Методическая разработка внеклассного мероприятия для средних классов "Мы такие разные"
методическая разработка (5 класс) по теме

Фёдорова Татьяна Викторовна

 

Игровое мероприятие, посвящённое знакомству с понятием «толерантность» на примерах героев литературных произведений, для учащихся 4-5 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровое мероприятие, посвящённое знакомству с понятием «толерантность» на примерах героев литературных произведений, для учащихся 4-5 классов.

«МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ»

Цель:

  1. познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;

Задачи:

  1. дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  2. развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  3. воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оформление:

Плакат: «Толерантность – это сотрудничество, отказ от причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими»

1. Эпиграф:

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди. (
Б. Шоу).

Ведущий 1:

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…

К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

16 ноября – Международный день толерантности.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Ведущий 2:

Историческая справка.

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  1. в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  2. во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  3. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  4. в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  5. в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  6. в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Ведущий 1: Ни для кого не секрет, что на свете нет двух абсолютно одинаковых людей. Мы отличаемся друг от друга внешностью, характером, манерой поведения, отношением к другим людям. Об этом говорится и в стихотворении «Размышление» М. Вейцмана.

Чтец:

Орлов – спортсмен,

 Артемьев заикается,

Луценко хулиганит и не кается,

Козлов румян, как яблочко ранет,

А у меня примет особых нет.

Я не стремлюсь к разрядам и победам

И в драках кулаками не машу,

Не наношу визиты к логопедам

И девочкам записок не пишу.

И всё же не за кем-то, а за мною

Бежит щенок, потешно семеня.

И Лёнька дружит именно со мною.

И мама любит именно меня!

Ведущий 2: Независимо от того, как мы выглядим, какие у каждого из нас отличительные черты, особенности, характер и темперамент, все мы нуждаемся в том, чтоб нас любили, с нами дружили. Чем же, ребята, вы отличаетесь друг от друга?

(Дети отвечают.)

Предлагаю вам прослушать отрывки из сказок Г.Х.Андерсена, чтобы оценить поступки героев. В сказке «Дюймовочка» майскому жуку понравилась главная героиня. Но приглашённым гостям, другим жукам, она не понравилась. Почему? (По мнению жуков, у неё только две ножки, тонкая талия и даже нет щупалец. «Она совсем как человек», - сказали в один голос все жучки женского пола».)

Почему жуки решили, что Дюймовочка некрасивая? (Потому что не похожа на них)

Какое из качеств толерантной личности у них отсутствует? (Терпимость к внешним различиям)

Майский жук, который принёс Дюймовочку на дерево, не захотел больше держать её у себя. «Пусть идёт куда знает», - сказал жук.

Почему он так поступил? (Для него мнение общества жуков было важнее личного мнения)

Прослушайте отрывок из другой сказки Андерсена «Гадкий утёнок».

Чтец: «…Утки оглядывали их и громко говорили: «Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А один – то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!

И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

- Оставьте его! – сказала утка-мать.- Он ведь вам ничего не сделал!

- Это так, но он такой большой и странный! – отвечал забияка.- Ему надо задать хорошенькую трёпку!

- Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

- Никак нельзя, ваша милость! – ответила утка-мать.- Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался.

И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка».

Ведущий 1: Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно?

Почему гадкого утёнка обижают? (Он не похож на других утят).

Какие черты гадкого утёнка называет его мать? (Доброе сердце, умение хорошо плавать).

В каком праве отказывали гадкому утёнку обитатели птичьего двора? (Сохранять свою внешнюю индивидуальность, то есть быть самим собой).

Утёнку пришлось уйти со двора. Он бродил очень долго, пока не нашёл избушку и не проник туда через щель в двери.

Ведущий 2:  Сказку «Гадкий утёнок» Г.Х. Андерсен писал, вспоминая своё детство. Он был высоким, нескладным, некрасивым мальчиком. Рос в бедной семье сапожника, но мечтал стать поэтом и актёром. Андерсен всегда думал о чём-то своём, в мечтах  путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что над ним смеются.

О том, что надо воспитывать в себе терпимость к различиям во внешности, рассказывается и в старинной легенде «Хорошо, что все мы разные». Послушайте её.

Чтец: « Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные у тебя два горба на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

- Нет, - ответила лошадь.

- А верблюд может, потому что в его  горбах – запас жира. И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

- А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

- Нет, - ответил верблюд.

Мудрец сказал:

- Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан.

Чёрный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой чёрный брат! Он чёрен, как южная ночь, и в ней, подобно звёздам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!»

Ведущий 1: Чем, ребята, по внешности, способностям отличаются между собой лошадь и верблюд? Эти отличия могут служить основанием для неприятия другого? Как мудрец убедил их в том, что они были неправы, осуждая друг друга? (Мудрец рассказал о внешних достоинствах лошади и верблюда и об их индивидуальных природных способностях).

Посмотрите на плакат и скажите, какие  черты  надо воспитывать в себе, чтобы быть толерантным человеком?

Толерантному человеку присущи такие черты:

  1.  снисходительность;
  2. терпение, чуткость;
  3. готовность бескорыстно помогать другим;
  4. умение владеть собой;
  5. доброжелательность, тактичность;
  6. умение слушать собеседника;
  7.  умение не осуждать других;
  8. способность к сопереживанию

Ведущий 1:

Умение принять другого человека таким, каков он есть, - основной признак толерантной личности.

Литература:

1.Андерсен Х.К. Сказка моей жизни. - М.: Эксмо, 2005.

Видеозаписи мультфильмов:

«Гадкий утёнок» (реж. В.Дегтярёв, 1956 г.);

«Дюймовочка» (реж. В. Амальрик, 1964 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена « Человек открывает Вселенную»

Цель: познакомить детей с историей праздника, с людьми, завоевавшими пространство Земли и космоса; способствовать развитию творческих интересов детей ( презентация сборника  стихотворений учащихс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Такие разные животные»

Данная разработка прежде всего ориентироавна на учащихся 7 кл,. изучающих курс "Животные". Но может так же использоваться для учащихся других возрастных групп,  так как способствует...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Новый год в разных странах"

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Тема: "Новый год в разных странах"для студентов 314 и 17 гр. (2017-2018 уч.г)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов системы СПО "Разные грани единого подвига (подвиг А.А. Печерского и Д.М. Карбышева)"

Классный час "Разные грани единого подвига"  являлся одним из мероприятий, проводимых в  Год памяти и славы с целью расширения знаний обучающихся о Великой Отечественной ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?»

Цель: Повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого...