Нравственные ценности в рассказе Елены Васильевны Габовой «Двойка по поведению».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Разработка урока литературы по внеклассному чтению (региональный компонент)
в 5 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме:
«Нравственные ценности в рассказе Елены Васильевны Габовой «Двойка по поведению».
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: проблемный, информационный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: русский язык.
Цели урока:
обучающая:знакомство учащихся с рассказомкоми писательницы Е.В.Габовой«Двойка по поведению», ознакомление с понятием «нравственные ценности» и их выявление в рассматриваемом рассказе.
развивающая:развитие логического мышления, развитие умения анализировать прозаическое произведение; развивать умение вести дискуссию;
воспитательная:воспитание нравственных качеств личности - доброты, отзывчивости, любви к ближнему; чувство гордости за коми литературу.
Оборудование:толковый словарь Ожегова, словарь литературоведческих терминов, тексты Е.В.Габовой «Двойка по поведению», «Гришуня на планете лохматиков», «Вареная сосулька», «Тайкина тайна», «Никто не видел рыжего», презентация PowerPoint, мультимедийный проектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_tsennosti_v_rasskaze_e.v.gabovoy_dvoyka_po_povedeniyu.docx | 36.43 КБ |
nravstvennye_tsennosti_v_rasskaze_e.v._gabovoy.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы по внеклассному чтению (региональный компонент)
в 5 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме:
«Нравственные ценности в рассказе Елены Васильевны Габовой «Двойка по поведению».
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы:проблемный, информационный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: русский язык.
Цели урока: обучающая:знакомство учащихся с рассказомкоми писательницы Е.В.Габовой«Двойка по поведению», ознакомление с понятием «нравственные ценности» и их выявление в рассматриваемом рассказе.
развивающая:развитие логического мышления, развитие умения анализировать прозаическое произведение; развивать умение вести дискуссию;
воспитательная:воспитание нравственных качеств личности - доброты, отзывчивости, любви к ближнему; чувство гордости за коми литературу.
Оборудование:толковый словарь Ожегова, словарь литературоведческих терминов, тексты Е.В.Габовой «Двойка по поведению», «Гришуня на планете лохматиков», «Вареная сосулька», «Тайкина тайна», «Никто не видел рыжего», презентация PowerPoint, мультимедийный проектор.
Опережающие индивидуальные задания:
Подготовить сообщение о биографии Е.В.Габовой.
План урока:
I.Организация класса.
II.Подготовка к восприятию.
III.Изучение нового материала.
IV. Рефлексия. Оценивание.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I.Организация класса.
Приветствие. Проверка присутствующих.
II. Подготовка к восприятию.
Девочки, предлагаю вашему вниманию отрывки из трех рассказов:
1.Героиня рассказа Алька влюбилась в самого красивого парня школы - Вадима Елина и разочаровалась в своей любви:
«Не могу я с ним,- говорит она подружке, у него на уме одни тряпки, представь. Говорит: давай тебе кроссовки адидасовские купим.…Да зачем мне Адидас этот, тем более по блату, с базы какой-то. Да и музыку он не любит. Только включу – выключает. Немодная ты, говорит, и музыка у тебя такая же – допотопная. Надо тебя перевоспитывать. И имя ему мое не нравится».
2.Отец у Риты человек неплохой – «у него золотые руки», но она все же ненавидит его:
«Пусть бы хоть весь золотой был, он мне не нужен. Я бы вообще всех пьяниц уничтожила, потому что у их детей нет нормального детства. Как не было его у нас с сестрой. Каждый вечер мы с Оксанкой ждали, каким придет с работы отец. Если трезвый, дома – праздник. Он шутил с мамой, катал нас верхом, и квартира становилась самым счастливым местом на свете. Но чаще он приходил пьяный. Тогда мы себя вели смирно, чтобы не подавать повода для скандала. Но папочка все равно находил его: мы, прижавшись друг к другу, к ужасом слушали, как ругались родители … Приезжала милиция, отца увозили. Утром мы с сестрой топали в школу с красными глазами. Целый день нам хотелось спать. А еще хотелось, чтоб у нас не было папы, как этого хотелось!»
3.«Юле дома жилось несладко. У нее нормальные отношения с родителями. Но ужасная бабушка. Она заставляла Юлю все время что-нибудь делать. На кресле в ее комнате всегда лежала груда носков и колготок младших Юлиных братьев, которые надо было починить…»
Девочки, что объединяет эти рассказы? (ответы)
Их объединяет то, что герои рассказов - современные подростки со своими проблемами, порой совсем не детскими. Это первая любовь, отец-алкоголик, сложные отношения с бабушкой, непонимание в семье.
Показалось ли вам, что героини этих рассказов чем-то близки вам?(ответы)
Хотели бы вы узнать больше о судьбах героинь, прочитать эти рассказы? (ответы)
Показываю книги Е.Габовой «Школьные годы недетские», «Не вставайте с левой ноги».
