Нравственные ценности в рассказе М.Булгакова "Стальное горло"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Примакова Марина Валерьевна

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Внеклассное чтение (по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…»)

Цели:

Образовательная: обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; обсудить проблему трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;

Развивающая: углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Внеклассное чтение (по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…»)

Тема: Нравственные ценности в рассказе М.А.Булгакова «Стальное горло».

Цели: 

Образовательная: обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; обсудить проблему трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;

Развивающая: углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность.

Ход урока:

                                                                          Есть счастье ещё и когда в пути

                                                          Ты сможешь в беду, как зимою в реку,

                                                 На выручку кинуться к человеку,

                                               Подставить плечо ему и спасти.

                                                   Э. Асадов

        

Понятия «честь», «долг», «ответственность» идут рядом с нами по жизни. Малыш только встал на ноги и сделал первые шаги, а мама пытается внушить ему, что нельзя причинять боль другому. Сын или дочь научились писать первые буквы, а им рассказывают о том, что нужно всегда прийти на помощь человеку, если он окажется в беде.

           Произошло землетрясение, вышла река из берегов и затопила деревню, взорвалось здание – и спасатели МЧС первыми прибывают к месту трагедии и ведут борьбу за человеческую жизнь.

Вспыхнула искра, разгорелась огнём, и вот уже пламя величиною со столб охватило дом – гудит сирена и к вам на помощь мчатся пожарные.

Ваше тело раздирает боль, нет сил справиться с ней – и вот уже люди в белых халатах рядом с вами, это они поставят вас на ноги и дадут новую жизнь.

Человек, попавший в беду, страдающий от ран или болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь. Спасение жизни, облегчение страданий – вот в чём суть деятельности медицинского персонала, вот в чём их профессиональный долг.

Об этом и рассказ М. А. Булгакова «Стальное горло», с которым мы будем работать на уроке. И наша задача попытаться ответить на вопросы: что значит быть настоящим человеком, проследить, как происходит становление молодого врача; что предстоит ему пройти, чтобы с честью выполнить свой долг и преодолеть внутренний страх, и из чего складывается врачебный долг.

Булгаков Михаил Афанасьевич окончил медицинский факультет Киевского университета и получил звание «лекаря с отличием».

Он смолоду ценил честь, достоинство, всегда был верен долгу врача, писателя.

Беседа по тексту:

- Где происходит действие рассказа?

- Что значит сельский врач?

- Можно ли считать этот рассказ автобиографичным? Почему?

Давайте обратимся к теоретическим понятиям.

Автобиография литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.

Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

           - Чего боялся молодой человек и почему? Как это описывает автор?

- Какие мысли посещают врача при виде больной девочки?

- Почему же молодой врач всё-таки решился на операцию?

- Как ведёт себя врач перед операцией? (таблица – «двухголосие»)

Мысли (страх)

________________________________

«Ну, вот и всё! Мне легче. Я сказал, предложил, вон у акушерок изумленные глаза. Они отказались, и я спасён».

Голос (долг врача)

_________________________________

- Что вы, с ума сошли? Как это так не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?

«Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку!»

- Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у неё уже ногти синеют.

- С какими трудностями столкнулся врач при операции? Каким он предстаёт во время операции?

- Как дальше сложилась судьба врача?

               Словесное рисование.

- Каким вы представляете врача? (по опорным словам)

(высокий, стройный, крепкие руки, белокурые волосы, коренастый, смоляные волосы, невысокий, серьёзный, зоркие глаза, большое доброе сердце, рассудительный, хладнокровие при операции).

- Выполнил ли свой долг 24-летний врач?

Долг врача – победа внутреннего страха, хладнокровие, ответственность за жизнь других людей, крепкая сила духа, решительность.

Подведение итогов.

- Какими качествами должен обладать тот, от чьего профессионализма

зависит жизнь людей?

Зависит не от нас, когда на свет родиться,

Вступить в открытый мир зимой или весной,

Но каждый может так пройти свой круг земной,

Чтоб и начальных троп под старость не стыдиться

                                                               Н. Рыленков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...

Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"

Данная разработка урока по литературе поможет учителю  провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...

Нравственные ценности в рассказе Елены Васильевны Габовой «Двойка по поведению».

Разработка  урока литературы по внеклассному чтению (региональный компонент)в 5 классе с использованием технологии проблемного обучения  по теме:«Нравственные ценности в рассказе Елены Васил...

Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"

Конспект классного  часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....

«Нравственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников»

  Исследовательская работа по литературе «Нравственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников». Автор работы...