" Любовью? распятая любовь" ( урок литературы в 11 классе по повести Л.Андреева "Иуда Искариот")"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Интегрированный урок литературы и Основ Православной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_11_klasse_po_povesti_l.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе по повести Л.Андреева « Иуда Искариот»
«Любовью? распятая любовь…»
Цели:
1. Проследить по тексту рассказа своеобразие интерпретации Л.Андреевым поступка библейского героя.
2. Дать оценку данному предательству с точки зрения Православия.
3. Формировать в детях осознанное, серьезное отношение к ситуациям выбора, чувства ответственности за свои решения и поступки.
Оборудование: текст повести Л.Андреева « Иуда Искариот», Евангелие, аудиозапись песни Е.Тремаскина « Поцелуй Иуды», трейлер фильма « Иуда – человек из Кариота».
Ход урока
1.Слово учителя
Психология предательства… Какова она? Как, почему, зачем становятся предателями?
Сегодня мы говорим о главном предателе в истории человечества – об Иуде Искариоте.
Тема нашего урока звучит так: « Любовью? распятая любовь…». Можно ли предать именем любви, любовью оправдаться? Любовью ли, спрашиваю я, был распят Иисус?
Этот вопрос задает и Л.Андреев. Причем, ответа в повести мы не найдем. Точного ответа. А между тем, повесть « Иуда Искариот» признана церковью еретической.
Ересь ли это? Или точка зрения Л.Андреева имеет право на существование? Обратимся к тексту произведения.
2.Анализ повести
На экране – 3 портрета Иуды, помещенные на один слайд.
- Посмотрите на эти портреты. Это Иуда глазами разных художников. Где, по-вашему, андреевский Иуда? Обоснуйте свое мнение текстом. (зачитывается описание внешности Иуды, отмечается его двойственность).
- Для чего Андреев наделяет Иуду такой внешностью? О чем это говорит? (двойственность лица – двойственность натуры)
- В чем проявляется двойственность натуры Иуды? Приведите примеры из текста. (краткий пересказ эпизодов)
Итак, Иуда – натура непонятная, неоднозначная, загадочная.
- Скажите, любит ли Иуда Иисуса? Обоснуйте текстом свою точку зрения.( краткий пересказ эпизодов).
Слово учителя
Да. Андреевский Иуда любит Христа. Тогда почему?! Почему предает?!
« Да, целованием любви предаем тебя. Целованием любви предаем тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест – и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь».
- Вы прослушали отрывок из повести. Опираясь на него, попробуйте предположить, почему Иуда идет на предательство, ради чего? (слова Иуды звучат высокопарно, он определенно выполняет особую миссию)
- Какую же миссию взял на себя Иуда?( он помогает Иисусу исполнить предназначенное Ему – пострадать за людей, искупив их грехи своею кровью).
- Давайте теперь, помятуя о двуликости Иуды, посмотрим на его мотивы с другой стороны. Что думает Иуда о людях? ( Все люди злы)
- А что думает о людях Христос?( Все люди добры)
(зачитываются отрывки из повести)
« А что если он прав? Если камни у него под ногами, а у меня под ногою- песок только? Тогда что?»
«— Нет, они слишком плохи для Иуды. Ты слышишь, Иисус? Теперь ты мне поверишь? Я иду к тебе. Встреть меня ласково, я устал. Я очень устал. Потом мы вместе с тобою, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?
Опять качал каменеющей головою и опять широко раскрывал глаза, бормоча:
— Но, может быть, ты и там будешь сердиться на Иуду из Кариота? И не поверишь? И в ад меня пошлешь? Ну что же! Я пойду в ад! И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твое небо. Хорошо? Тогда ты поверишь мне? Тогда пойдешь со мною назад на землю, Иисус?»
- Кто и в чем прав? Что так мучает Иуду? (он ли прав в своей оценке людей или Иисус).
- Так зачем он предает? Какова его цель, если проанализировать эти отрывки? ( Иуда проверяет свою правду, ставит эксперимент).
Какие разные цели. В первом случае предает ради Иисуса, а во втором – ради себя.
- Как вы думаете, какой мотив – ведущий у Л.Андреева?
- Как меняется Иуда после того, как Иисус умирает на кресте? ( зачитывается отрывок из текста).
Слово учителя
Андреевский Иуда приобретает грандиозные масштабы, уравнивается с Христом. Рассматривается как участник пересоздания мира, его преображения. Итак, свершилось! Исполнилось реченное через пророков. Так может, так оно и было? Может, прав Л.андреев? Почему ересь?
Да потому, что ни малейшего подтверждения этой андреевской фантазии в Библии нет! Хотя нет и прямых отрицаний.
3. Анализ Евангелия
Евангелие… Оно ничего не объясняет. Оно завораживает своей недосказанностью. Несмотря на краткость, внешнюю беспристрастность, оно вот уже 2 тысячи лет притягивает к себе. Обратимся к первоисточнику.
( на столах у детей- распечатки отрывков из двух Евангелий: от Матфея 26:14-25,45-50; от Луки 22:3-6, 47-48) Тексты Евангелий зачитываются)
- Каким предстает Иуда в Евангелии?
-Что мы узнаем о нем?
( в Евангелии нет психологической характеристики, только факты)
Как много пришлось домыслить Андрееву. В его повести нет ни одного вымышленного персонажа, но за каждого ему приходилось говорить самому.
Но понять, на что опирается православный христианин в своей оценке предательства Иуды, все же можно. Сопоставим еще 2 отрывка и Евангелия ( зачитывается Мф 26:24 и Лк 23:34)
- Сопоставив эти эпизоды, подумайте, почему православные без всякого оправдания считают Иуду предателем? ( Иисус оправдывает своих палачей! А предательства не прощает. Ибо распинающие иудеи « не ведают, что творят», а умный Иуда точно знает, на что идет. А значит, волен в своем ВЫБОРЕ).
4. Итоги урока
Вот мы и вышли на основу христианской веры. Ситуация выбора. На этом зиждется все учение Христа. « Кто не со Мною, тот против Меня». Но выбирает человек сам.
Грех Иуды лежит в извращении его свободной воли, в лукавом выборе. Ведь ему было предложено то же, что и другим ученикам, т.е. он находился в равном с ними положении, и, в принципе, каждый из двенадцати, будь на то его воля, мог предать Христа. Но только Иуда поддается соблазну. « Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7)
- А почему Господь не переменил Иуду? ( Он не может принудительно воздействовать на свободный выбор ученика).
- Почему Иуда покончил с собой? (раскаялся).
Но покаяния ему принести не удалось. Он совершает единственный грех, коему не может сопутствовать покаяние, - самоубийство. Уж если и принять нужность поступка Иуды, то почему Бог не дал ему возможности покаяться?
Да потому, что это выбор самого Иуды от первого шага до последнего. И выбор этот – ад.
Будьте внимательны к своему выбору.
Не забывайте слова молитвы: « Вечери Твоеятайныя днесь, сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
( Включается трейлер к фильму под песню Е.Тремаскина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов, информирующая об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта; показать дина...
Конспект урока литературы, 8 класс. "Любовь есть прощение". А. Платонов "Возвращение"
Основная цель урока - формирование умения анализировать художественные образы....
Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...
конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...