Нравственные ценности в рассказе М.Булгакова "Стальное горло"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.
Внеклассное чтение (по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…»)
Цели:
Образовательная: обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; обсудить проблему трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;
Развивающая: углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_tsennosti_v_romane_m._bulgakova_stalnoe_serdtse.doc (41 КБ) | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.
Внеклассное чтение (по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…»)
Тема: Нравственные ценности в рассказе М.А.Булгакова «Стальное горло».
Цели:
Образовательная: обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; обсудить проблему трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;
Развивающая: углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность.
Ход урока:
Есть счастье ещё и когда в пути
Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться к человеку,
Подставить плечо ему и спасти.
Э. Асадов
Понятия «честь», «долг», «ответственность» идут рядом с нами по жизни. Малыш только встал на ноги и сделал первые шаги, а мама пытается внушить ему, что нельзя причинять боль другому. Сын или дочь научились писать первые буквы, а им рассказывают о том, что нужно всегда прийти на помощь человеку, если он окажется в беде.
Произошло землетрясение, вышла река из берегов и затопила деревню, взорвалось здание – и спасатели МЧС первыми прибывают к месту трагедии и ведут борьбу за человеческую жизнь.
Вспыхнула искра, разгорелась огнём, и вот уже пламя величиною со столб охватило дом – гудит сирена и к вам на помощь мчатся пожарные.
Ваше тело раздирает боль, нет сил справиться с ней – и вот уже люди в белых халатах рядом с вами, это они поставят вас на ноги и дадут новую жизнь.
Человек, попавший в беду, страдающий от ран или болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь. Спасение жизни, облегчение страданий – вот в чём суть деятельности медицинского персонала, вот в чём их профессиональный долг.
Об этом и рассказ М. А. Булгакова «Стальное горло», с которым мы будем работать на уроке. И наша задача попытаться ответить на вопросы: что значит быть настоящим человеком, проследить, как происходит становление молодого врача; что предстоит ему пройти, чтобы с честью выполнить свой долг и преодолеть внутренний страх, и из чего складывается врачебный долг.
Булгаков Михаил Афанасьевич окончил медицинский факультет Киевского университета и получил звание «лекаря с отличием».
Он смолоду ценил честь, достоинство, всегда был верен долгу врача, писателя.
Беседа по тексту:
- Где происходит действие рассказа?
- Что значит сельский врач?
- Можно ли считать этот рассказ автобиографичным? Почему?
Давайте обратимся к теоретическим понятиям.
Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.
Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
- Чего боялся молодой человек и почему? Как это описывает автор?
- Какие мысли посещают врача при виде больной девочки?
- Почему же молодой врач всё-таки решился на операцию?
- Как ведёт себя врач перед операцией? (таблица – «двухголосие»)
Мысли (страх) ________________________________ «Ну, вот и всё! Мне легче. Я сказал, предложил, вон у акушерок изумленные глаза. Они отказались, и я спасён». | Голос (долг врача) _________________________________ - Что вы, с ума сошли? Как это так не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль? |
«Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку!» | - Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у неё уже ногти синеют. |
- С какими трудностями столкнулся врач при операции? Каким он предстаёт во время операции?
- Как дальше сложилась судьба врача?
Словесное рисование.
- Каким вы представляете врача? (по опорным словам)
(высокий, стройный, крепкие руки, белокурые волосы, коренастый, смоляные волосы, невысокий, серьёзный, зоркие глаза, большое доброе сердце, рассудительный, хладнокровие при операции).
- Выполнил ли свой долг 24-летний врач?
Долг врача – победа внутреннего страха, хладнокровие, ответственность за жизнь других людей, крепкая сила духа, решительность.
Подведение итогов.
- Какими качествами должен обладать тот, от чьего профессионализма
зависит жизнь людей?
Зависит не от нас, когда на свет родиться,
Вступить в открытый мир зимой или весной,
Но каждый может так пройти свой круг земной,
Чтоб и начальных троп под старость не стыдиться
Н. Рыленков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта
Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...
Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"
Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...
Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"
Данная разработка урока по литературе поможет учителю провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...
Нравственные ценности в рассказе Елены Васильевны Габовой «Двойка по поведению».
Разработка урока литературы по внеклассному чтению (региональный компонент)в 5 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме:«Нравственные ценности в рассказе Елены Васил...
Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"
Конспект классного часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....
«Нравственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников»
Исследовательская работа по литературе «Нравственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников». Автор работы...