Преступление и наказание в сказке Н.Д.Телешова "Белая цапля"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Ирина Николаевна Корнюшина

конспект урока литературы в 6 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой  «Образовательная программа 2100».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс: 6а

Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. «Год после детства»,  6 класс.  «Образовательная программа 2100».

Дата: 16.12.2014

Тема урока: Преступление и наказание в сказке «Белая цапля» Н.Д.Телешова.

Цели урока:

Обучающая: изучить произведение Н.Д.Телешова «Белая цапля»; выявить на основе анализа эпического произведения проблемы, поставленные в сказке; сопоставить характер героини с ее поступком.

Развивающая: стимулировать творческую активность; формировать умения и навыки в сфере общения на уроке; развивать способности познания мира.

Воспитательная: вовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе»; использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как милосердие, сочувствие, доброта, отзывчивость.

Методические приёмы: аналитическая беседа, выборочное чтение эпизодов сказки, индивидуальные задания, работа в творческих группах.

Оборудование: электронная доска: презентация; доска – эпиграф к уроку; иллюстрации с изображением птиц, запись пения птиц, композиция Камиль Сен-Санса «Лебедь»;
раздаточный материал с «бусинами-памятками».

Словарная работа: нравственность…

До урока ученики получают индивидуальные  задания:  отвечают на опережающие

вопросы,  составляют таблицу-характеристику короля и принцессы.

Ход урока:

  1. На доске эпиграф к уроку:

                                      Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

                                          что совершён, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его,

                                          потому что память о нём не угасает.

                                                                                                               Жан-Жак Руссо.                                                  

  1. Организационный момент (приветствие, психологический настрой на урок).
  2. Сообщение темы и целей урока (Сегодня на уроке мы с вами поговорим о поступках, которые могут повлечь за собой неотвратимые последствия. Наш разговор о сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля». Тема нашего урока «Преступление и наказание  в сказке «Белая цапля» Н.Д.Телешова». Ребята, что такое преступление? (нарушение закона, содержащее в себе самовольное отступление от каких- либо норм; недопустимое, непозволительное, возмутительное).Можно ли назвать преступлением поступок главной героини принцессы Изольды? Получит ли наказание Изольда? Это нам с вами предстоит выяснить.)
  3. Вступительное слово учителя (на фоне записи пения птиц).

- Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, красоте оперения, грациозности движений, музыкальности голоса. Птицы - одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.
Провожая взглядом летяших птиц, человек порой задумывался: как высоко, далеко и быстро они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут легко и беззаботно, весело поют свои песни, не зная горя и печали, всегда бодры и веселы. Для них не существует границ, установленных людьми.
В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества, например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку-ласточкой, лебёдушкой.
Выражения: «птица счастья», «птица удачи», «птица мира» -подверждают большое значение птиц для человека.

А вот какой увидел гордую и величественную птицу-лебедь французский композитор Камиль Сен-Санс. Его композиция так и называется - «Лебедь». (Прослушивание записи.)
Однако не всегда и не все люди восхищались и поклонялись птицам. Жадность, жестокость, мелочность и равнодушие приносили много горя и печали в мир пернатых. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения! Многие виды птиц находятся на грани исчезновения.

5.  Рассказ ученика о цапле.
Цапли - крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях - рыхлых, пышных и у некоторых видов -особенно у белых цапель - очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой. В нашей стране белые цапли, как и многие другие редкие птицы, взяты под защиту государства.

6. Словарная работа
Нравственность
 - правила, определяющие поведение, душевные и духовные качества, необходимые в обществе. (это слово сегодня нам очень пригодится, а урок многое сможет вам прояснить, кому-то поможет повзрослеть, иначе посмотреть на жизнь.

7. Анализ содержания сказки.


- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
 (На душе стало грустно…  Хотелось плакать, когда убивали птиц… )

               -О чём эта сказка? (Нельзя убивать даже одну птицу… О добром отношении ко всему живому…)

- А какой же более глубокий смысл она имеет? (Это сказка о серьёзном отношении к жизни, о смысле жизни, о назначении человека, о нравственном выборе)

                - Обратимся к началу сказки и прочитаем описание королевства. Что отмечает в нём автор?

                (Зима была длинная, а лето короткое… Мало зелени и цветов.. Круглый год в холодных сумерках… Дикие скалы ненадолго были покрыты седыми мхами…)

- На что обращает наше внимание автор?

               («Люди… любили и ценили всякую жизнь…»)

                 - Почему автор особо подчёркивает эти слова?

                (Принцесса Изольда впоследствии нарушила этот нравственный закон своей родины – любовь ко всему живому на земле)

                - Давайте рассмотрим характеристику героев (царь и его дочь Изольда).

(Дома составлялась таблица на основе сказки)

Левая колонка:  старый король                                                Правая колонка: принцесса

Все любят старого короля,                                                      Добрая, как и её отец, краси-

                                                                                                    вая;

умный и редкой доброты че-                                                   принцесса помогает бедным,

ловек, заботится о людях, в его                                               несчастным; любит  отца и

                                                                                                          свою родину                                        

королевстве людям живётся лег-                            

ко и хорошо, милосердный, учит

быть доброй свою дочь.

