Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме
Данная разработка урока по литературе поможет учителю провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими иллюстрациями, воздействующими на эмоции ученика. Презентация о Распутине расскажет о жизни и творческом пути писателя. Презентация "Смерч на Байкале" подготовит ребенка к творческому заданию. Разработка способствует применению средств художественной выразительности в творческих работах детей, поможет расширить кругозор ученика о родном крае, развить воображение, привить любовь к Родине.
Эта работа была представлена в областном конкурсе программ по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kaymonovoy_e.p.docx | 16.6 КБ |
zhizn_i_tvorchestvo_v.rasputina_kaymonova_e.p.pptx | 685.97 КБ |
smerch_na_baykale_kaymonova.pptx | 862.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе по УМК «Писатели Восточной Сибири»
Тема: «Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина «В тайге над Байкалом».
Цели:
- Познакомиться с биографией и творчеством писателя;
- Сформировывать навыки работы с текстом для выявления средств художественной выразительности;
- Создать атмосферу сопереживания к изображаемой ситуации;
- Воспитывать патриотическое отношение к родному краю.
Оборудование:
- Заранее украсить класс детскими рисунками и фотографиями с изображением Байкала;
- Заранее ученикам дается задание учить наизусть отрывки из рассказа В.Распутина.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Первичное знакомство с произведением писателя «В тайге над Байкалом»
Заранее подготовленный ученик рассказывает наизусть одну из частей рассказа «Байкал светится». Одновременно с чтением ученика на экране появляются слайды с изображением вечернего Байкала.
3.Выявление эмоциональной реакции к прослушанному тексту.
1).Какие чувства испытывали вы при прослушивании отрывка из рассказа?
2).Что помогает автору создавать подобные картины природы? (наблюдательность, любовь к природе, к родному краю).
4.Первичное знакомство с писателем
1).Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством сибирского писателя, нашего земляка В. Распутина.
Презентация о В.Распутине.
1).Что вы узнали о писателе?
2).Каким должен быть человек, чтобы заслужить всеобщее признание и уважение?
3).Можно ли сказать, что без любви к родному краю возможно создавать произведения о природе?
5.Знакомство с рассказом В.Распутина «В тайге над Байкалом». Анализ произведения с точки зрения средств художественной выразительности.
1).Какие средства художественной выразительности помогают автору описать природу? (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры).
2). В рассказанном одноклассником отрывке «Байкал светится» найдем эти приемы («мягкие сумерки», «небо потухло», «догорел свет», «слабые, мутные звездочки», «звездочки одернулись, скрылись» и другие).
3).Анализ отрывка из части «Смерч» (с.73)
Подготовленный заранее ученик читает наизусть отрывок (3 абзац). Одновременно показывается презентация «Смерч на Байкале».
1).Какое впечатление на вас произвел рассказ?
2).Откройте с.73 и прочитайте отрывок. Какие слова показывают мощь стихии? («…адской, чудовищной силой», «задирали с землей гнезда корней», «валялись обломками» и другие).
3).Смогли бы вы при описании своих впечатлений обойтись без авторских слов?
6.Творческая работа
1).Попробуйте сами описать картину, фотографию, где изображен Байкал с использованием эпитетов, сравнений, олицетворений.
Слова для подсказки:
Вода – свежая, зеркальная, свободная, прозрачная, темная…
Ветер – байкальский, влажный, веселый, печальный, радостный, лучистый, сонный…
Луна – большая, медная, сияющая, печальная, унылая, холодная…
Небо – далекое, блеклое, дымное, грозное, грустное, немое, печальное, притихшее…
Солнце – горячее, приветливое, усталое, унылое, доброе, гордое, теплое, сырое, усталое, унылое…
2).Проверка написанных работ.
7.Итог урока.
1).Какую роль выполняют средства художественной выразительности в рассказе? (передают душевное состояние автора, «заражают» им читателя).
2).Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы суметь описать природу со всеми тонкостями ее существования? (быть добрым, любить красоту и природу).
Вывод: любить и беречь природу должен каждый из нас (не только писатели и поэты). Без этого качества невозможно будет жить с ней единой жизнью, видеть красоту окружающего мира.
Домашнее задание:
- Творческую работу закончить
- Прочитать рассказы, ответить устно на вопросы (с. 82).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.Г.Распутин родился в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области. Сейчас на месте старинного русского села плещутся воды Братского водохранилища, а село перенесено на более высокое место.
После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.
После университета в 1959, Распутин работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Рассказы об увиденном вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
Талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970). Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), прославившие автора. В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".
В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 - рассказы " Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества.
Валентин Распутин - очень талантливый и деятельный человек. Его имя часто можно встретить на страницах центральных газет, в передачах радио и телевидения. Одна из важнейших проблем, с которыми часто выступает В. Распутин, - проблема сохранения России, Байкала, сбережения для потомков его красоты и природных богатств.
В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость. Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа.
Очень часто в своём творчестве писатель рассказывал о невзгодах и радостях жителей далёких сибирских сёл, их положительных и отрицательных поступках, их нелёгких жизнях. Сам пройдя тяжёлый жизненный путь, Распутин описывал жизнь простых людей настолько реалистично, что каждый человек может узнать себя в персонажах его произведений.
Биография писателя проста, но духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Восточный макрорегеон"
Урок - обобщения по теме "Восточный макрорегеон" для учащихся 9-х классов по курсу экономическая география России....
Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского
В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...
Конспект урока по теме: «Восточные славяне в древности».
подробный конспект урока истории в 6 классе с приложениями...
Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе.
Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе....
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»
Для урока желательно мультимедийное оборудование, наличие смартфонов с интернетом у учеников. Урок разработан с использованием образовательного сервиса learnis.ru (№ 654968), инструкция по созданию иг...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Распутина «Рудольфио» с использованием читательской практики «мозаика».
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Распутина "Рудольфио"...
План-конспект урока по теме: Восточная Африка. 7 класс.
Формирование знаний о природе и населении Восточной Африки, умение устанавливать взаимосвязи между процессами происходящими в природе , навыков работы с картами атласа, называть и показывать изу...