Бинарный урок (история и литература) в 10 классе "Реальное и фантастическое в произведениях Е. Замятина "Четыре сказки про Фиту"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Грачевникова Светлана Витальевна

План-конспект с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Реальное и фантастическое в произведениях Е. Замятина «Сказки про Фиту».

Зачем создаются тексты культуры, где реальное перемешивается с фантастическим?

ФИ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Урок 1.

О.А.

21.10. тема занятия. Особенность занятия – интегрированное: литература – МХК.

Оформление в тетради.

3 мин.

С.В.

Цель – вопрос занятия. Д/З: написать поучение от Замятина. (Чему учат сказки?)

Запись в тетрадях по литературе.

2 мин.

С.В.

С чего начинается текст? Работа с терминами.

Ответы по группам. Составление общей таблицы слов: сказочных – реальных. Толкование их значений.

15 мин.

О. А

В какое время появились сказки? Составить описание года, когда появилась сказка, которую читала группа (1917 и 1919 годов).

Пользуясь учебниками, составить описание событий, основные настроения. В течение минуты озвучить.

6 мин + 4 мин

С.В.

Кто действует в сказках? Охарактеризовать героев словами сказки. (Реальные и фантастические.)

Выписать на А4 ключевые слова. Прикрепить к доске.

5 мин.

С.В.

Чем заканчивается история про Фиту?

Совместное обсуждение проблему «что есть счастье у Замятина?»

7 мин.

Перерыв!!!

Урок 2.

О.А.

Что такое текст культуры?

Это текст с огромным количеством «гиперссылок» или смысловых ссылок, в котором любое слово, образ, фраза отсылают нас на другие тесты культуры. В литературе есть слово Аллюзия. (С. В.)

Выделить в сказках слова, являющиеся смысловыми ссылками на другие тексты культуры. Озвучить, с какими текстами культуры перекликается сказка? В чем близость текстов?

5 мин. + 4 мин.

С.В.

О.А.

С кем и о чем ведет диалог Замятин? Наши варианты текстов.

Произведения:

1. «После бала»

2. «Премудрый пескарь»

3. фильм «Собачье сердце»

4.

Подготовить ответ на вопрос. Обсуждение каждого ответа.

10 мин. + 15 мин.

С.В.

Зачем аллюзии в текстах культуры?

Что нового узнали о сказках Замятина?

Совместное обсуждение.

5 мин.

Вывод: появление фантастического – это ответ автора на неосуществимость реального. За собирательным фантастическим образом кроется реальное явление, которое не может существовать.

5 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реальное и фантастическое в произведениях Е. Замятина «Сказки про Фиту»

Слайд 2

« Литература заражена ядами войны. Она строится на ненависти - на классовой ненависти... Только тогда, когда мы вместо ненависти к человеку поставим любовь к человеку –придет настоящая литература » Е. Замятин

Слайд 3

Евгений Иванович Замятин 1884 - 1937

Слайд 4

Культура (от лат. cultura , от глагола colo , colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии , культурологии , истории , искусствознания , лингвистики ( этнолингвистики ), политологии , этнологии , психологии , экономики , педагогики , религии и др.

Слайд 5

Кардовский Дм. Ник. Ил . к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 1922 г.

Слайд 6

Б. М. Кустодиев "Большевик" (1919–20 г., ГТГ).

Слайд 7

Бортко В. «Собачье сердце». 1988

Слайд 8

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь». 1883.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и изобразительного искусства "Жизнь коротка, искусство вечно"

Обобщить и повторить изученный материал по теме "Искусство в первобытном обществе", "Искусство Древней Руси" и познакомить с характерными чертами современных Нано-технологий можно на бинарном уроке ИЗ...

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

      Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...

Бинарный урок истории и литературы

Бинарный урок истории и литературы в 5 классе...

План-конспект бинарного урока по дисциплинам "Литература" и "Физика". Гроза в литературном произведении А.Н. Островского. Защита электроустановок от атмосферного электричества и перенапряжения

План-конспект бинарного урока по дисциплинам "Литература" и "Физика". Гроза в литературном произведении А.Н. Островского. Защита электроустановок от атмосферного электричества и пе...