Конспекты уроков по МХК. Культура Востока
методическая разработка (мировая художественная культура, 9 класс) по теме
Настоящий раздел предлагает материалы по культуре Индии, Китая, Японии. Современные представления о мифологии, религии, изобразительном искусстве, предпринята попытка анализа словообразов поэзии Ли Бо, даны основные направления изучения темы. Огромный обем информации не позволяет рассмотреть даже кратко на уроках все интересующие детали, поэтому я предлагаю учащимся сделать портфолио класса или группы по культуре Востока. Это творческие работы учащихся (презентации, рефераты, сообщения, инсценировки, чтение стихов...), обединенные тематически.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vostok.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 7
Современные представления о Востоке. Художественная культура Индии.
Цели: - контроль за усвоением знаний учащимися;
-изучение восточных цивилизаций, особенностей культуры и религии.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: репродуктивный (тест), словесные (беседа, рассказ-лекция)
Ход урока:
1 Организационный момент
2 Повторение пройденного материала, контроль
3 Объяснение нового материала
А) беседа с учащимися: место Востока в современном мире.
Б) рассказ-лекция
Индийская культура является одной из древнейших в мире. Роскошная, сказочно богатая, она, казалось, таила в себе все блага мира. Две полноводные реки Инд и Ганг, орошают ее плодородные равнины, южные границы ее омывает океан. Пышные многолюдные города соприкасаются с непроходимыми джунглями, первобытными лесами и бурной тропической растительностью. Литературные памятники «Махабхарата» и «Рамаяна» рассказывают об этих городах – широкие улицы с колодцами, дома с коллонадами и террасами, парки с водоемами и купальнями, библиотеки, залы для заседаний.
Человек в Индии живет в постоянном, нерасторжимом соседстве с миром природы. Ныне, как и в далекие времена, он полон уважения к ней, благоговения перед ней. Культура, нравы, обычаи, религия Индии кажутся необычными и диковинными взору европейцев. Все живое с давних времен и по нынешний день почитается в Индии священным. В самые отдаленные времена в Индии возникли обособленные касты (варны). Высшая из них – брахманы – служители Брахмы, которые пользовались наибольшим влиянием и почетом, за ней следовала каста кшатриев – воинов, далее шли вайшьи – ремесленный и торговый люд, последняя – бесправная – шудры и самая презираемая прослойка общества – парии (неприкасаемые). Классовые различия были увековечены религией.
Культурный фонд Индии первоначальных дней ее истории заключен в древнейших ее книгах. До нас дошли религиозные песнопения «Веды» - красочные рассказы о персонажах индийской мифологии. Это, по сути дела, энциклопедия всех знаний той далекой эпохи, ее представлений о мире, ее идеалов. Ведические боги не имели определенного образа и подразделялись на:
небесных (Варуна - бог неба, Ангвины - боги-близнецы предрассветных и вечерних сумерек);
земных (Агни-бог огня);
атмосферных (Сурья - бог солнца, Ваю-бог ветра).
Главным богом считался Индра-громовержец, совмещающий функции воителя и прародителя животворящих сил.
В героический эпос включены и индуистская триада богов – Брахма - высшее божество, творец мира рождается из золотого яйца и создает из его половинок небо и землю мужчину и женщину, животный и растительный мир.
Вишну – олицетворяет созидательную энергию в борьбе со злом
Шива – бог-создатель и бог-разрушитель
Индуизм политеистическая религия. Вера в переселение души, деление общества на касты, которым предписан свой путь.
В 6 в. до н.э. на северо-востоке Индии складывается буддизм. В 250 г. до н.э. царь Ашока объявил буддизм государственной религией. Буддизм превратился в мировую религию, он овладел территорией Тибета, Индокитая, Японии и др. стран. Внешняя его форма предстает как культ Будд (которых около тысячи) и бодхисатв (божеств). Среди Будд главный основатель религии – принц и отшельник из племени шакья Сиддхартх Гаутаме. Будда – умудренный, просветленный высшим знанием. Буддизм как религия в современной Индии имеет уже немногочисленных приверженцев, но некоторыми своими элементами он вошел в индуизм. В индуизме переплелись идеи древнейшей религии брахманизма и пришедшего ему не смену буддизма. В индуизме главенствует идея сансары, по которой человек не умирает вовсе, а снова и снова рождается только в другом обличье. Он может родиться человеком, принадлежащим к более высокой касте, если вел праведный образ жизни. Религия индуса очень пессимистична. Для них не существует ни рая, ни ада в потустороннем мире. Ад – это сама жизнь. Избавится от страданий можно через перевоплощения. Будда совершил их 10.
Великие истины буддизма:
- Жизнь – есть страдание, страдания порождены желаниями, нужно избавиться от желаний, путь к преодолению – путь указанный Буддой..
- Восьмеричный путь по заповедям: праведная вера, решимость, речь, долг, жизнь, мысль, помыслы, созерцание. Главная цель – нирвана, такое состояние духа, когда он испытывает абсолют, покой.
Главные памятники архитектуры буддизма:
1 Ступа для хранения останков Будды – массивная полусфера с квадратной оградой на вершине, украшенная по центру шестом. Полушария символизируют небесный свод, ограда - божественную гору Меру, шест с 3 каменными тарелками – мировую ось с небесными сферами. Ступу украшали кружевные ворота, рельефы, скульптура.
Стремление персонифицировать Будду привело к формированию канона. Идеальным пропорциям бога соответствовал «львиный корпус» - широкие плечи, тонкая талия, стройные ноги. Знаком чрезвычайной мудрости служили:
- характерная выпуклость темени;
- родимое пятно между бровями;
- удлиненные мочки ушей.
2 Пещерный храм – чайтья – воплощает тему мировой горы (Чайтья в Карли).
3 Вихара – кельи монахов с центральным залом для ритуальной службы.
4 Рахта – тип храма, вырубленный из целой скалы – монолит в форме параллепипеда с многоярусной пирамидальной крышей.
В начале 12 в. была установлена новая государственная религия – ислам – в переводе с арабского «покорность». Священная книга мусульман – «Коран».
Новыми архитектурными сооружениями стали мечети и мавзолеи. Соединение геометрического арабо-мусульманского архитектурного объема и изысканного индийского узора обусловило появление «стиля монголов». Этому стилю свойственны изящество силуэтов, легкость форм, наличие куполов и арок, связь архитектурного ансамбля с парковым окружением. Самым изысканным образцом данного стиля служит мавзолей Тадж-Махал, построенный из белоснежного мрамора и украшенный кружевной резьбой. Поднятый на высокую платформу, он отражается в водах канала и фонтанах.
Тадж-Махал как памятник великой любви вдохновлял людей искусства. Так, В. Верещагин впечатления от путешествия по странам Востока воплощает в картине «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Очарованный красотой храма, художник создает на полотне настоящую поэму о силе любви, передав все великолепие, воздушность форм, гармонию пропорций и связи Мавзолея с окружающим пространством. Кажется весь арсенал живописных средств и приемов использовал художник в создании этого шедевра.
4 Сообщение
- «Храм во имя любви»
- «Архитектурный ансамбль Мавзолея Тадж-Махал»
Индийское пластическое искусство передает не только телесность, но и внутреннее дыхание. Оно представлено скульптурой и танцевальным искусством. Танец трактовался как «искусство рассказа», 108 классических поз танца передавали любое чувство и состояние. Зарождение культового танца связано с религиозными мистериями в честь бога Индры. Пантомима передавала место, продолжительность события, детали обстановки.
4 Подведение итогов.
Какие особенности индийской культуры вы знаете?
5 Д/З Индивидуальные сообщения:
- Индийская мифология и ее изображение в героическом эпосе «Рамаяна» и «Махабхарата».
- Изобразительное искусство Индии.