Вы догадались, чьи это произведения?(ответы)
Эти произведения написала Елена Габова.
Каким произведением вы можете дополнить этот ряд? («Двойка по поведению»)
Слышали ли вы раньше имя Е. Габовой? (ответы)
Что вы знаете об этом писателе? (ответы)
Это современная детская коми писательница.
Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с Еленой Габовой, ее жизнью и творчеством.
К доске выходит ученица с сообщением о биографии Е.Габовой.
III.Изучение нового материала.
Сообщение учащейся о биографии Е.В.Габовой.
Е. В. Габова (Столповская) -писатель, переводчик.Родилась 7 июня 1952 г. в Сыктывкаре. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (сценарный факультет). Автор 10 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре. Наиболее известны из них «Гришуня на планете Лохматиков», 1983 г. «Невидимка в лагере», 1987 г., «Двойка по поведению», 1989 г., «Тайкина тайна», 1991 г., «Вареная сосулька», 1993 г., «Никто не видел Рыжего», 2000 г.
Повести «Никто не видел рыжего», «Гришуня на планете лохматиков» изданы в Японии отдельными книгами в 1999 и 2002 г. Рассказы и повести Габовой печатались в журналах «Юность», «Костер», «Слово», «Советская литература», «Таллинн», «Шестиклассники» (Токио), журналах Республики Коми. Произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, языки народов России.
Известна как переводчик. Перевела с коми на русский повесть В. Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», рассказы и повести А. Попова, Е. Козловой, сказки Г. Юшкова. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», «исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям». Заслуженный работник Республики Коми, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России с 1989 г.
Обсуждение услышанного, запись в тетрадь.
Итак, что нового вы узнали о Елене Габовой?
Что вас удивило, что показалось интересным?(ответы учащихся)
Запись в тетрадях даты рождения писательницы, ее основные произведения:
Слайд 2, слайд 3.
Подведение к теме урока.
Как мы с вами выяснили, произведения Елены Габовой объединены общей темой: это жизнь современного школьника с его радостями и проблемами: первая влюбленность, проблемы взаимоотношений с родителями и друзьями и т.д. Как вы думаете, присутствует ли эта тема в рассказе «Двойка по поведению», который вы прочитали? (ответы)
Понравился ли вам рассказ?
Что больше всего запомнилось, заинтересовало?
О чем произведение? (краткий пересказ одной ученицы)
Кто главный герой рассказа? (Валерий Приходнов)
Какие поступки он совершает на протяжении произведения?(ответы)
Итак, обратимся непосредственно к теме урока:«Нравственные ценности в рассказе Елены Васильевны Габовой «Двойка по поведению».
Как вы понимаете выражение «нравственные ценности»?
Что такое «нравственность»? (предположения учащихся)
Какого человека мы называем нравственным? (доброго, отзывчивого, честного и проч.)
Далее ученик зачитывает определение слова НРАВСТВЕННОСТЬ из толкового словаря:
нравственность: внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Подберите антоним к этому слову, однокоренные слова.
Слайд 4- запись в тетрадь
Как вы понимаете значение слова «ценности»? (важность, значение чего-либо; то, что важно для нас )
Какие бывают ценности? (материальные, духовные, нравственные, политические и др.)
Назовите материальные ценности(деньги, и все, что можно на них купить- машины, квартиры, золото, техника и др.)
Какие ценности мы назовем нравственными, т.е. теми, которыми вы руководствуетесь в своей жизни? Каковы ваши ценности? (предположения учениц).
Слайд 5
Давайте обратимся к рассказу «Двойка по поведению», попытаемся проанализировать его и понять, какие нравственные ценности выдвигаются в данном произведении и попробуем ответить на проблемный вопрос: «Можем ли мы сказать, что Валерка Приходнов-безнравственный человек?»
Работа с текстом.
Слайд 6, слайд 7
Найдите в тексте описание внешности Валерки.(лицо с узкими зелёными глазами, с жёлтыми веснушкам…всю зиму ходил без шарфа, в куцем пальтишке с узкими и короткими рукавами, сверху и снизу на пальто не было пуговиц. Месяцами он носил одну и ту же рубашку, которую менял после того, как учительница писала его маме записку…)
Что мы узнаем о нем? (Валерка учится в шестом классе, двоечник, влюблен в одноклассницу Таню Коданеву)
Как вы охарактеризуете главного героя? (характер Валерки определяют его поступки-он непослушный, взбалмошный, импульсивный, эгоист, невоспитанный, бездельник, не хочет учиться, не уважает девочек, обманывает старших).
Запись в тетрадях характеристики Валерки.
Почему он влюбляется в Таню? Подтвердите свой ответ текстом.(Таня не была похожа на остальных девчонок, она была более самостоятельная, необидчивая, твердая характером, «не хныкала и не ныла».)
