Урок МХК 10 класс тема "Культура Востока"
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме
Заключительный урок МХК в 10 классе по разделу "Культура Востока".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 10 классе МХК "Культура Востока" | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура Востока
Урок МХК в 10 классе
Цель урока: Обобщение изученного материала по теме «Культура Востока» через проектную исследовательскую работу.
Задачи:
1. Учить пользоваться приобретенными знаниями и умениями для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды
2. Развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно творческие способности
3. Воспитывать художественно-творческий вкус и потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Мультимидийная презентация к уроку
- Образцы вееров
- Фарфоровая посуда
- Национальная музыка
Слайд №1
Слайд №2
1. Культура Индии
«Намасте» – здравствуйте.
(Одновременно с произнесением «намасте» слегка склонить голову и сложить ладони на уровне груди).
Индийцы придают приветствиям довольно большое значение. Замечено, если вы будете говорить «намасте» отношения к вам будут гораздо более теплыми, чем от Hello.
«Намасте» - переводиться как поклон тебе. Но у слова есть и литературный перевод означающий «Я приветствую бога в тебе».Чем выше уровень того, с кем вы здороваетесь, тем выше должны быть ваши ладони.
Многие века Индия представлялась европейцам сказочной страной, полной несметных сокровищ.
Индийское искусство представлено всеми видами: от пышной архитектуры, оригинальной живописи до блистательной поэзии, музыки и танца. В основе искусства Индии лежит идея единства мирового процесса и вечной жизни.
Правитель: О, безгрешный! Снизойди до меня и научи создавать скульптурные изображения!
Мудрец: Тот, кому чужды законы живописи, никогда не узнает законов создания скульптуры.
Правитель: Тогда будь снисходительным и поведай мне законы живописи.
Мудрец: Понять законы живописи трудно без знания инструментальной музыки.
Правитель: Молю, научи меня инструментальной музыке.
Мудрец: Законы инструментальной музыки чужды тому, кому чуждо вокальное искусство.
Правитель: Будь милостив, научи меня законам вокальной музыки.
Мудрец: Понять законы вокального искусства трудно без знания техники танца.
Правитель: Если танец является началом и концом всех искусств, открой мне законы техники танца.
Ученица: В Индии танец всегда служил средством выражения глубочайших чувств и настроений человека. Обучение классическому индийскому танцу – дело сложное, многолетнее.
Слайд № 3
Индийский танец (исполняет ученица)
Слайд № 4
Обратите внимание на костюм.
Основу женского костюма составляет сари – длинный отрезок ткани. Его укладывают и закрепляют на бедрах в виде юбки. Один из концов остается свободным, его перекидывают через плечо, прикрывая голову и тело.
Украшения. На руках у каждой жительницы Индии, если только она не вдова, звенят браслеты. Мехнди – искусство раскрашивания тела изначально связанно с религиозными празднествами и церемониями.
Слайд №5
Культура Японии
Кони-шуа – здравстуйте.
Кони-чива – дебрый день.
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе, воспитанное с глубокой древности, умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты – вот то, что отличает японцев от других.
Сами японцы рассказывают такую притчу, когда их спрашивают, в чем разница между вами и европейцами:
«У моста через реку растет цветок. Мимо шел японец. Подошел к цветку, полюбовался, порадовался за себя, за того, кто шел здесь до него, за того, кто пройдет после него и тоже полюбуется этой красотой. Порадовался и … пошел дальше. А цветок остался расти. А если пройдет мимо европеец, то он сорвет цветок, понюхает его, порадуется и …выбросит его.»
Стремление к гармонии – главная черта искусства Японии.
Ученица: Культура Японии исторически тесно связана с культурой Китая. Однако она несет печать яркой самобытности. У японских мастеров всегда были свои представления о красоте, отличные от ее понимания другими народами.
Принципами японского искусства является сохранение первозданной красоты самого предмета, еще не подвергнутого художественной обработке. «Не сотвори, а найди и открой» - таков девиз японских мастеров.
Слайд №6
Поэзия
С изобразительным искусством и каллиграфией связана японская поэзия. Хокку – это стихотворение, состоящее из 3-х строк. Содержание хокку, несмотря на его краткость и сюжетную простат, очень глубоко.
Фудзи скрыта дождем.
Вижу кроны деревьев цветущих –
Персики в долине…
Прохладная ночь.
Луна как будто бы дремлет
В пруду прозрачном…
Летний дождь моросит,
Сквозь бамбук вдали различаю
Крыши селенья…
Слайд №7
Обычаи
Стремление к гармонии – главная черта японского искусства. Чувствовать прекрасное – для японцев означает следовать природе. Обычай любоваться наиболее поэтичными явлениями природ издревле органично вошло в жизнь каждого человека. Зимой принято любоваться первым снегом, снежными горными вершинами. Осенью – яркой листвой горных кленов и луной. Весной – цветением сливы и вишни.
Пора пробуждения природы начинается в Японии цветение сливы, но самым прекрасным зрелищем является цветение дикой японской вишни – сакуры. Ее бело-розовые цветки восхищают японцев не только красотой, но и недолговечностью.
Слайд №8 (звучит музыка «Сакура»)
…Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапно и оттого ожидаемой вспышкой цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим многоцветием, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Каждую весну после изысканного цветения нежные, бело-розовые, всегда недолговечные цветы, весело кружась летят к земле от легчайшего дуновения ветра. Они опадают еще совсем свежие, и их красоты не касается увядание. Красота остается лишь в памяти очевидца.