Храм во имя любви
Принц Кхуррам сидел на террасе дворца Арам-бега, задумчиво смотрел на плывущие в небе облака и пытался запомнить 21 суру Корана. Его любимая сестра Гюли играла в куклы с Арджуманд, дочерью первого министра. Как вдруг. Арслан. Огромный, рыжий и лохматый пес садовника, сорвавшись с цепи, понесся к беседке, где играли девочки. Кхуррам не успел осознать всю меру опасности, как тоненькая Арджуменд заслонила испуганную Гюли и, раскинув руки, молча ждала приближения грозного пса. Когда принц подбежал, нарушитель спокойствия поспешил отбежать в сторону. Стало понятно, что Арслан и не собирался ни на кого нападать, он просто обрадовался неожиданной свободе. Гюли уже весело смеялась, а Арджуманд неожиданно расплакалась, уткнувшись в плечо принца. После этого происшествия принц понял, что эта девочка значит для него очень много. Он стал чаще бывать во дворце первого министра. Слава о мудрой не по годам Арджуманд Банно Бегум распространилась по всей Индии. Ее руки добивались многие, но свое сердце девушка отдала Кхурраму. Однако, согласно традиции и статусу наследника престола, принц обязан был жениться на персидской принцессе. К счастью для влюбленных, ислам разрешал многоженство, поэтому они могли соединиться в браке. Но это произошло не скоро. Мумтаз-Махал (так назвал свекор свою невестку, что означает «высокая избранница дворца») стала для мужа незаменимой помощницей и верным другом. Шах-Джахан доверял жене и назначил ее хранительницей главной государственной печати.
Она оказалась замечательной матерью. Дети рождались один за другим, но состояние беременности не мешало Мумтаз сопровождать мужа во всех его походах. 14 раз рожала Мумтаз, 9 детей выжили и выросли до зрелого возраста. Особенно любил Шах-Джахан младшую дочь, Джаханару, заботу о которой жена поручила ему на смертном одре.
Согласно легенде, когда Мумтаз поняла, что умирает, она обратилась к мужу с просьбой построить для нее красивый мавзолей и не искать другую жену. Шах-Джахан поклялся исполнить просьбу любимой жене.
Архитектурный ансамбль Мавзолея Тадж-Махал
Восемнадцать лет счастья подарила Мумтаз-Махал мужу, столько же времени ушло на постройку усыпальницы для любимой. Шах-Джахан мечтал возвести на другом берегу Джамны мавзолей из черного мрамора для себя, который бы был точной копией Тадж-Махала. Однако казна была опустошена, и черный мавзолей так и не был построен. Занявшись возведением мавзолея, Шах-Джахан считал это дело главным в своей жизни. В 1657 он тяжело заболел, чем воспользовался его сын Аурангзеб, который арестовал отца и заключил его в Агру, в Красный Форт под арест. Аурангзеб захватил престол и 9 лет продержал отца взаперти. Тяжело было Шах-Джахану смириться с жестокостью сына. Единственным утешением для него было то, что из его покоев был виден Тадж-Махал. Тадж-Махал прекрасен в любое время суток. Это скорбный реквием и возвышенный гимн великой любви. Шах-Джахан пригласил в Агру самых лучших архитекторов. Приехали мастера из Турции, Самарканда, Бухары, Шираза и Дамаска. Судя по старинной легенде к строительству дворца были привлечены европейцы: венецианцы и французы, но, к сожалению, их подлинные имена неизвестны. Деревянная модель была выполнена по проекту персидского архитектора Мохаммеда Иса Кхана. Он же и возглавил строительство. Легенда гласит, что когда работа была завершена, Шах-Джахан приказал отрубить правую руку главному архитектору, чтобы никогда и никто не мог повторить этот шедевр.
Вначале на берегу Джамны была сложена массивная платформа из плит красного песчаника. Только потом начались работы по возведению самого мавзолея, мечети и дома для паломников. С южной стороны был разбит большой парк. Весь комплекс зданий и парк были обнесены стеной с ажурными аркадами. В центре каждой стены – ворота. К мавзолею ведут строгие и прямые, как стрелы, аллеи парка. Осью парка стал оросительный канал с устроенным посередине мраморным бассейном квадратной формы. В бассейне росли лотосы, плавали заморские рыбки, а по берегам прогуливались павлины и другие экзотические птицы. Стражники были одеты в белые одежды, им предписывалось охранять сад от хищных птиц, а дворец от грабителей
Индийская мифология и ее изображение в героическом эпосе «Рамаяна» и «Махабхарата».
Главные эпические произведения древних индийцев – поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». «Махабхарата» («Великая война потомкам Бхараты») рассказывает о борьбе за царский трон. Перед нами стычки отдельных воинов и массовые сражения, любовь и злоба, преданность и коварство, верность и предательство, боги и люди, философия и религия. Каждое новое поколение что-то добавляло к основному сюжетному стержню поэмы, она разрасталась и превратилась в гигантскую энциклопедию, вобравшую в себя мудрость народа, его жизненный опыт, нравственное и философское кредо.
