Бинарный урок истории и изобразительного искусства "Жизнь коротка, искусство вечно"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме
Обобщить и повторить изученный материал по теме "Искусство в первобытном обществе", "Искусство Древней Руси" и познакомить с характерными чертами современных Нано-технологий можно на бинарном уроке ИЗО и истории "Жизнь коротка, искусство вечно"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok_istorii_i_izobrazitelnogo_iskusstv1.doc | 993.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БИНАРНЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
8 класс
Подготовили и провели
учитель ИЗО - Харченко ЕМ
учитель истории - Усачева ИА
Тема : « Жизнь коротка, искусство вечно»
Тип урока: Урок актуализации ранее полученных знаний.
Форма урока – бинарный урок
Цели и задачи урока:
Цель: Обобщить и повторить изученный ранее материал по теме «Искусство в первобытном обществе», «Искусство Древней Руси» и познакомить с характерными чертами современных Нано - технологий.
Задачи: 1. Выделить общие и отличительные черты первобытного искусства,
искусства Древней Руси;
2. Доказать, что каждая эпоха внесла неоценимый вклад в развитие
мировой культуры;
3. Воспитывать уважение к тому, что создано руками человека.
Оборудование : пещерные изображения первобытных художников, иконы Феофана Грека, Андрея Рублёва, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проигрыватель, аудио и видеозапись .
Оформление: Уголок первобытного искусства, Уголок искусства Древней Руси,
Уголок Нанотехнологий. .
Уголок искусства первобытного человека представлен рисунками первобытного человека со стен пещеры Альтамира (Испания), изображениями самого первобытного человека и изображением мест его творчества
Уголок искусства Древней Руси представлен предметами старины школьного музея и репродукциями икон Андрея Рублева и Феофана Грека.
А.Рублев «Троица», Государственная Третьяковская галерея
Ф. Грек «Архангел Гавриил» 1405 г.
Уголок Нано-технологий представлен компьютером, мультимедийной установкой и фото
Часы
Подставка
Ход урока.
1. Организационный момент
Здравствуйте! Мы начинаем урок истории и - изобразительного искусства.
Тема нашего урока:
«Жизнь коротка, искусство вечно»
Сегодня мы обобщим знания , полученные вами на уроках истории и изобразительного искусства ранее по темам «Искусство Первобытного общества», «Древнерусское искусство» и заглянем в современный мир Нано - технологий.
Постараемся выделить отличительные черты каждого периода в искусстве и найти в них общее.
Вам предстоит доказать , что каждая эпоха внесла неоценимый вклад в развитие мировой культуры.
Итогом нашего урока должно стать понимание того, что культура может быть вечной, только тогда , когда человек будет бережно относиться к деяниям рук человеческих.
1. Вступление. – Древняя истина гласит – «Жизнь коротка – искусство вечно». Действительно, непревзойденные шедевры мирового искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались на протяжении многих тысячелетий. Смена поколений, бег времени, войны, природные катаклизмы, НТП не изменили представлений человека о вечных истинах и духовных идеалах. Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о Жизни и Человеке, т.е. к изучению искусства вполне оправданно можно применить исторический подход, т.к. он позволяет достаточно объективно оценить вклад той или иной культурно-исторической эпохи в развитии цивилизации.
(Ирина Алексеевна)
- Попробуйте дать определение, что такое культурно- историческая эпоха?
(Учащиеся называют слова- ассоциации, учитель записывает их на доске, в ходе обсуждения оставляют наиболее правильные варианты ответов.
- продолжительный период времени;
- характерные особенности в развитии общества;
- характерные особенности в развитии культуры).
Каждая новая эпоха – это определенная ступень художественного восхождения человечества. Она обладает самостоятельной ценностью, неповторимостью и колоссальным значением. Постараемся в этом убедиться.
2. Представление эпох.
Сегодня мы совершим экскурс в искусство первобытного общества, в искусство Древней Руси и познакомимся с особенностями современных Нано-технологий.
Помогут нам совершить экскурсию в прошлое и настоящее группы ребят . Два дня назад они получили задания представить искусство определённого периода культуры. Каждый из вас внимательно слушает и старается выделить общие и отличительные черты искусства данных периодов.
- Представление эпохи Первобытного человека -
- Представление эпохи Древнерусского искусства
- Представление современных Нано - технологий.
