё многометровые толщи Вечного льда. Море высохло, лёд уполз на север, и поселились здесь всякие жители. В лесах обитали звери и лесные духи, в воде – рыбы и водные божества, каждое дерево было разумным, в каждом камне светилась душа… Люди тоже были, они пришли с юга, когда отступил ледник. Древние племена неведомого языка, теперь их называют чудь. Потом на нашей земле сделались те народы, какие ты знаешь. Коми-пермяке жили здесь, коми-зыряне – к западу, где твоя родина, Даша. Но это братья, близкая родня. На севере и на востоке, за Камнем, жили вогулы, на их языке – манси, тоже родня, но дальняя. Они были воинственны, нападали на поселки коми – сие считалось доблестью, а не злодейством. Ещё севернее жили ненцы, пасли оленей – ух, хорошие охотники! У всех были свои лесные и водяные божества».
«И вот в XV веке русские заявились сюда навсегда… Хотя коми их, что характерно, не звали. И привели своего Бога и святых – ну, тут мы сильно не возражали, Бог хороший, добрый. И постепенно эта земля стала русской. И Чердынь – русский город, только название осталось коми-пермяцкое: «чер» или «шер» — это ручей, «дынь» — устье. И были здесь богатые земли, много деревень и красивых городков».
«Всё менялось медленно. Сначала люди сделались равнодушны, коми-пермяки забыли коми-язык, а русские исковеркали свой русский матом и чужестранными словами. Из деревень жители стали уходить в города. Из маленьких городов – в большие. Деревни и мелкие города пустели, разрушались, тратить деньги на их восстановление было невыгодным, а любить родной дом считалось стыдным. Всё дальше и дальше на юг и запад отселялись люди – за нормальными заработками, за интересной городской жизнью, за карьерой… это ведь не преступление – хотеть хорошей жизни, правда?»
«Уходя, люди забрали с собой своих богов. В здешних разрушенных церквях нет больше доброго Иисуса и заботливого Николая Угодника, милосердной Богоматери и строгого Петра… они ушли вместе с людьми, чтобы не бросать их, непутёвых. А опустевшие церкви и города заняли прежние хозяева здешних мест, древние духи коми и вогулов. Они тут жили до прихода христианских святых, он остались с этой землёй навсегда».
«Когда-то давно эта земля была создана для людей. И люди любили землю и жили на ней в согласии с другими обитателями. Все люди, всех национальностей. А потом что-то произошло. Люди разлюбили эту землю. Кто-то забыл родной язык, кто-то стал равнодушен к пейзажу из окна, кто-то устал от холодных зим, кого-то раздражала однообразная жизнь и хотелось лучшего. Это ведь не криминал – хотеть лучшего. И люди ушли – в более тёплые земли, в большие города – в Чужое… а Своё осталось никому не нужным. И неважно, какой нации были ушедшие: коми, русские, манси…Люди ушли, мир гибнет».
Учитель:Почему наши удивительные герои, решившие спасти мир, возвращаются из путешествия, полного опасностей и новых открытий?
«Нет злодея, откусывающего куски от мира, не с кем сражаться. Люди, кровь земли, стали равнодушны и бросили её. И она умирает – гниёт заживо», и образуется ПУСТОТА.
Кто помог им понять истинную причину гибели мира? (Черный монах)
Образ привидения Чёрного монаха встречается в фольклоре разных народов. Сколько героев, а где же петушиная лошадь?
8. Чтение по ролям.
«- Пустота сперва образуется в душе человеческой, — сказал монах. – Тело живёт, а душа пустая. И только потом пустота вылезает наружу и всё заполняет… я плохо помню объяснения наставника, прошло много лет. Пустота не опасна непустым душам. А вот бедные, ущербные люди с опустелой душой в опасности, их надо спасать.
- Тогда мы пойдём, отец, — поднялся Пера. – Путь наш долог и тёмен.
- Всё будет хорошо, — улыбнулся монах и тоже встал. – Не пускайте пустоту в свои души – и всё будет хорошо.
И поднял руку в благословляющем жесте.
- Да, это странный персонаж, — подтвердил Волк. – Не вполне достоверно, что она существует. Я лично её ни разу не видел за … ну, неважно за сколько лет. Но если она реальна – то это олицетворение безумия и хаоса. Мир рухнет – а на его обломках спляшет петушиная лошадь».