В центре сказания война между братьями – злым Дуройодханом и добрым и честным Юдхиштхирой.»Непобедимые, оба оба они по красоте и блеску были подобны солнцу и луне, оба были охвачены яростью, и каждый из них жаждал убить другого»; «Люди, боги, демоны и все существа на земле пришли в волнение. Вселенная разделилась на два лагеря…» - говорится в поэме. Здесь богиня любви и счастья Лакшми, здесь боги и демоны – ракшасы «с глазами цвета красной меди». Страшный Шива – «разрушитель Вселенной», его грозная супруга Дурга, желтоглазая сестра Кришны, бога войны, бог смерти Яма. Бог солнца Сурья и сам бог-вседержитель Брахма.
Второе эпическое сказание индийской древности «Рамаяна» («Деяния Рамы»), главная тема которого – любовь и верность, а главные герои – Рама и его прекрасная супруга Сита. Рама – юный принц. Ему должна бы перейти власть от царя Дашарахта, но мешает злая воля недобрых людей. В события вмешиваются многочисленные демоны (ракшасы0 и злое десятиглавое чудовище Равана, похитившее Ситу. Много встречается преград на пути двух любящих сердец. Но сказка никогда не заканчивается поражением героя. Бог войны Индра вручает Раме волшебную стрелу, с помощью которой герой и убивает чудовище. С гибелью Раваны на земле воцаряется мир и спокойствие. Сита возвращается к супругу. Но Рама колеблется принять ее, ведь ее касался взор Раваны. Неутешная Сита решает сжечь себя на костре. Но совершается чудо, сам бог огня Агни выносит Ситу из пламени невредимой. Сита чиста. Главная миссия Рамы заключалась в освобождении людей от скверны. Таким образом, в эпических произведениях индийцев соединены мифологические элементы, сказочные чудеса, эстетически воплощаются разные чувства и идеи.
Изобразительное искусство Индии.
Вершиной древней индийской живописи считается оформление пещер Аджанты. До нас дошла лишь стенопись, станковых картин не сохранилось ни одной, хотя в литературных источниках имеются свидетельства о существовании таковой. В стенописях Аджанты во всей красе предстает изумительно богатая и яркая картина жизни Индии того времени. На картинах множество видов городов и их жителей, природы и удивительных памятников архитектуры. Сцены народной жизни в эпоху правления Гуптов, народные предания и легенды сплелись в увлекательное повествование, написанное с удивительным мастерством и пониманием искусства стенописи. Живопись Аджанты насквозь пронизана духом любви к человеку, природе и своей стране. В стенописи преобладают многофигурные жанровые сцены со сложной композицией. Художники использовали всего несколько цветов: белый, синий, желтый, зеленый, красный, черный и преобладавший над всеми красновато-коричневый. Особый ритм расположения фигур объединяет все изображения в единое целое. Очень выразительна передача поз, движений, жестов, тонко раскрыт внутренний мир людей.
Н-р, Сцена выезда раджи Махаджанаки на слоне из города, Сцена о мифологических небесных танцовщицах и певицах (апсарах)…
Аджантские росписи можно разделить на орнаментальные (изображения птиц, животных, цветов, мифологических персонажей); эмоционально-экспрессивные (сцены, рассказывающие о ключевых событиях жизни Будды и бодхисатв); повествовательные.
Рисунок наносился на сухую основу стен, потолков и колонн темперой. Краски изготавливались из местных минералов и растений. Художники должны были заботиться о правильном воспроизведении форм и внешнего вида, о правильных пропорциях, о передачи действий и эмоций, о придании фигурам грациозности, о сходстве с оригиналом, о правильном сочетании красок. Большое значение придавалось игре светотени.
Росписи пещерных храмов Аджанты, благодаря глубине их содержания и оригинальному исполнению, продолжают волновать современного человека. В 30 пещерных храмах Аджанты были нарисованы сотни сцен и тысячи персонажей. До настоящего времени сохранились очень немногие.
