урок литературы в 11 кл по теме ": Смысл предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот» "
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Смысл предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»
Цель: Исследование проблемы предательства в повести, поиск идейного своеобразия произведения.
Задачи: - проследить, как решает писатель «вечную» проблему предательства.
- совершенствовать навыки интерпретации художественного произведения, развивать умение работать в группе.
- воспитывать осознанное, вдумчивое отношение к жизни, активную жизненную позицию.
Оборудование: тексты повести «Иуда Искариот», мультимедийный проектор.
Форма работы: групповая.
Тип урока: исследовательская групповая работа.
Использована технология критического мышления «До и после»
Ход урока:
- Оргмомент: раздать тексты, проверить готовность мультимедийного проектора.
- Слово учителя: Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.
Замысел Л. Андреева направлен на то, чтобы вывести смысл темы отступничества, предательства за пределы определенной социально-политической ситуации данного времени, извлечь из этой темы нечто всеобщее, вечное содержание. Писателя тревожил разрыв между высоким идеалами и реальными человеческими поступками, особенно заметный, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию «последнего» выбора.
В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства».
Слайд 1 – тема урока.
- Стадия вызова: Предательство. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Составляем кластер: зло, душевная боль, слезы, смерть. Дополнительный вопрос: какое имя стало нарицательным, символизируя предательство. (Иуда) - Слайд 2
- Стадия осмысления: О чем может быть произведение с названием «Иуда Искариот»?
В основе повести лежит евангельская история о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа. Однако в художественном произведении эта проблема получила неожиданно новое объяснение.
В таблице в графе «До» напишите причины, которые, по вашему мнению, толкают человека к предательству.
ДО | ПОСЛЕ |
Обида, зависть, корысть, месть. |
Слайд 3
Зачитайте записанные причины. На примере текста каждая группа находит подтверждение выбранному мотиву и / или опровержение.
Обида: Иуда плакал из-за того, что Иисус не любит его, несмотря на его старания – в последние дни угадывал и исполнял его желания.
Корысть: за предательство получил деньги – не воспользовался ими, а бросил в лицо первосвященникам.
Зависть: Иисус был лучше его во всем, был умнее, его любили, обладал прекрасной внешностью – Иуда называет себя прекрасным и смелым вполне уверенно.
Месть: Иисус избегал разговоров с Иудой, казалось, не замечал его – Иуда прикоснулся к его волосам, плакал, понимая, что скоро тот погибнет.
- Группы выступают с ответами, обсуждают.
Проблемная ситуация: Если ничего из перечисленного не является причиной предательства, тогда что же?
Всмотритесь в портрет Иуды? Что поражает в описании? (двойственность). В чем проявляется двойственность Предателя? ( внешность, голос, поведение, любовь к Иисусу). Что еще двойственно в мире? (добро и зло, день и ночь) - слайд 4
- Двойственность – это противоречие. В Иуде двойственно что-то еще, что это? Ответ поясните (обсуждают в группах) – это борьба добра и зла в душе Иуды, он хочет предотвратить предательство, но не может не совершить его - слайд 5
- На что указывают детали: «Учитель глазами искал Иуду, спрашивал о нем…. Чем более приближался тот роковой день, тем лицо Учителя становилось все строже и печальнее». (гибель Иисуса была предначертана, и исполнить миссию предателя должен был Иуда).
- Мы подходим к решению поставленной проблемы: В чем смысл предательства Иуды? Почему Иуда все-таки решился на предательство, что толкнуло его на это? Запишите в графу «После» (обсуждают в группах). Докажите, что решиться на предательство Иуде было нелегко - слайд 6
- Стадия рефлексии: После выхода в свет произведения в адрес Л. Андреева посыпались обвинения в оправдании предательства. Подумаем, является ли повесть Андреева оправданием предательства? Как вы относитесь к Иуде? – слайд 7
Дайте письменный обоснованный ответ. (Предполагаемый ответ: Андреев не оправдывает предательства, более того он осуждает неявное предательство – молчаливое попустительство. Он судит всех, кто молчит перед лицом предательства.)
Домашнее задание: напишите сочинение «Человек ответственен за добро и зло» - слайд 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Любовью? распятая любовь" ( урок литературы в 11 классе по повести Л.Андреева "Иуда Искариот")"
Интегрированный урок литературы и Основ Православной культуры...
Тема предательства в рассказе Л.Н.Андреева "Иуда Искариот"
Своеобразие предательства в рассказе "Иуда Искариот", формы предательства, неоднозначность образа Иуды....
Урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот" "Повесть о любви и верности?"
Данная презентация поможет провести урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот". Она содержит в себе дополнительный материал к произведению, включае задания по работе класса с текстом....
Методическая разработка урока по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"
Анализ интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве....
Методические рекомендации к анализу повести Л.Андреева "Иуда Искариот"
В ходе исследования были использовано наблюдение за текстом, аналитический подход к художественной детали как составляющей единого целого рассказа. А именно, выявление основных символов в повести, опр...
Урок по повести Л. Андреева "Иуда Искариот", 11 класс.
Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Д...
Урок по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"
Технологическая карта урока...