А теперь всех, кому интересно и понятно искусство Первобытного общества я прошу объединиться в одну группу, тех, кому понятно и интересно Древнерусское искусство – объединяются во вторую группы, специалисты в области Нано-технологий в третью группу. Вам дается 5 минут для того , что бы вы ответили на вопрос - Что общего и отличительного можно выделить в искусстве разных культурно-исторических эпох?. Через 5 минут вы должны будете доказать свое мнение.
( Учащиеся, работая на листах бумаги, вывешивают свои варианты ответов. В процессе обсуждения оставляются наиболее правильные.
Общие черты:
-создано человеком
- взаимосвязь истории и науки
Отличительные черты
Первобытное искусство:
-синкретический характер искусства
- без правил
- рисую то, что вижу
- краски- природные
- инструмент- пальцы, руки
- место- стены пещер
Древнерусское искусство:
-строгие каноны
- рисую духовную истину
- краски- растертые на яичном желтке природные минералы
- рисуют на доске, стене
- инструмент- кисть
- закон обратной перспективы
Современное искусство:
- рациональное мышление ( программа компьютера)
-инструменты и материалы « в одном лице»
- широкие возможности применения
3. А теперь пришло время применить ваши знания на практике.
Следующие задания вы должны выполнить так, как его выполнили бы люди, живущие в ту эпоху, которую вы представляете.
Задание 1. Видео-фильм. – Древние кромлехи. ( 5 мин.)
Вы должны преобразовать форму каменного столба , который называется КРОМЛЕХ , с точки зрения искусства времени, которое вы представляете. Для этого вам необходимо при помощи фломастера, карандаша, кисти, компьютера или другого материала, нарисовать, что может из него получиться. Работает каждый в группе. По истечении 5 минут выберите лучший вариант изображения, который , по вашему мнению, мог появиться в представляемую вами эпоху,
- Докажите, можно ли столб считать произведением искусства?
( Учащиеся представляю один вариант от группы и доказывают, почему именно такое изображение кромлеха могло появиться в ту, или иную культурно-историческую эпоху)
Задание 2.
Сейчас вы услышите звуки колокола. Вам необходимо изобразить ваши музыкальные впечатления: кистью, танцем, графикой… Не забывайте, вы являетесь представителем своих эпох, поэтому попробуйте объяснить как на эти звуки отреагировал бы человек в определенную к/и эпоху, с какими событиями могли быть связаны эти звуки, что они обозначали? Почему вы так считаете?
Задание 3.
Мы предлагаем вам поработать с историческими документами и ответить на вопрос: В какую эпоху могли быть произнесены эти слова и почему?
(Группы тянут листочки с высказываниями представителей искусства различных эпох, доказывают свою точку зрения)
Таким образом сегодня на уроке мы закрепили изученный ранее материал, но надеемся , что что-то для вас было новым.
- Что вы уже знали?
- Что узнали?
- Что хотели бы узнать?
- Попробуйте сделать вывод по уроку, исходя из темы.
Вывод: - Искусство – это творение рук человеческих,
- Искусство - не стоит на месте, оно развивается,
- Искусство разных исторических периодов имеет свою ценность,
- Каждая эпоха имеет свои специфические особенности.
- Искусство вечно - если к нему относиться бережно.
Вывод учителя: Уходя с урока, вы, я надеюсь, поняли - то, что создано в наше время не обязательно лучше того, что было сделано в глубокой древности. Прав был французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что «шедевр рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера». Только относиться к этому нужно бережно!
Приложение:
1 группа рассказывает об особенностях первобытного искусства.
- - когда оно зародилось;
- причины возникновения художественного творчества;
- где были найдены рисунки первобытного человека;
- где рисовали, чем, кого изображали.
2 группа: Примерный текст экскурсии по уголку «Древнерусское искусство»
Экскурсовод
Итак, мы находимся в зале, который относится к периоду Древнерусского искусства. Древнерусским искусством принято называть период со времени возникновения Киевского государства и до петровских реформ. ( с 9 по 17 век)
В это время развивается феодализм в России, а он опирается на церковь и её авторитет. Искусство тоже было призвано служить церкви.
Когда укрепилось Киевское государство, и было принято христианство на Руси, искусство приобретает торжественный, монументальный вид.