С приходом мусульманства живопись не развивалась. Правители и знать не поощряли живопись, поскольку Коран запрещал изображение живых существ. Тем не менее в эпоху правления Великих Моголов основополагающим живописным направлением стал жанр миниатюры. В продолжение традиций джайнской миниатюры, а также под влиянием стенных росписей Раджастхана возникла Раджпутская миниатюра XVI века. Могольская миниатюра, основываясь на индийской художественной традиции, подарила миру новые, яркие новаторские композиции. Постепенно начала вырабатываться иконография героев индийского эпоса. В начале XVII века основным жанром могольской миниатюры стал портрет. Художники стремились к портретному сходству и психологической характеристике образа. В это же время стал популярен и анималистический жанр. Большой достоверностью отличались изображения зверей, птиц и цветов. Для своих работ индийские живописцы использовали тонкую бумагу из хлопка, бамбука и джута. Бумагу склеивали в несколько слоев. Кисточки были сделаны из волосков беличьего хвоста. Ими выполняли наброски. Поверх наброска наносили слой белой краски и уточняли рисунок. Затем загрунтованную бумагу шлифовали круглым камнем и только после этого раскрашивали миниатюру. Индийские миниатюры отличаются богатой красочной палитрой. Процесс нанесения красок был сложным и длительным. Их наносили в несколько слоев. После нанесения каждого слоя картину подсушивали и полировали округлым агатом. В конце работы ногтем тигра или медведя добавляли в картину золото и серебро. После того как была закончена работа над фоном, человеческие фигуры и общие контуры рисунка выписывали краской гайрика или копотью камфары. Краски изготавливали мастера сами, секреты мастерства и копии работ передавались по наследству.
Миниатюру считают драгоценной частью великого художественного наследия Индии.
Урок 8.
Художественная культура Китая.
Цели: - изучение художественной культуры Китая;
- выявление взаимосвязи литературы и изобразительного искусства, характера основных философских систем, оказавших влияние на искусство Китая;
- сравнительный анализ текстов.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция, беседа, словесное рисование), частично-поисковый (анализ текста), репродуктивный.
Оборудование: тексты китайской поэзии, иллюстрации.
Ход урока:
1 Организационный момент
2 повторение пройденного материала. Сообщения по индийской культуре.
3 Объяснение нового материала.
Китай. Здесь мы увидим многое из того, что происходило в истории почти всех народов мира: сначала разрозненные племена, постоянные столкновения между ними, потом постепенное слияние племен, укрупнение территориальных владений, классовое расслоение, возникновение государственных форм. Племенных вождей сменяют цари, создаются рабовладельческие государства с деспотической формой правления. Как свидетельствуют археологические раскопки, уже во II тыс. до н.э. Китай имел высокоразвитую рабовладельческую систему с резким классовым делением. В III до н.э. китайцы уже имели компас. Ими составлен самый древний известный нам каталог звезд. Как и другие страны, Китай на протяжении своей истории имел немало выдающихся личностей – философов, ученых, поэтов, политиков и т.д.
Европу отделяет от Китая 10000 км. В наши дни самолет доставит нас за считанные часы, а в то время требовалось пройти нелегкий путь. Первым человеком, проложившим такой путь, был знаменитый китайский дипломат и путешественник Чжан Цянь. Во главе посольства в 100 человек он отправился в 138 г. до н.э. на Запад. Вернулся только через 13 лет один, остальные погибли. Так возникли первые связи между Западом и востоком. Стала действовать караванная дорога между Китаем и странами Средней Азии – Великий шелковый путь, по которому купцы везли из Китая предметы роскоши – шелк, парчу, ювелирные изделия. В Европе ноже нашлись смельчаки, готовые отправиться в Китай, но уже спустя 1400 лет после путешествия Чжан Цяня. Это были венецианские купцы Марко Поло, его отец и дядя. В 1271 г. они покинули Венецию и только через три с половиной года достигли границ Китая. Марко Поло провел в Китае 17 лет, после чего, вернувшись на родину, составил полный «отчет» об увиденном и услышанном.
Культура Древнего Китая формировалась на территории Восточной и Центральной Азии, где в 1 тыс. до н.э. сложились философско-религиозные учения, согласно которым природа воспринималась как живой организм, а процесс мироздания как результат небесного мужского начала Янь и земного женского Инь.
