Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Каймонова Эмма Петровна

Данная разработка урока по литературе поможет учителю  провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими иллюстрациями, воздействующими на эмоции ученика. Презентация о Распутине расскажет о жизни и творческом пути писателя. Презентация "Смерч на Байкале" подготовит ребенка к творческому заданию. Разработка способствует применению средств художественной выразительности в творческих работах детей,  поможет расширить кругозор ученика о родном крае, развить воображение, привить любовь к Родине.

Эта работа была представлена в областном конкурсе программ по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе по УМК «Писатели Восточной Сибири»

Тема: «Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина «В тайге над Байкалом».

Цели:

  1. Познакомиться с биографией и творчеством писателя;
  2. Сформировывать навыки работы с текстом для выявления средств художественной выразительности;
  3. Создать атмосферу сопереживания к изображаемой ситуации;
  4. Воспитывать патриотическое отношение к родному краю.

Оборудование:

  1. Заранее украсить класс детскими рисунками и фотографиями с изображением Байкала;
  2.    Заранее ученикам дается задание учить наизусть отрывки из рассказа В.Распутина.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Первичное знакомство с произведением писателя «В тайге над Байкалом»

Заранее подготовленный ученик рассказывает наизусть одну из частей рассказа «Байкал светится». Одновременно с чтением ученика на экране появляются слайды с изображением вечернего Байкала.

3.Выявление эмоциональной реакции к прослушанному тексту.

1).Какие чувства испытывали вы при прослушивании отрывка из рассказа?

2).Что помогает автору создавать подобные картины природы? (наблюдательность, любовь к природе, к родному краю).

4.Первичное знакомство с писателем

1).Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством сибирского писателя, нашего земляка В. Распутина.  

Презентация о В.Распутине.

1).Что вы узнали о писателе?

2).Каким должен быть человек, чтобы заслужить всеобщее признание и уважение?

3).Можно ли сказать, что без любви к родному краю возможно создавать произведения о природе?

5.Знакомство с рассказом В.Распутина «В тайге над Байкалом». Анализ произведения с точки зрения средств художественной выразительности.

1).Какие средства художественной выразительности помогают автору описать природу? (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры).

2). В рассказанном одноклассником отрывке «Байкал светится» найдем эти приемы («мягкие сумерки», «небо потухло», «догорел свет», «слабые, мутные звездочки», «звездочки одернулись, скрылись» и другие).

3).Анализ отрывка из части «Смерч» (с.73)

Подготовленный заранее ученик читает наизусть отрывок (3 абзац). Одновременно показывается презентация «Смерч на Байкале».

1).Какое впечатление на вас произвел рассказ?

2).Откройте с.73 и прочитайте отрывок. Какие слова показывают мощь стихии? («…адской, чудовищной силой», «задирали с землей гнезда корней», «валялись обломками» и другие).

3).Смогли бы вы при описании своих впечатлений обойтись без авторских слов?

6.Творческая работа

1).Попробуйте сами описать картину, фотографию, где изображен Байкал с использованием эпитетов, сравнений, олицетворений.

Слова для подсказки:

Вода – свежая, зеркальная, свободная, прозрачная, темная…

Ветер – байкальский, влажный, веселый, печальный, радостный, лучистый, сонный…

Луна – большая, медная, сияющая, печальная, унылая, холодная…

Небо – далекое, блеклое, дымное, грозное, грустное, немое, печальное, притихшее…

Солнце – горячее, приветливое, усталое, унылое, доброе, гордое, теплое, сырое, усталое, унылое…

2).Проверка написанных работ.

7.Итог урока.

1).Какую роль выполняют средства художественной выразительности в рассказе?  (передают душевное состояние автора, «заражают» им читателя).

2).Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы суметь описать природу со всеми тонкостями ее существования? (быть добрым, любить красоту и природу).

Вывод: любить и беречь природу должен каждый из нас (не только писатели и поэты). Без этого качества невозможно будет жить с ней единой жизнью, видеть красоту окружающего мира.

Домашнее задание:

  1. Творческую работу закончить
  2. Прочитать рассказы, ответить устно на вопросы (с. 82).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентин Григорьевич Распутин

Слайд 2

В.Г.Распутин родился в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области. Сейчас на месте старинного русского села плещутся воды Братского водохранилища, а село перенесено на более высокое место.

Слайд 3

После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.

Слайд 4

После университета в 1959, Распутин работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Рассказы об увиденном вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".

Слайд 5

Талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970). Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), прославившие автора. В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".

Слайд 6

В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 - рассказы " Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.

Слайд 7

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества.

Слайд 8

Валентин Распутин - очень талантливый и деятельный человек. Его имя часто можно встретить на страницах центральных газет, в передачах радио и телевидения. Одна из важнейших проблем, с которыми часто выступает В. Распутин, - проблема сохранения России, Байкала, сбережения для потомков его красоты и природных богатств.

Слайд 9

В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость. Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа.

Слайд 10

Очень часто в своём творчестве писатель рассказывал о невзгодах и радостях жителей далёких сибирских сёл, их положительных и отрицательных поступках, их нелёгких жизнях. Сам пройдя тяжёлый жизненный путь, Распутин описывал жизнь простых людей настолько реалистично, что каждый человек может узнать себя в персонажах его произведений.

Слайд 11

Биография писателя проста, но духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смерч на Байкале

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Восточный макрорегеон"

Урок - обобщения по теме "Восточный макрорегеон" для учащихся 9-х классов по курсу экономическая география России....

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Конспект урока по теме: «Восточные славяне в древности».

подробный конспект урока истории в 6 классе с приложениями...

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе.

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе....

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»

Для урока желательно мультимедийное оборудование, наличие смартфонов с интернетом у учеников. Урок разработан с использованием образовательного сервиса learnis.ru (№ 654968), инструкция по созданию иг...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Распутина «Рудольфио» с использованием читательской практики «мозаика».

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Распутина "Рудольфио"...

План-конспект урока по теме: Восточная Африка. 7 класс.

Формирование знаний о природе и населении Восточной Африки, умение устанавливать взаимосвязи между процессами происходящими в природе ,  навыков работы с картами атласа, называть и показывать изу...