Урок по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта педагогической мастерской по повести Л.Андреева «Иуда Искариот»
- обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков анализа текста;
- развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся, их способности к самообучению (групповые задания творческого характера);
- воспитательная: воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом;
- Оборудование: мультимедийная система
Предварительное домашнее задание: 1. Сравнить текст любого Евангелия с текстом Л. Андреева. 2. Подготовить художественный пересказ эпизода «Иисус у Понтия Пилата». 3. Индивидуальные задания
|
|
| ||||
Индукция (наведение) | 1.Запись увертюры к рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда» Ллойда Уэббера и Tнма Райса . 2. Слово учителя ( на фоне тихо звучащей музыки). Это увертюра к рок-опере, созданной в 1970 году молодыми людьми – англичанами либреттистом Тимом Райсом (1944 г.) и композитором Эндрю Ллойдом Уэббером (1948) на один из сюжетов Вечной Книги - Библии о предательстве сыны Человеческого Иудой, и называется эта опера «Иисус Христос – Суперзвезда». А еще раньше, на рубеже веков 19 и 20-го, к этой же теме обратился русский писатель Леонид Андреев, создав повесть «Иуда Искариот», которую вы читали дома и с содержанием которой предстоит разобраться на уроке.
Эпиграф урока: Иди один и исцеляй слепых, А. Ахматова. 1915 г. Ход урока. В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми… Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном: о Добре и Зле, о Совести и Вере, - и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечко и сделало Вас еще добрее и чище… Тема евангельских мотивов в русской литературе появляется время от времени как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах его произведения. Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.
(Слайд 1. Портрет Л.Андреева) Сообщение ученицы, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя. | - работают со словарем; - формулируют вопросы по тексту; - подбирают поэтические ассоциации. | ||||
|
Что вело Иуду к предательству, и всегда ли положительны Иоанн, Петр, Фома и другие ученики Христа - вот те вопросы, которые заставили Л. Андреева создать это произведение и на которые мы и поищем сегодня ответы на страницах повести «Иуда Искариот». Почему эту повесть справедливо назвать «повестью отчаянья и надежды» и кто же, в конце концов, Иуда - победитель или проигравший в этом вечном споре добра и зла? Ученики отмечают отличия в содержании:
общее в языке произведений:
Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтоб расположить к себе читателя, но нарушает сюжет: ученики Христа – трусы, предатели, а Иуда двуличный, непонятный, но умный. Постановка проблемного вопроса: Зачем писатель это делает? Какова идея произведения? На эти вопросы мы и постараемся ответить на нашем уроке. Анализ повести “Иуда Искариот”. Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда герой и великомученик у М. Волошина: Боже, верю глубоко, Что Иуда - Твой самый старший и верный Ученик, что он на себя принял Бремя всех грехов и позора мира, Что, когда Ты вернешься судить землю, И померкнет солнце от Твоего гнева, И сорвутся с неба в ужасе звезды, Встанет он, как дымный уголь, из бездны, Опаленный всею проказой мира, И сядет рядом с Тобою!.. А в «Биографии Иуды» Сюзан Губар, появившейся в средние ХХ века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести. Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.
Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”. То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.
В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.
Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.
Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.
Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.
Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение.
Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Давайте постараемся разобраться в некоторых библейских понятиях: Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.
“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица).
Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – видит источник зла.
Богоборческие мотивы
Вывод: автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.
Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.
Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.