В нашей современной печати и даже устной речи часто можно встретить слово «Поднебесная» в применении к Китаю, это название синонимично слову «Китай». И связано это с тем, что древний китаец связывал свою жизнь, надежды и помыслы с Небом. «Только небо осуществляет наблюдения за народом, ведает справедливостью, посылает устойчивые и неустойчивые урожаи. Без неба погибнет народ. От милости неба зависит его судьба», - читаем мы в древнейшей книге Китая «Шуцзин» («Книга истории»). Представителем Неба на земле считался, конечно, правитель страны – царь. Так религия и философия связывались с социальной жизнью, с системой господства и подчинения.
Фантазия народа наполнила мир огромным количеством богов и демонов. Одни добры и благодетельны, другие – злы и вредоносны. Страшные драконы управляют ветрами и облаками на небе, реками на земле. Мир китайской мифологии полон уродливых ликов. Фантазия народа изобрела и ад, где караются нарушители нравственных норм. Там, как и на земле заседают судьи и решают судьбу умершего в зависимости от его поведения в жизни. Древние китайцы создали, подобно другим народам, легенды и о рае – то это была гора Инфжоу, плавающая в море, где обитают бессмертные, то страна Белых облаков, куда можно было попасть, приняв напиток даосцев. Все это овеяно удивительной поэзией и фантазией народа.
В отличие от европейских культур, где человек был мерой всех вещей, для китайского миропонимания эталоном является природа. Пантеистическое мировосприятие китайцев, соединившись с рационализмом и традиционностью жизненного уклада, породило удивительную устойчивость форм в архитектуре и живописи.
Главная особенность культуры Китая – консерватизм. Особое влияние на культуру Китая оказали философские системы конфуцианство и даосизм.
Морально-этическое учение Конфуция (Кун-Цзы) исходило из разумного, навечно установленного небом порядка: власть государя считалась священной, священным считалось соблюдение норм этикета в отношениях между правителем и подданными, членами семьи, живущими и умершими. Главное для человека считалось почет, уважение, образованность, гуманизм, чувство долга.
Основатель даосизма – Лао-Цзы – теория Дао – путь к гармонии, которую можно обрести ведя простую мудрую жизнь; покорность, отказ от желаний и борьбы, единство с первоосновой мира, обретение бессмертия.
Такое созерцательное начало стало определяющим а культуре Китая.
Особенностью архитектурного стиля Китая стали пагоды – мемориальные хранилища буддийских реликвий. 5-7 – метровая пагода Тэта облицована узорными плитками цвета ржавчины с характерной изогнутой кровлей сделана из кирпича – «Железная пагода».
Наиболее крупным храмовым ансамблем является храм Неба. Три террасы круглой формы, окруженные прямоугольными каменными балюстрадами, – отражение беспрерывного круговорота стихий.
Характерной для древних народов грандиозной постройкой, можно считать великую Китайскую стену, возведенную для защиты от кочевников. Эта стена особенно поражает воображение. Она протянулась на 4000 км, высота ее составляет 10 м. ЕЕ строили примерно 2 млн. человек, и вот уже более XX веков стоит она как символ беспримерного упорства и человеческого труда.
Основной вид искусства – создание ландшафтных садов, где естественный природный мир сочетался с архитектурными формами.
Пантеистическое восприятие ярко и полно выразилось в живописи, возникшей в качестве иллюстраций к стихотворным произведениям. Картины имели форму горизонтальных и вертикальных свитков, писались тушью и минеральными красками на шелке и бумаге.
Беседа: какие жанры ИЗО вы знаете?
Продолжение:
Портреты писались со знати, ученых, чиновников и отличались следующими деталями: композиция, позы, лица – были условны, детально воссозданы одежда, прически и другие примечательные мелочи.
Пейзаж – сплав поэзии и живописи, носил символичный и аллегоричный характер.
Беседа: что такое символ, аллегория?
Пример: горы – мужское начало Ян, вода – женское Инь (символ)
Сосна – долголетие, лотос – лето, хризонтема – осень (аллегория)
Отличны от привычного и названия картин: «Вечерний звон далекого храма», «Груши во дворе задумались о нас»
Чем отличны данные названия от нам уже известных?