Вывод: Король- милосердный, доб-                                       Вывод:   Принцесса –краси-

                                                                                                     вая, добрая и милосердная

рый человек.  

Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Н.Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Для чего он это делает?(Наверное,

автор хочет сказать, что и добрый человек может совершить жестокость, если не будет задумываться над последствиями своих поступков)

В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

              - Перед каким нравственным выбором стоит принцесса Изольда? (Или лишиться красивого головного убора («…развёрнутые веером тончайшие белые веточки, нежные  как пух и белые, как снег, а среди них сверкали и искрились чуть видимые алмазы…») или «убить одну птицу…» )

              - Как автор описывает душевное состояние Изольды при принятии ею решения?

(«Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если бы она согласилась.»  «Только одну… только одну убить…И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт- немного раньше или немного позднее. Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир! Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!»)

             Желание иметь красивый свадебный убор пересиливает голос совести.

Итак, с молчаливого согласия Изольды совершено преступление – убийство «жестоким стариком» одной птицы – белой цапли.

8. Выступления творческих групп

Две цапли, явившиеся  к Изольде во сне, явственно рисуют ей картину убийства птиц. Ужас  охватывает принцессу, когда она слышит слова жестокой правды.

        -Найдите в тексте и выпишите, как жили птицы ДО убийства, что происходит ВО ВРЕМЯ  убийства, что стало с ними ПОСЛЕ убийства.

Мудрые птицы понимают, что Изольда действовала по недомыслию, неведению, но только не по злому умыслу, поэтому они говорят с ней « с горечью, но без ненависти»: «Знала ли ты об этом, принцесса?» «Знаешь ли ты это, принцесса?» «Ты не думала об этом, принцесса?» Эти грустные птицы учат принцессу серьёзно относиться к жизни, нести ответственность за свои поступки.   Любое, даже не умышленное преступление влечёт наказание.

- Какие же наказания несёт принцесса Изольда за своё преступление? Найдите их

в тексте и выпишите.

 Принцесса Изольда терзается тем, что сделано, просит у отца совета, как загладить ей свой проступок.

          -Что отвечает король дочери?(«Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро».

         -Какое решение принимает Изольда?(«В народе много было горя.И этому горю она решилась помочь, забывая себя и все свои удовольствия»)

         -Какие уроки для себя выносит она из случившегося? («Всё на свете должно быть добром»).

         Жизненный принцип короля «Нужно делать добро». Скажите, если бы каждый человек усвоил эту простую истину, что изменилось бы в нашей жизни?(Рассуждения учеников)

         Л.Н.Толстой говорил: «Царство Божие внутри Вас». Так о чём же сказка Н.Телешова «Белая цапля»?  (Размышления учеников) Какова основная тема в сказке?(Это тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель малой частицы окружающего мира может привести к катастрофе человечества)

- На доске записан эпиграф  к уроку. Как он перекликается с сегодняшним разговором? (Рассуждения учеников).

9. Рефлексия. (Перед каждым из вас лежат высказывания известных людей, так называемые бусины, которые можно нанизать на нитку, чтобы получилось чудесное ожерелье. Прочитайте их внимательно. Какие бы из них вы выбрали для своих бус)

Милосердие – это активная доброта (Шевелёв)

Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний (М. Сервантес)

Стараясь о счастье других, мы находим совё собственное (Платон)

Любое существо появляется на Земле для жизни. Борьба за жизнь в любой, самой трудной ситуации, верность своим корням заслуживают не  меньшего уважения.

Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо(Н. Д. Телешов)

Нужно быть хозяином своей воли и слугой своей совести (Л. Вовенарг)

Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций)

Добро существует там, где его постоянно творят (В. Гжещик)

Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточается сердце (из Ч. Бакстона)

Настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. (Телешов)

Можно ли сюда включить эпиграф к сегодняшнему уроку?

10. Подведение итогов.

- Чему же научила нас эта сказка Телешова? (Любить и ценить все живое… и по цепочке)

- Какой же нравственный урок мы  можем извлечь из этой сказки?

Мы не должны идти на поводу своих сиюминутных желаний. Ведь маленькая прихоть зачастую обходиться очень дорого. Истинная красота человека подразумевает многое. Это и гармоничная внешность, это и его сердце, живое, теплое, сострадающее. Но прежде всего, он должен быть красив в своих поступках. Именно в них проявляется благородство и бескорыстие.

Каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непоправимым. Это сказка об ответственности человека за всё, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности – от этого зависит судьба человека.

11. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «О чем меня заставила задуматься сказка Н.Телешова «Белая цапля»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Тема преступления и наказания в сказке Н.Телешова "Белая цапля".

Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Н.Телешов отступает от сказочного шаблона.Для чего он это делает? Перед каким нравственным выбором стоит принцесса Изольда? Какие наказания н...

Преступление и наказание в сказке Н.Д.Телешова "Белая цапля"

конспект урока литературы в 6 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой  «Образовательная программа 2100»....

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...