VI. Художественный пересказ эпизода. ( Индивидуальное домашнее задание). – Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа. VII. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”. (Слайд 8- 9. Распятие)
В 2006 году впервые было опубликовано частично реконструированное Евангелие от Иуды — евангелие на коптском языке, входящее в найденный в 1978 году в Египте кодекс Чакос. Найденный текст, возможно, является переводом утраченного греческого оригинала. Книга с таким же названием упоминается в антиеретических сочинениях Иринея Лионского и Епифания Кипрского. В отличие от канонических Евангелий, в этом евангелии Иуда Искариот показан как единственный подлинный ученик, совершивший предательство по воле Самого Иисуса Христа. (Слайд 10) Главным сюжетным отличием данного евангелия от канонических является утверждение, что Иуда не был предателем, и выдал Христа римлянам по Его же просьбе. Иуда был, наоборот, самым успешным учеником и единственным, кто целиком и полностью понял замысел Христа, и именно потому он согласился сыграть в нём эту важную роль, отказавшись от всего — славы в веках, признанности своего евангелия и даже самой жизни. Хочется так же отметить для того чтобы оставить о себе правильный след в истории, Иуда задумал поцеловать Христа, в момент, когда привел к нему воинов, но мы знаем, что именно этот поцелуй, сыграл отрицательную роль в отношении к Иуде. Теперь давайте попытаемся ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем автор представляет нам образ Иуды, который традиционно трактуется как отрицательный, в ином ключе? Какую мысль до нас хочет донести? Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А вы как думаете? |
- пытаются объяснить свой выбор | ||||
Социоконструкция и социализация | - Объединившись в группы, поделитесь поэтическими ассоциациями, попытайтесь найти ответ на вопрос, чем отличается точка зрения Андреева от традиционной ортодоксальной в отношении Иуды Искариота; - проанализируйте повесть, опираясь на вопросы, предложенные каждой группе; - нарисуйте иллюстрацию (можно словесную) к самому важному для понимания всей повести, с вашей точки зрения, эпизоду. | Работают в группах по заданию, формулируют ответы на вопросы, делают выводы, оформляют рабочие материалы; создают иллюстрации. | ||||
Афиширование | Организует представление полученных в группах в ходе обсуждения результатов; помогает сделать выводы; организует демонстрацию созданных иллюстраций, обоснование выбора; | Представляют результаты. I группа «Молитва в Гефсиманском саду » а) ария Иисуса из русской версии рок-оперы «Иисус Христос - Суперзвезда» (ис-полняет Михаил Серышев); б) защита - объяснение причин выбора именно этого эпизода. II группа «Поцелуй Иуды» а) чтение этого эпизода в ролях (возможна инсценировка) б) защита. III группа «Распятие Иисуса Христа» а) чтение эпизода наизусть; б) защита. | ||||
Разрыв | Акцентирует внимание учащихся на особенностях трактовки текста авторами иллюстраций. Направляет и корректирует процесс соотнесения родившихся в классе точек зрения с позицией автора. Демонстрирует видеозапись киноверсии рок-оперы режиссера Нормана Джуисона с Карлом, Андерсоном в роли Иуды; Напоминает о библейском значении самоубийства, об отношении к Иуде официальной церкви. Предлагает дома написать творческую работу: «Мое отношение к Иуде Искриоту» | Самостоятельно формулируют и записывают окончательный вывод, отвечая на вопросы: - кто же Иуда – победитель или проигравший? - что же хотел сказать Андреев, так изменив библейский сюжет? | ||||
|
- Так кто же Иуда: предатель или жертва, чья судьба так же предопределена, как и судьба самого Иисуса; победитель или проигравший схватку со злом или он само зло? И как быть с хорошо известными библейскими заповедями: «Возлюби ближнего своего как самого себя» и «Не судите да несудимы будете»? - Сделайте свой выбор: если ваше сердце сегодня тронула история предательства в интерпретации Андреева и в нем поселилось сострадание, то подарите свое сердце тому, что есть лучшего в Андреевском Иуде, если же в вашем сердце все еще живет обида и ненависть, то бросьте свой камень в Иуду Искариота. Делая свой выбор, помните слова Высоцкого, вынесенные эпиграфом к уроку: Ненависть ― пей, переполнена чаша! Ненависть ― требует выхода, ждет. Но благодарная ненависть наша Рядом с любовью живет! |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)
Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...
Методическая разработка урока по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"
Анализ интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве....
Урок по повести Л. Андреева "Иуда Искариот", 11 класс.
Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Д...