Методическая разработка внеклассного мероприятия (беседа) в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Якубенко Ольга Павловна

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 9 классес использованием рассказа А.В. Костюнина"Рукавичка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yak._konkurs_kupel.docx235.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия  (беседа) в 9 классе

с использованием рассказа  А.В.Костюнина «Рукавичка» в рамках воспитательной программы «Нравственное и правовое воспитание школьников с опорой на тексты художественной литературы».

Данную методическую разработку предлагает учитель МОБУ «СОШ №31» города Оренбурга О.П. Якубенко.

Тема: От проступка к преступлению.

Цели:

1.  углубить представление о проступке, дать представление о преступлении, наказании за них;

2. научить учащихся различать понятия проступок, правонарушение, преступление;

3. показать отрицательное влияние данных понятий на окружающих людей.

Оборудование: рассказ  А.В.Костюнина «Рукавичка»; «Кодекс РФ об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс РФ».

Ход беседы

I Организационный момент. Сообщение темы.

II Беседа

Учитель:

-  Что общего между проступком и преступлением? (они обозначают нарушение каких – либо правил или законов)

- Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? (нет. За проступок вряд ли посадят в тюрьму или оштрафуют, как за правонарушение или преступление).

Учитель: в Уголовном Кодексе Российской Федерации описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

III Анализ рассказа А.В. Костюнина «Рукавичка»

  1.  Рассказ о писателе.

Учитель: На сегодняшнем занятии речь пойдет о рассказе известного карельского писателя Александра Костюнина.

 Заранее подготовленный ученик при помощи слайдов презентации рассказывает о писателе.

  1. Коротко перескажите сюжет произведения, проследив за жизнеописанием Юрки Гурова.
  2. Обратимся к рассказу в контексте нашей беседы. Итак, перед нами Юрка Гуров.

 – Что произошло в первом классе? (экскурсия, исчезновение рукавички из кабинета домоводства)

 – Какое решение было принято учителем, чтобы найти пропажу (обыск)

 – Почему учитель идет на такую меру (никто не признался)

– Произошло ли отклонение от норм в поведении учителя? (дать возможность учащимся порассуждать, не навязывая своего мнения)

Возвращаемся к Юрке Гурову.

 – Как он выглядел в первом классе во время досмотра? (зачитать,      страница 6)

Обратите внимание на иллюстрацию. (Кто изображён? Чем символичен рисунок? Что хотела показать ученица?)

C:\Documents and Settings\Завуч\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Копия 05.jpg

Обратите внимание на знаки препинания в предложениях («А, не знаешь!?? Ты… Вор!» (это говорит об эмоциональном фоне сказанного)

  – Что совершил Юрка Гуров - проступок или преступление? (проступок)

На слайде определение: проступок – это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). Приведите свой пример проступка.

– Как вы думаете, почему Юрка Гуров – первоклассник совершил данный проступок? (он сам ответил на карельском языке: «Не знаю». Красиво. Интересно. Маленький ребенок. Любопытство.)

– Думал ли он, что с этого дня он «Вор! Изгой!»

–  Как чувствовал себя Юрка все годы обучения. Что в вашем понимании значит слово «изгой»?

Обратимся к словарю.

Учитель: прошло много лет. Воровство накрыло карельские деревни и села. Милиция (полиция) бездействовала. Односельчане решили устроить самосуд над ворами. Воров было пятеро.

– Кто был среди воров? (Юрка Гуров)

– О чем думали воры, когда рубили прорубь? (что их утопят)

– Согласны ли вы с утверждением, что «хорошенько проучить их следовало?»

  – Каков итог судьбы Юрки Гурова (повесился)

Обратите внимание на иллюстрацию. (Кто изображён? Чем символичен рисунок? Что хотела показать ученица?)

C:\Documents and Settings\Завуч\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Копия 05.jpg

Какая связь с рукавичкой? (дать учащимся порассуждать)

На слайде определение: преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

– Совершил ли преступление Юрка Гуров? (кража)

Обратите внимание на иллюстрацию. (Кто изображён? Чем символичен рисунок? Что хотела показать ученица?)

C:\Documents and Settings\Завуч\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Копия 05.jpg

– Со скольки лет наступает уголовная ответственность за кражу? (с 14 лет). Демонстрируется издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»

IV Итоги беседы

  1. Всегда ли проступок ведет к преступлению?
  2. Могла ли сложиться иначе жизнь  у Юрки Гурова?
  3. Рефлексия
  1. Что нового я узнал (-а)?
  2. Какая информация мне пригодится в будущем?
  3. Что для себя я почерпнул (-а) из рассказа Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса КВН «Суворов А.В. – выдающийся человек»

Данную методическую разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия посвященного к дню рождения А.В.Суворова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия беседа: «Любовь к матери»

Одной из проблем современной молодежи является довольно-таки прохладное, а порой и безразличное отношение взрослых детей к их престарелым родителям. Это одна из граней большой, злободне...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для средних классов "Мы такие разные"

Игровое мероприятие, посвящённое знакомству с понятием «толерантность» на примерах героев литературных произведений, для учащихся 4-5 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия 4-5 класс "Планета в опасности"

Урок Земли или классный час  в День Земли (22 авпреля).Прекрасный воспитывающий,информационный,наглядный материал для предметной недели-декады естествознания.Провожу традиционно в день Земли для ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 6 классе "КВН о Британии"

Выполнение школьниками заданий в ходе КВН формирует их представление об истории Великобритании, ее знаменитых людях....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для пятых классов "Осенняя ярмарка"

В данной методической разработке представлен опыт проведения осенней ярмарки для пятых классов. Участие ребят в мероприятии наглядно показало,что несмотря на разность увлечений,каждый одноклассник инт...