На протяжении всего рассказа мы видим Валерку как непослушного , невоспитанного мальчика. Есть ли в рассказе эпизоды, где он проявляется с лучшей стороны?(да, когда он получил «четверку». «В тот день Приходнов подбирал все бумажки с пола, относил их в урну, вытирал добровольно доску и никого не задирал. А назавтра пришел в чистой, хоть и очень мятой рубашке…)
Оправдывает ли это Валерку? (нет, но это говорит о том, что Валерка как герой неоднозначен и что он может измениться)
Что вы можете сказать о том, как развивается сюжет произведения? Заметили ли вы что-нибудь необычное в том, как автор раскрывает сюжет? (да,последовательность событий в рассказе нарушена. Сначала мы узнаем о сцене в мужском туалете, куда Приходнов затащил Таню и Вовку Соловьева, чтобы учинить расправу над своим «противником», заставив его поцеловать Таню. Затем мы узнаем о причинах, побудивших Валерку сделать это и о предстоящих событиях .).
Почему автор использовала именно такую последовательность событий? Подумайте. (во-первых, читатель сразу знакомится с личностью Валерки Приходнова, его характером, поведением в самый кульминационный момент рассказа, во-вторых, этот своеобразный авторский прием вводит интригу в произведение, и позволяет читателю самому «домысливать» причины возникшей ситуации).
Как вы понимаете значение слова интрига?
Слайд 7
Как вы оцениваете поступок Валерки? (ответы учениц)
Мог ли он поступить иначе в данной ситуации?(ответы учениц)
Выход на проблемный вопрос.
Возвратимся к проблемному вопросу нашего урока: можем ли мы сказать, что Валерка Приходнов-безнравственный человек? Аргументируйте свой ответ.
Слайд 8.
Какие нравственные ценности поднимаются в данном рассказе?(Запись в тетрадь: дружба, доверие, уважение, терпимость, искренность, уважение к старшим, доброта, трудолюбие.)
IV. Рефлексия. Оценивание.
Сегодня мы познакомились с писателем Е. Габовой, ее рассказом «Двойка по поведению» и попробовали ответить на проблемный вопрос урока:можем ли мы сказать, что Валерка Приходнов-безнравственный человек?В результате дискуссии мы пришли к выводу, что Валерка Приходнов имеет много отрицательных качеств: он не уважает своих близких, обманывает их, он ленив и даже способен на месть и жестокость. Но назвать его безнравственным мы не можем потому, что Валерка-не безнадежен, в нем есть душевная теплота и чувственные порывы (это пусть недолгое стремление быть лучшим, чем он есть, после того, как ему поставили положительную оценку; это его слезы в конце произведения, и, наконец, его способность любить.) На уроке мы раскрыли тему и выявили основные нравственные ценности в рассказе Елены Габовой.
Оценивание.
V. Домашнее задание.
Сделать письменную характеристику Тани Коданевой.
Слайд 9.
Приложение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- Оценка "OТЛИЧНО" (5) ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
- Оценка "ХОРОШО" (4) ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
- Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" (3) ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
- Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"(2) ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Елена Васильевна Габова - писатель, переводчик. Родилась 7 июня 1952 г. в Сыктывкаре. Автор 10 книг для детей и подростков. Ее произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, языки народов России.
Произведения Е.Габовой : « Гришуня на планете Лохматиков », 1983 г. « Невидимка в лагере», 1987 г. « Двойка по поведению», 1989 г. « Тайкина тайна»,-1991 г. « Вареная сосулька», 1993г . « Никто не видел Рыжего» , 2000 г. и другие.
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Что такое НРАВСТВЕННОСТЬ?
Доброта Честность, искренность Верность Уважение к старшим Трудолюбие Патриотизм Справедливость Порядочность Благодарность Терпимость И др. Какие бывают нравственные ценности?
Понравился ли вам рассказ? Что больше всего запомнилось, заинтересовало? О чем произведение? Кто главный герой рассказа? Найдите в тексте описание внешности Валерки. Что мы узнаем о нем? Дайте характеристику герою. Почему он влюбляется в Таню? Ответим на вопросы :
Какова последовательность событий в рассказе? Почему автор использовала именно такую последовательность событий? Интрига- это сложные и запутанные действия, взаимоотношения персонажей, обеспечивающие развитие сюжета художественного произведения. Как вы оцениваете поступок Валерки? Мог ли он поступить иначе?
Можем ли мы сказать, что Валерка Приходнов -безнравственный человек? Аргументируйте свой ответ. Проблемный вопрос :
СПАСИБО ЗА УРОК. ВСЕ МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта
Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...
Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"
Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...
Елена Габова Двойка по поведению
Презентация для 6 класса к внеклассному уроку по рассказу Е. Габовой...
Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"
Данная разработка урока по литературе поможет учителю провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...
Нравственные ценности в рассказе М.Булгакова "Стальное горло"
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Внеклассное чтение (по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…»)Цели:Образовательная: обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала ос...
Викторина по рассказу Елены Васильевны Габовой "Двойка по поведению".
12 вопросов по рассказу Елены Васильевны Габовой "Двойка по поведению"....