Цветы сакуры!
Куда так торопитесь?
Зачем распустились?
Слайд №9 Мастер-класс
Изображение сакуры. Многие картины сочетают изображение и иероглифическую надпись.
Викторина о Японии
(почтить минутой молчания погибших в катастрофе)
Слайд № 10
Культура Китая
Нихао – здравствуйте.
Китайский язык – один из наиболее распространенных современных языков мира. На нем говорят свыше 1,3 милрд. человек. Китайский язык служит одним из 6 официальных и рабочих языков ООН.
Слайд № 11
Мифология
Искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность. Согласно этим воззрениям первоначально мир состоял из многочисленных мельчайших частиц. В какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян, образовалось небо, из темных, названных инь – земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Графически эти космические силы как две неделимые половинки – белая ян и черная инь как неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил.
Слайд №12
По мифологическим представлениям, есть 4 священных существа: дракон – символ весны и востока, тигр – символ осени и запада, феникс – символ лета и юга, черепаха – символ зимы и севера.
Дракон считается повелителем водной стихии. Он является защитником богов и самого императора. По преданию древних, драконы жили на вершине гор. Думали, что их кожа и голова украшены золотой гривой. Изображения драконов по сей день можно увидеть в храмах, во дворцах, в домах. Образами драконов украшали вазы, посуду.
Земным воплощением дракона была змея, поэтому она считалась священной. Дракон, ставший символом китайской нации, был, как правило, существом добрым, милостивым к людям. За это китайцы воздавали ему высокие почести.
До сих пор считается, что изображение небесного дракона на одежде приносит счастье. В древности же только император имел право носить одежду с изображение девяти пятилапных драконов Тин-Лун. Так же драконы изображались и на других вещах, принадлежащих императору.
Слайд №13
Мастер – класс (изображение дракона)
Слайыд № 14 – 15
Чайная церемония
Чаепитие на Востоке, особенно это касается Китая и Японии, - очень древняя традиция. Культура чайной церемонии неотделима от искусства, культуры этих стран, всего образа жизни.
Сущность церемонии составляют четыре основных принципа, которые в 1564 году были возведены в правила проведения чайной церемонии. Правила чаепития: ва, кеи, сеи, дзяку, дословно переводятся как - гармония, уважение, чистота, спокойствие. Гармония - в отношениях между людьми, гармония человека и природы, окружающего мира.
Уважение - ко всем и всему, исходящее из искреннего чувства благодарности за само существование. Чистота - физическая и духовная. Спокойствие - душевный покой, приходящий с постижением первых трех принципов.
Слайды №16-17
«10 запретов на чай!»
1. Запрет на чай на пустой желудок: холодная природа чая, проникая вовнутрь, может охладить селезенку и желудок, что подобно «проникновению волка в дом».
2. Запрет на обжигающий чай: горячий чай сильно стимулирует горло, пищевод и желудок. Длительное употребление очень горячего чая может привести к болезненным изменениям этих органов. По данным зарубежных исследований, употребление чая температурой выше 62 градусов ведет к повышенной ранимости стенок желудка.
3. Запрет на холодный чай: холодный чай дает побочные эффекты: застой холода и скопление мокроты.
4. Запрет на крепкий чай: высокое содержание кофеина и теина в крепком чае может стать причиной головной боли и бессонницы.
5. Запрет на долгое заваривание чая: снижается питательная ценность чая за счет окисления содержащихся в чайных листьях витаминов С, Р и аминокислот.
6. Запрет на многократное заваривание: эксперименты показывают, что первый настой вытягивает приблизительно 50% полезных веществ из чайных листьев, второй - 30%, а третий всего лишь около 10%, четвертая заварка добавляет еще 1-3%. Если же продолжать заваривать чай дальше, то в настой выходят вредные элементы.
7. Запрет на чай перед едой: это ведет к разжижению слюны и может временно снизиться усвоение протеина пищеварительными органами.
8. Запрет на чай сразу после еды: содержащийся в чае танин может привести к затвердеванию протеина и железа, что ухудшает их усвоение.
9. Запрет на запивание чаем лекарств: дубильные вещества, содержащиеся в чае, расщепляясь, образовывают танин, от которого многие лекарства дают осадок и плохо усваиваются. Поэтому китайцы говорят, что чай разрушает лекарства.
10. Запрет на вчерашний чай: чай, постоявший сутки, теряет витамины и становится идеальной питательной средой для бактерий.
Проведение чайной церемонии (чаепитие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "Древний Восток".
Повторительно--обобщающий урок в форме игры....
Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"
1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...
план интегрированного урока по истории и обществознанию в 11 классе "Россия: Восток или Запад?"
Ценность урока в интегрированности двух сложных тем в курсе истории "Постсоветская Россия и ее место в мире" и по обществознанию "Место России в сообществе мировых цивилизаций". Постаралась сделать ур...
Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Востока 5 класс
Материал состоит из конспекта, презентации и тестов...
Методическая разработка обобщающего урока по теме: Древний Восток в 5 классе
Обобщающе-повторительный урок по Древнему Востоку в 5 классе...
Разработка урока по географии "Дальний Восток-край контрастов" 8 класс
При проведении урока создаются условия для: формирования представления об особенностях природы Дальнего Востока; ознакомления учащихся с историей открытия, исследования и заселения территори...