Учитель: В нормальном мире петушиной лошади нет. «А вот если мир сошёл с ума и сам себя разрушает, петушиная лошадь вполне может появиться». Это символ распада реальности, когда цивилизация с безумными криками скачет куда-то, как сбесившаяся петушиная лошадь, и никто не знает, куда.
Слова монаха звучат, как обращение ко всем живущим: «Нельзя отдавать душу злу, пустоте». После сказанного столь невероятные приключения героев наполняются глубоким смыслом. Нельзя отдавать душу злу!
Кому поручают наши герои спасти мир? (Девочке Даше).
«Даша вернётся домой и будет писать такие книги, чтобы люди задумались о себе и своей земле… Твои сказки должны прогнать пустоту из души… В твоём времени мир ещё цел, земля не распадается, только первые тревожные симптомы появились — опустели деревни, развалились сельские церкви, не реставрируют красивые старинные здания, жители уезжают из маленьких … городов в большие… но всё ещё поправимо».
Учитель: Хочется задать вопрос: «Так чему же учит сказка?»
9. Работа в группах. Составление аннотации на произведение (4-5 предложений).Ваши предложения могут начинаться со слов ….(Слайд 14).
Каждая группа представляет написанную аннотацию.
10. Рефлексия.
- Является ли поднятая проблема актуальной для современного общества?
- Интересно ли вам было её обсуждать?
Используемые сайты.
- http://www.labirint.ru/books/425974/
- http://kniguru.info/short-list-tretego-sezona/kuda-skachet-petushinaya-loshad
- http://www.livelib.ru/author/6788/top
- http://www.labirint.ru/books/425974/.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот живу я, живу и пишу сказки. Это очень весело и интересно. Кто не верит – попробуйте сами! Еще я работаю нейрофизиологом в нейрохирургической клинике – это не всегда весело, но всегда интересно. Пробовать не советую. В общем, жизнью своею я довольна. А про всё остальное – в книжках. Светлана Лаврова
Для любознательных
Для любознательных
Сказки и приключения читаем с увлечением ….
От сказки душе счастье, а уму раздумье . Пословица Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливее. Х.К.Андерсен (датский прозаик и поэт) Будущее в настоящем… Нет завтра. День спасения человека – сегодня. Дейл Карнеги (американский педагог, психолог, писатель) Когда человек протягивает руку, чтобы помочь другому, он прикасается к лику божества. Уолт Уитмен (американский поэт, публицист)
План. 1. Какова система образов произведения? 2. В чём особенности сюжета и композиции сказки? 3. Чему учит сказка?
Герои сказки ученица 10 Б класса Даша инопланетяне н евероятные персонажи из легенд и мифов народов коми Чёрный монах
Правила работы в группе. Необходимо помнить: ч то-то обсуждать в группе надо спокойно, соблюдая очередь; в ремя на выдвижение идей ограничено; в се идеи принимаются и фиксируются. Каждый член группы имеет право: д елиться своими идеями; з адавать вопросы; н аправлять групповую работу; п оощрять участие других членов группы; п редлагать объяснение или разъяснения; п ерефразировать; у точнять; в оодушевлять группу.
Тест. 1. Какой была цивилизация планеты F ? А) Животной Б) Механической В) Растительной 2. Какой расой были флорики ? А ) Разумной и мирной Б ) Глупой и воинственной В ) Весёлой и отважной 3. С какой целью отправились флорики на планету Земля? А ) Изучить цивилизацию Б ) Подружиться с жителями планеты В) Подготовить дипломную работу на аттестат зрелости 4. Чем считали Культурологию жители планеты F ? А ) Профилактикой войны Б ) Исследованием других цивилизаций В ) Изучением культуры и искусства
Книга и её герои
Книга и её герои
Чему учит сказка? Сказка учит … В сказке звучит призыв… Прочитав сказку, я задумался о том, ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Конспект урока внеклассного чтения на тему: « О, как много мне дано » по сказке Г.Х.Андерсена « Ромашка »
технологическая карта урока...
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"
Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....
Конспект урока внеклассного чтения в 7 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "В гостях у сказки".
закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;Коррекционно - развивающие:способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, вни...
План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»
Данныйурок внеклассногочтения расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...
Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира»
Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира» (коррекционная школа)...