Урок внеклассного чтения в 6 классе.Русские народные сказки.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Алексеева Светлана Геннадьевна

Урок внеклассного чтения в 6 классе для коррекционных школ VIII вида. Тема урока "Русские народные сказки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс, предмет 6, чтение                                                

Тема урока: Внеклассное чтение.  Русские народные сказки

Цели урока:

образовательная: формировать умение выбирать книги на заданную тему из фонда библиотеки. Закреплять умение правильно и бегло читать, отвечать на вопросы и пересказывать прочитанное

развивающая: развивать логическое мышление, связную речь

воспитательная: воспитывать интерес к чтению

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы обучения: словесный метод (беседа)

Оборудование: книги из фонда библиотеки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку

2. Проверка домашнего задания

Стр.15-22

1, 2 группы - пересказ, 3 группа – чтение

3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Сообщение цели, темы и задач урока.

- Прочитайте названия книг на выставке. ("Лиса и заяц","Кот и лиса" и т. д.)

- Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса, волк,заяц, петух и т. д.)

- Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

(Сказочные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

- Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке? (Мы будем читать сказки о животных.)

- Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных, или анималистические сказки. В анималистических сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.

- Недаром говорится (учитель называет начало фразеологизма, делает паузу, дети называют хором концовку):

Хитер как... (лиса).

Голоден как... (волк).

Труслив как... (заяц).

Болтлив как... (сорока).

- Сегодня мы прочитаем две сказки о животных.

4. Усвоение новых знаний

1. Ознакомление с книгой.

- Я вам прочитаю сказку "Лиса и заяц". (Учитель берет книгу с выставки.)

- Кто изображен на обложке? (Заяц и лиса.)

- Как они выглядят? (Они одеты в русские народные костюмы)

-Что можно сказать о характере лисы по иллюстрации? (Лиса хитрая, лживая, коварная)

- А что можно сказать о зайце? (Он добрый, беззащитный, немного глуповат.)

- Откроем первую страницу. Что вы видите на иллюстрациях? (Заяц строит избушку из коры деревьев, сучков)

-Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы) назывался луб. (Учитель показывает и читает слово на доске.)

-Поэтому избушка у зайца была лубяная.

-А что делает на иллюстрации лиса? (Она строит избушку изо льда)

2. Чтение сказки учителем.

-Послушайте сказку.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном.

- Понравилась вам сказка? Чем?

- Прочитайте пословицы на доске. Какая из них подходит к нашей сказке?

Сила сломит все, а ум - силу.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

Друг не испытанный, что орех не колотый.

На языке медок, а на уме ледок.

Без беды друга не узнаешь.

Где двое бранятся, там третий не суйся.

За правое дело стой смело.

- Какую избушку построил себе Зайчик? (Он построил избу из лубочков.)

- Как назвала избушку Зайца Лиса? (Лубочный домок, лачуга)

- Как вы понимаете значение слова "лачуга"? (Это старое, ветхое, бедное жилище)

- А как называла свою избу Лиса? (Она называла ее хрустальным дворцом.)

- Что вы можете сказать о Лисе по этому эпизоду? (Она хвастливая, относится к Зайке с пренебрежением.)

- Что же сделала весна с "Лискиным дворцом"? (Дворец растаял.)

- Как Лиса пробралась в зайкину избу? (Она подкараулила, когда он пойдет погулять, травки заячьей пощипать.)

- Что можете сказать о Лисе по этому поступку? (Она хитрая, коварная.)

- Кто вызывался помочь Зайке? (Волк, Бык, Медведь, Петух.)

- Как они себя вели, когда шли выгонять Лису? (Они хвастались, говорили: "Я не я, коли не выгоню Лису". А Петух говорил: "Попытаемся".)

- Кто же оказался настоящим другом Зайке? (Петух не испугался Лисы, помог Зайке вернуть избушку.)

- Какую пословицу вы бы подобрали к этому отрывку? (Без беды друга не узнаешь. Друг не испытанный, что орех неколотый}

- Какими словами заканчивается сказка? ("И стали они жить, да быть, да добро копить".)5. Физкультминутка.

Комплекс №1.

6. Этап проверки понимания обучающимися нового материала

Беседа.

-Какие сказки вы сегодня прочитали?

-Что их объединяет? (Это сказки о животных.)

-Прочитайте тему урока. ("Друг познается в беде".)

7. Инструктаж домашнего задания

-В домашней библиотеке поищите другие сказки о животных. Принесите эти книги в уголок внеклассного чтения. Нарисуйте иллюстрации к сказкам, прочитанным на уроках или дома.

8. Подведение итогов урока

Оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс.

Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс....

Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказкам русских писателей. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

Урок в форме командной игры помогает вызвать интерес учащихся к  внеклассному чтению и позволяет учителю проконтролировать  изучаемый материал...

Презентация в уроку внеклассного чтения "Сходства и отличия народной сказки и авторской на примере сказа П.Бажова"Серебряное копытце"

В презентации представлены иллюстрированные этапы урока: повторение жанров УНТ; подготовка к восприятию-знакомство с биографией П.Бажова; работа над содержанием текста; работа с иллюстрациями; сравнен...

Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. ...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....

Материалы к уроку внеклассного чтения (5 класс). М. Пляцковский. Сказки о животных

В этом документе представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 5 классе. Тема - произведения о животных. В файле находятся 2 сказки М. Пляцковского: "Тюлентяй" и "Умка хочет летать", иллюстраци...