Бинарный урок истории и литературы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Бинарный урок истории и литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_i_istorii_v_5b_klasse.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы и истории в 5Б классе
Учитель: | Базарова Ольга Александровна, Кетова Татьяна Аркадьевна |
Предмет: | Литература и история |
Класс: | 5Б |
Тип урока: | урок «открытия» новых знаний. |
Тема урока: | «Детство, опаленное войной». Анализ рассказа «Маленький солдат» А.П. Платонова |
Цель: | Познакомиться с участием детей в военных действиях в годы ВОв |
Задачи | |
обучающие: | Организовать работу учащихся по усвоению материала о детях на фронтах Великой Отечественной войны. По рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат» |
развивающие: | Способствовать развитию критического мышления, совершенствованию поисковых навыков, умения анализировать текст. |
воспитательные: | Формирование нравственного воспитания через умения работать в группах, коммуникативных умений, уважения друг к другу. |
Тип урока: | Урок «открытия» новых знаний. |
Используемые технологии: | информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технология деятельностного метода |
Планируемые результаты: Личностные: | анализировать свои действия и управлять ими; |
Метапредметные: | |
Регулятивные: | Планировать свои действия в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя, различая способ и результат собственных действий; |
Коммуникативные: | Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; |
Познавательные: | Применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Предметные: | Умение анализировать текст разной сложности, смысловое чтение |
Ресурсы: | |
Основные: | Текст рассказа «Маленький солдат» А. Платонова |
Дополнительные: | плакат «Корзина идей», презентация, фрагмент фильма «Сын полка». |
Организация пространства | КСО |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Универсальные учебные действия |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: Включение в деловой ритм. | Создание эмоционального настроя | Ответы детей | На доске четверостишие с пропущенными словами: У: - здравствуйте, мы рады вас видеть. Мы проводим необычный урок истории и литературы. Перед вами фрагмент фильма «Сын полка». Посмотрите и ответьте на вопрос: О чем пойдет речь сегодня на уроке? У: -Мы определили тему, а какую цель мы поставим сегодня на уроке? | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; |
2.Актуализация. Цель: Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. | Ответы детей. | – О Вов снимаются фильмы, поются песни, проводятся кл. часы. Вспомните, пожалуйста, наиболее яркие события для вас о Вов и запишите на листочках, которые лежат у вас на парте, обсудите в группе, выберите наиболее значимые, по-вашему мнению и поместите в «Корзину идей» . Попробуем всю информацию по группам (даты, события, личности) – Вы хорошо поработали | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. | |
3.Проблемное объяснение нового знания Цель: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. |
(работа в группах) | -Ребята, перед вами лежат портреты о Марата Казея, Зины Портновой, Лени Голикова, Вали Котика с вопросами. Задание: прочитайте внимательно текст и распределите вопросы для того, чтобы ответить по кругу - Цифры и факты не объясняют, почему дети шли воевать и погибали. Ответ есть в психологическом рассказе «Маленький солдат» А.П. Платонова | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование цели; логические – формулирование проблемы.. | |
4.Первичное закрепление во внешней речи Цель: Проверка алгоритма восприятия. Первичное закрепление. | Анализ текста. | - Ребята, сегодня на уроке, анализируя рассказ А. Платонова, мы говорим о войне, её страшном влиянии на душу ребенка. Но в начале познакомимся с автором произведения-Андреем Платоновичем Платоновым. - Перед вами портрет А. Платонова (Андрея Платоновича Климентова) Обратите внимание на глаза этого человека. - Охарактеризуйте его лицо. И действительно, он видел в жизни много тяжкого и губительного для человека. Писал Платонов не только для взрослых. Но и для детей. «Никита», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле» и др. Во время Вов Платонов был специальным корреспондентом фронтовой газеты «Красная звезда». Летом 1943 г он был на Курской дуге, а весной 1944 во время наступательных боев нашей армии-на Украине. Войну А Платонов знал не понаслышке, видел тяжелый ратный труд фронтовиков и, конечно, лишения взрослого населения. 1)Впечатления ребят от прочитанного дома рассказа. 2)Композиция рассказа 1 часть-сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик; 2 часть-рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из ус майора Бахичева. 3 часть-побег Сережи. - Где происходит действие? - А теперь обратимся к тексту и найдем описание ребенка в рассказе. Важно, чтобы дети увидели противоречия во внешности и поведении мальчика. – Ребенку лет 9-10, а одет как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги – все это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребенок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека», и , несмотря на ласку, теплые слова другого майора, остается к нему равнодушен. Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком. | Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;. | |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Организация деятельности с применением новых знаний. | Самостоятельное изучение текста. (Любые мнения) | - Перед вами тексты психологов. Которые со своей точки зрения объясняют причину участия маленьких детей в войне, прочитайте и поймите о чем идет речь. Вам легче понять причину участия, выскажите свою точку зрения. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение Познавательные: самостоятельное выполнение заданий | |
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение. 4-5 мин. | Обобщение всего материала, полученного на уроке | У: - Платонову важно донести до нас, читателей, сокровенную мысль: какие бы бесстрашные подвиги ни совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком. У: – Ребята, давайте вспомним все , о чем мы сегодня говорили на уроке и выясним главную мысль рассказа «Маленький солдат» ( Главная мысль рассказа: по Платонову, война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее, так как никто, ничто не сможет восполнить потерю родителей, семьи, друга. | Познавательные: структурирование знаний, выбор эффективного способа решения. Коммуникативное: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Личностные: быть мотивированной к учебной деятельности, работать на результат | |
7. Рефлексия деятельности. 2-3 мин. | Ответы детей. Самооценка Обсуждение и запись задания в дневник. | – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Какова была цель урока?– Достигли мы этой цели? - Что вам помогло достичь цель? - что вас удивило? - Что думали сначала? - Что думаете теперь? У: - Ребята, поскольку вы работали сегодня в группах, то и оцените друг друга сами. На листочках проставьте себе оценки. А когда я буду заполнять журнал, я прислушаюсь к вашим ответам. Домашнее задание:. Найти и прочитать произведения по этой теме, поделиться своими впечатлениями. *«Чем война страшна для ребенка? Что хотят современные дети?» Письменно ответьте на вопросы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить Личностные: работать на результат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок истории и изобразительного искусства "Жизнь коротка, искусство вечно"
Обобщить и повторить изученный материал по теме "Искусство в первобытном обществе", "Искусство Древней Руси" и познакомить с характерными чертами современных Нано-технологий можно на бинарном уроке ИЗ...
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...
Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"
Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»
Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...
бинарный урок истории и географии "Великие географические открытия"
Бинарный урок по истории и географии.Тема "Великие географические открытия". Включает викторину, игровые элементы, выполнение самостоятельной работы....
Бинарный урок (история и литература) в 10 классе "Реальное и фантастическое в произведениях Е. Замятина "Четыре сказки про Фиту"
План-конспект с презентацией....