Большую популярность приобретает живопись «цветы – птицы», воплощавшая идею «великого в малом», когда 1 птица, 1 цветок воспринимались как часть Вселенной и получали вселенскую значимость:
У соседки моей под восточным окном
Разгорелись гранаты в луче золотом,
Пусть коралл отразится в зеленой воде –
Но ему не сравниться с гранатом нигде.
Столь душистых ветвей не отыщешь вовек –
В них прелестные иволги ищут ночлег.
Как хотел бы я стать хоть одной из ветвей,
Чтоб касаться одежды соседки моей.
Пусть я знаю, что мне нет надежды теперь,-
Но я все же гляжу на закрытую дверь.
(Ли Бо)
Иллюстрация «Иволга на гранатовом дереве».
Беседа: Какова основная мысль стихотворения?
Что общего между художественными образами стихотворения и картины?
Сходна ли цветовая гамма образов?
Какие основные цвета и словообразы в стихотворении?
луч
восточный
огонь __________разгорелись ___________яркий, красный, огненный
золотом желание, страсть
коралл мужское начало Ян
гранат
вода _________ зеленая __________ветви – душистые
соседка // иволга ________ неуловимость, легкость, грациозность
огонь // лирический герой – его надежды, чувства и желания, которые исчезают –
образ закрытой двери.
Продолжение:
Какого-либо сводного эпического общенационального произведения, подобно «Махабхарате» в Индии или поэмам Гомера, мы не найдем в древнейшей китайской литературе, но найдем богатейшую поэзию и очень интересную прозу.
Не меньшую эстетическую значимость, чем живопись и содержание поэтического текста имели гармония линий и ритм иероглифов. Иероглифы рождались из пиктограмм – схематического изображения реальных предметов.
Сыма Фа «Черепаха, изгоняющая демонов». Черепаха – символ жизни, страж могил.
Иероглиф присутствовал в архитектуре, в гриме актеров, в прикладном искусстве.
Одним из главных видов декоративно-прикладного искусства стал фарфор.
ИЗО соединяло живопись и каллиграфию, поэтическая надпись дополняла и расшифровывала смысл живописи. Подобный художественный синтез не свойственный другим культурам, обусловил вневременной характер и современное звучание поэзии и живописи. Формы и сюжеты китайской архитектуры и живописи востребованы восточными и европейскими культурами.
4 Подведение итогов.
Подобрать стихи и иллюстрации. Объяснить смысл выбранного вами текст.
5 Д/З: Индивидуальное сообщение: «Книга перемен» как древнейший памятник художественной культуры Китая.
«Книга перемен» как древнейший памятник художественной культуры Китая.
Ранние поэтические тексты дошли до нас без имен их авторов. Конфуций, который, по преданию, собрал и комментировал их, своим именем придал им авторитет в глазах последующих поколений. Они стали называться каноническими. Во II тыс. до н.э. текст «Книги песен» («Шицзин») был вырезан на каменных барабанах. Так они до нас и дошли.
Стихи, созданные на заре китайской культуры, отразили настроение и чувства, близкие и нам и вообще всем временам и всем народам. Китайская поэзия полна ликов китайской природы. Из арсенала природы берутся сравнения и метафоры. Природа всюду рядом с человеком. Поэт, говоря о человеческих чувствах, непременно проводит параллель с миром растительным или животным. Природа стала традиционным героем лирической поэзии Китая.
Урок 9
Художественная культура Японии.
Цели: изучение японской художественной культуры;
продолжение обучения работе с текстом, его анализ;
обобщение пройденного материала.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция, словесное рисование), частично-поисковый (анализ художественного текста), репродуктивный (опрос).
Оборудование: тексты японской поэзии, иллюстрации.
Ход урока:
1 Организационный момент.
2 Повторение пройденного материала (индивидуальные сообщения и анализ стихов).
3 Объяснение нового материала
На характер японской культуры решающее влияние оказало географическое положение страны: Япония расположена на островах Тихого океана и подвержена тайфунам и землетрясениям.
Отличительные черты культуры Японии:
- лаконизм и простота
- мифологичность.
