«Культура Востока на примере сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Христолюбова Юлия Андреевна

Цели урока:

1.                Систематизировать и  расширить   знания детей о жанре сказки.

2.                Дать представление о культуре Востока на примере турецкой сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»

Задачи:

Образовательные:

1.                Познакомить ребят третьего и пятого класса с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; Дать краткое представление об истории создания турецкой сказки «Ашик Кериб»;

2.                Обобщить представление о сказке как литературном жанре;

3.                Показать общее и различие русской и восточной сказки.

4.                Дать представление о культуре Востока: значение имен, религия, гендерная проблематика, национальные праздники, национальные блюда, национальная одежда, система образования на востоке и т.д. – доклады ребят 5 класса.

Развивающие:

1.                Развивать искусство речи и способность свободно высказывать свое мнение.

2.                Развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор;

3.                Развивать способность предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

4.                Развивать способность создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (участие в беседе, споре);

5.                Развивать способность соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Воспитательные:

1)               Воспитывать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

2)               Воспитывать любовь к сказкам и интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;

3)               Воспитывать уважительное отношение к друг к другу и творчеству.

Оборудование урока: Экран, проектор, презентация: портреты М.Ю.Лермонтова, памятные места поэта, иллюстрации национальных костюмов, блюд, религиозных памятников и т.п.

Форма урока: интегрированный урок: литературы и библиотечного часа для учащихся 3-его и 5-ого классов.

Приемы: Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного. Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Культура Востока на примере сказки

М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»

Интегрированный урок по литературе.

3 «б» и 5 класс.  2013-2014 уч.год

Цели урока: 

  1. Систематизировать и  расширить   знания детей о жанре сказки.
  2. Дать представление о культуре Востока на примере турецкой сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить ребят третьего и пятого класса с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; Дать краткое представление об истории создания турецкой сказки «Ашик Кериб»;
  2. Обобщить представление о сказке как литературном жанре;
  3. Показать общее и различие русской и восточной сказки.
  4. Дать представление о культуре Востока: значение имен, религия, гендерная проблематика, национальные праздники, национальные блюда, национальная одежда, система образования на востоке и т.д. – доклады ребят 5 класса.

Развивающие:

  1. Развивать искусство речи и способность свободно высказывать свое мнение.
  2. Развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор;
  3. Развивать способность предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
  4. Развивать способность создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (участие в беседе, споре);
  5. Развивать способность соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  2. Воспитывать любовь к сказкам и интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
  3. Воспитывать уважительное отношение к друг к другу и творчеству.

Оборудование урока: Экран, проектор, презентация: портреты М.Ю.Лермонтова, памятные места поэта, иллюстрации национальных костюмов, блюд, религиозных памятников и т.п.

Форма урока: интегрированный урок: литературы и библиотечного часа для учащихся 3-его и 5-ого классов.

Приемы: Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного. Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

Ход урока:

I этап.

В качестве организационного момента учитель объясняет собравшимся цель урока: знакомство с восточной культурой на примере турецкой сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик Кериб».

Учитель сообщает собравшимся ребятам о юбилее М.Ю.Лермонтова в этом году, объясняя этим актуальность данного урока. Затем один из учеников дает краткую биографическую справку о жизни М.Ю.Лермонтова и краткую информацию об истории создания сказки «Ашик Кериб».

Далее учитель просит ребят вспомнить сюжет сказки и назвать основные черты, по которым мы можем определить, что это произведение сказка. После этого учитель просит назвать отличия турецкой сказки от русской. В обсуждении принимают участие оба класса.

Далее учитель спрашивает: а в чем же отличие восточной сказки от русской нам помогут узнать доклады ребят 5-ого класса. Просим».

После чего, учитель предлагает учащимся 3-его и 5-ого класса подробнее познакомиться с этой волшебной многовековой культурой. Система оценивания докладов.

II этап.

Физкультразминка

Доклады учащихся 5-ого класса о восточной культуре. 6 человек.

III этап. Рефлексия. Подведение итогов.

В обсуждении принимают участие оба класса.

Учитель спрашивает, что нового узнали ребята за сегодняшний урок. Какие отличия восточной и русской сказки?

Предполагаемый вывод: культура восточных стран отличается от нашей русской культуры. Отличия: имена мужчин и женщин, название городов, религия, гендерные отношения, обряды, праздники, одежда и т.д.

Просит назвать автора и название разобранного произведения.

Основные моменты биографии М.Ю.Лермонтова и историю создания сказки «Ашик Кериб».

Еще раз проговариваются основные признаки этой сказки.

Домашнее задание для двух классов:

3 «Б» класс - подготовить пересказ понравившегося фрагмента сказки «Ашик Кериб» и выполнить к нему иллюстрацию.

5 класс – тем, кто не выступал с докладами выбрать понравившейся фрагмент сказки, распределить роли и подготовить театрализованное выступление по ролям (возможно изготовление костюмов и т.д.) Подобное задание может быть предложено также и учащимся 3 класса.

Критерии оценивания докладов

п/п

Критерии оценивания

«3»

«4»

«5»

1.

Соответствие темы и содержания доклада.

2.

Доклад отвечает на основополагающий вопрос проекта и проблемный вопрос конкретного исследования.

3.

Содержание разделов выдержано в логической последовательности.

4.

Доклад имеет законченный характер, в конце имеются четко сформулированные выводы.

5.

Доклад прочитан бегло, артистично. Ученик знает материал, который рассказывает.

ИТОГО

Шкала оценивания:

«3» – содержание доклада не удовлетворяет данному критерию

«4» – содержание доклада частично удовлетворяет данному критерию

«5» – содержание доклада в полной мере удовлетворяет данному критерию




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по МХК. Культура Востока

Настоящий раздел предлагает материалы по культуре Индии, Китая, Японии. Современные представления о мифологии, религии, изобразительном искусстве, предпринята попытка анализа словообразов поэзии Ли Бо...

Презентация по диафильмам к сказке М. Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб"

нашла старые диафильмы на инете и сделала презентацию, попутно рассказывая о Ашик-Керибе...

Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказкам русских писателей. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

Урок в форме командной игры помогает вызвать интерес учащихся к  внеклассному чтению и позволяет учителю проконтролировать  изучаемый материал...

Урок МХК 10 класс тема "Культура Востока"

Заключительный урок МХК в 10 классе по разделу "Культура Востока"....

Конспект урока. «М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб» как литературная сказка».

Цель: продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова. Планируемые образовательные результаты. Предметные: умение анализировать произведение, характеризовать героев, сопоставлять их, владение лит...