Развивается архитектура. Художники, расписывая храмы и церкви, выполняют фрески, мозаики и пишут иконы.
Катя
- А я знаю, что такое мозаика! Это картина, которая выложена из разноцветных непрозрачных стекол, из смальты, на стене., когда стена еще сырая, и штукатурка не просохла. Правильно?
-Правильно!
Надя
- А я знаю, что такое фреска! Это картина, которая нарисована прямо на стене, как в первобытном обществе, но только красками и кисточкой.
- Верно!
Посмотрите на иконы. На них художник мог изобразить только лицо и руки, а тело должно было быть обязательно спрятано под одежды!
Иконописцы не придумывали , не сочиняли свои сюжеты, как живописцы современные. Художники в то время могли рисовать только сюжеты из библии и по тем правилам, которые были утверждены церковью.
Катя
- Значит, получается, если художник рисовал Христа, а другой рисовал его через 100 лет, то иконы будут похожи? Да?
- Да! Иконы на один сюжет, даже если они были написаны в разные века, похожи друг на друга. Художники не могли сюжет изображать по - своему, они могли поменять только цвет, и то не всегда!
Посмотрите, впервые на иконах появляются изображения горы, башни, дерева, цветка, дерева или овцы, правда, это едва узнаваемые очертания, но мы все же можем говорить о зарождении жанров изобразительного искусства - пейзаже, натюрморте, бытовом жанре, анималистическом.
Надя.
- А нам на уроках рассказывали, что в те времена краски получали из натуральных минералов, их растирали, а затем разводили на яичных желтках!
Катя
- А ещё, что рисовали иконы на досках!
- Всё правильно! А знаете ли вы, что большинство художников, создавших иконы, фрески и мозаики, остались неизвестными? Но есть имена , которые мы знаем спустя много веков. Вот . например,
Феофан Грек. Новгород, 14 век.
Он внёс в произведения страсть, движение, драматизм, напряжение.
Андрей Рублёв. Москва, 15 век.
Его образы в «Святой троице» утверждают идеи добра, сострадания, согласия, радости. А ещё мы видим попытку изобразить фигуры в пространстве - в перспективе, правда, она «обратная».
Надя
- Значит, художники в Древней Руси были только иконописцами?
- Нет, конечно! Ведь, когда люди занимались земледелием, они верили, что есть бог земли, бог урожая, бог солнца, они создавали изображения этих богов – идолов, им они и поклонялись.
Изображали образы праматери- покровительницы рода, священных коней, жар- птицы и другие даже на вышивках , резьбе, которая украшала и оберегала жилище и всех членов семейства. Эти сюжеты до сих пор сохранились в нашем быту. Так зарождалось новое - народное искусство.
Посмотрите, на сценку из жизни семьи: стены украшают лишь иконы да вышитые рушники, одежды на людях просты и сшиты из самотканого холста, игрушки у детей примитивны.
А ещё, появляется вместо письма на доске - письмо по холсту, первые гравюры .
3-я группа рассказывает о современных Нано-технологиях возможностях мультимедиа, демонстрирует возможности использования Интернета.
- Литература:
- Арефьев М.А. Русская культурология, СПб, 2003 г.
- Березовая Л.Г.История русской культуры, Москва, 2002 г.
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 в.», Москва, Дрофа, 2007 г.
- Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М., 2006
- Материалы сайта - http// kud-sosh.narod. .ru/05.gpeq
- Материалы сайта – http//www.qirlcafe.ru/topic 5384 html
- Материалы сайта – http//dic. academic. ru/pictures/bse/gpq/0291836227. gpq
- Материалы сайта – http//daus pravoslavie. . ru/ qpg/im3630. gpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...
Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Вечный город и его жители"...
Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"
Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»
Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...
бинарный урок истории и географии "Великие географические открытия"
Бинарный урок по истории и географии.Тема "Великие географические открытия". Включает викторину, игровые элементы, выполнение самостоятельной работы....
Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война"
Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война" можно использовать как обощающий урок в 10-11 классе...
Бинарный урок музыки и изобразительного искусства "В гости к друзьям"
Бинарный урок музыки и изобразительного искусства "В гости к друзьям" . Урок знакомство с музыкой народов Средней Азии, особенностями интонации, народными музыкальными инструментами, а...