Основу мифологии синто («путь /учение богов») составили представления о ками – духах природы, не имеющих зримого облика. В отличие от пантеизма японский синтоизм предусматривал не обожествление природы в целом, а преклонение перед конкретными духами скал, деревьев, водоемов, трав, цветов. Синтоизм обусловил появление особой эстетики, в которой ценилась естественная красота материала и незавершенность формы. В японской мифологии отсутствует единый творец мироздания. Самопроизвольное становление порядка сопровождалось появлением богов – ками, не имеющих пола и каких-либо внешних признаков.
- созерцательное мироощущение и идея духовного подвига как главной движущей силы.
Данная идея пришла в Японию вместе с буддизмом, отсюда и особенности архитектуры.
Первые монастыри были выстроены в традициях китайского зодчества с тяжелой изогнутой крышей, крепящейся при помощи сложной системы кронштейнов и покрытой серо-голубой черепицей, с красными лакированными колоннами и позолоченными металлическими деталями.
Храмовый комплекс Тодайдзи.
Скульптура была тождественна человеческой природе, но божественная суть образов подчеркивалась преувеличенными масштабами и величавостью, которая выражалась в надменно поднятой голове, безразличном взгляде и идеальных чертах национального эпического типа.
Статуя «Большой Будда».
Развивается скульптурный портрет и театральные маски.
Распространение буддизма в Японии сопровождалось проникновением письменности и китайских книг и обусловило возникновение литературных произведений.
«Кодзики» («Записи деяний древности»)- в них отражены история страны, представления о богах и божественном происхождении японских императоров, описаны основные занятия и обычаи жителей страны.
« Манъёсю» - антология японской поэзии, включающая в себя народные и авторские песни. Основная тема – благоговейное отношение к природе:
Вершины распростертых гор
Как будто белым полотном покрыты,
Иль, может быть,
Цветы расцветшей сливы
Их белизной заставили сверкать?
Беседа: Каковы основные образы и цветовая гамма стихотворения, смысловые доминанты данных образов?
Продолжение:
Развивается эстетика «моно-но-авангард» - стремление запечатлеть наслаждение от созерцания ускользающей красоты.
Храмы-дворцы Амиды – нёрай – праобраз рая на земле. Строились на острове, в уединенных горах, близ воды. Неотъемлемой частью ансамбля были пейзажные сады.
Главный акцент в храме делался на статую божества.
- стилевыми особенностями также являются символизм и живописность (меч – символ защиты, лотос – целомудрие и спасение, веревка – спасение)
В живописи главный акцент делался на действие, композицию (взгляд сверху сбоку), изысканные цветовые сочетания (нежно-зеленый, палево-розовый, сизо-голубой), графическую выразительность линий, певуче-музыкальный ритм картины (художник Фудзивара Такайоси, иллюстрирующий роман Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатори»).
Самурайская этика опиралась на культ воли, чести, вассальной преданности сюзерену. Замок Химэдзи – « Замок белой цапли» - лабиринт с непреступной башней, окруженный толстыми стенами и рвом. Вместе с тем замок необычайно декоративен.
Наиболее самобытным видом искусства стали «философские сады камней». Через композицию сада – микрокосма передавалось ощущение беспредельного мира. Состояние гармонии и тишины позволяет сосредоточиться и обрести гармонию духа.
Дайсэн –ин - пейзажный сад с холмами
Рёандзи – плоский сад
Развивается пейзажная живопись – Сэссю «Зимний пейзаж»
Ксилография – цветная гравюра на дереве.
4 Подведение итогов: как особенности менталитета отражаются в культуре.
Особенности менталитета: - философичность мышления, религиозность, стремление человека к гармонии с природой, острое переживание ее красоты и желание выразить свой внутренний мир через ее образы.
Культурные доминанты искусства Востока:
- перманентное проникновение двух начал - мира природы и человека;
- идеи мироустройства и нравственные идеалы проявлялись в антропоморфных образах;
- универсальные нравственные ценности воплощаются в образах природы;
- искусство имело символический характер.
5 Д/З: Театр Японии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Мировой Художественной культуры по теме: "Крито-микенская культура"
Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории ис...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспект урока по физической культуре. Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Обучение защитным действиям в баскетболе», 10 класс
Представлен опыт обучения защитным действиям в баскетболе, совершенствования зонной защиты и развития « чувства мяча и координационных способностей» ...
Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.
Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...
Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»
Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...