«Нравственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников»
проект по литературе (6 класс)
Исследовательская работа по литературе «Нравственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников». Автор работы-Чиликанова Ксения Павловна, ученица 6 класса МКОУ Средне- Муйская СОШ.
Целью исследования является сравнение нравственных ценностей героя рассказа
В.Г.Распутина и современных школьников.
Гипотеза состоит из предположения о том, что у современных школьников нравственные ценности стали другими (не такими, какие были у главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Используя различные методы: эмпирическое исследование (изучение литературы), интервьюирование, анализ и систематизация результатов опроса, наблюдение (целенаправленное восприятие объекта исследования), метод анализа и синтеза гипотеза подтвердилась частично: современные школьники чем-то похожи на главного героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», а чем-то отличаются. Поэтому нельзя категорично утверждать, что нравственные ценности у современных школьников стали другими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vechnye_chelovecheskie_tsennosti.docx | 795.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«УОМО УСТЬ-УДИНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа
(МКОУ Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа)
Нравственные ценности главного героя
в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников
Автор работы:
Чиликанова Ксения
ученица 6 класса
МКОУ Средне-Муйская СОШ
Руководитель:
Аронова Анастасия Михайловна
Педагог-библиотекарь
с. Средняя Муя
2022 г.
Содержание
#1042;ведение………………………………………….………................................3 - 4
#1050;лючевые понятия, использованные в работе………………………………5 - 6
3.Нравственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина
«Уроки французского» и современных школьников………………………..7 - 11
Основные нравственные ориентиры, формирующие духовный опыт главного героя повести В.Г.Распутина «Уроки французского»……………………7 - 8
Вопросы для современных школьников…………………………………8
Результаты опроса …………………..………………………………..9 - 11
Анализ полученных данных……...............................................................11
#1047;аключение……………. ……………………………………………………….12
#1057;писок литературы……………………………………………………………..13
#1055;риложения………………………………………………………………...14 - 22
Вопросы современным школьникам…………………………………..14 - 16
Опрос обучающихся 6 класса, участников кружка «Краеведение и туризм»
МКОУ Средне-Муйской СОШ в виде диаграмм……………………………17 - 21
Фотографии опроса школьников…………………………………………...22
#1042;ведение
В основе многих произведений русских писателей находятся нравственно-этические проблемы. Ведь несмотря на социальные, политические, экономические перемены, духовные ценности, как и народа в целом, так и отдельно взятой личности, должны оставаться вечными. Одним из писателей современности, поднимающим эти темы в своих произведениях, является В. Распутин.
Его героям присущи такие качества как справедливость, милосердие, доброта, самопожертвование, искренность и честность. Автор продолжает в своем творчестве наследовать гуманистические традиции литературы двадцатого века.
Одним из произведений, в которых провозглашаются вечные человеческие ценности и добродетели, является рассказ «Уроки французского».
Писатель в предисловии к рассказу пишет: «Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное, и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних».
Эти вечные человеческие ценности не потеряли своей актуальности и сегодня, именно поэтому являются предметом осмыслений и исследований.
Я решила сравнить нравственные ценности главного героя рассказа и современных школьников, чтобы найти ответ на заинтересовавший меня вопрос, остались ли нравственные ориентиры прежними или изменились.
Таким образом, областью моего исследования является духовный мир человека.
Объект исследования – нравственные ценности главного героя повести и современных школьников.
Я выдвинула гипотезу: у современных школьников нравственные ценности стали другими (не такими, какие были у главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Отсюда цель работы: сравнить нравственные ценности героя рассказа В.Г. Распутина и современных школьников.
Задачи:
- Выделить ценностные ориентиры героя повести В.Г.Распутина «Уроки французского».
- Составить опросник для современных школьников.
- Провести опрос школьников.
- Проанализировать полученные данные, сделать выводы.
- Оформить отчёт относительно результатов исследования.
Мною не обнаружены исследования, дающие ответ на поставленные вопросы, поэтому смею утверждать, что данное исследование проводится впервые. В этом и заключается новизна исследования.
Этапы исследования:
Первый этап – поисково – теоретический (чтение и анализ рассказа).
Второй этап – исследовательский (опрос школьников, сбор и систематизация информации).
Третий этап – заключительно– обобщающий (анализ полученных данных, подведение итогов).
Методы: эмпирическое исследование (изучение литературы), интервьюирование, анализ и систематизация результатов опроса, наблюдение (целенаправленное восприятие объекта исследования), метод анализа и синтеза.
В работе использованы материалы интернета и российских печатных изданий (В.Г. Распутин «Уроки французского», М. «Детская литература»,2012; Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. – Москва, 2021 г.)
#1050;лючевые понятия, использованные в работе
Изучение особенностей формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий «ценность», «ценностные ориентации», «духовно-нравственные ценности» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающих раскрыть их сущность.
Понятие ''ценность'' применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры. Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» встречаются в таких дисциплинах, как философия, социология, психология, педагогика. [1]
Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia – «ценность») - отрасль философского знания [1]. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно – ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, занимается педагогика.
В философии аксиология стала развиваться с начала XX века. Под влиянием аксиологии в 90-е годы XX века в России сложилось понимание ценностных характеристик педагогических явлений.
В современной науке существует несколько классификаций ценностей.
Так, в психологическом словаре речь идет о трех формах существования ценностей:
- «во-первых, ценности выступают как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности выступают как общечеловеческие, "вечные" (истина, красота, справедливость), так и конкретно-исторические (патриарх, равенство, демократия).
- во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (эстетических, этических, политических, правовых и др.), и делает ценности познаваемыми.
- в-третьих, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения [2].
#1053;равственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников
Основные нравственные ориентиры, формирующие духовный опыт главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»
Прочитав и проанализировав рассказ, я выделила основные нравственные ориентиры, формирующие духовный опыт главного героя:
- Чувство вины перед учителями («Странно: почему мы так же, как и пред родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями!»).
- Самостоятельная жизнь в раннем возрасте («Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь в пятидесяти километрах от дома»).
- Желание учиться («Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием»).
- Любовь к чтению («Перебрал все книжки, которые были в библиотеке»).
- Ответственное отношение к учёбе («Едва ли бы я осмелился пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок»).
- Плохое питание («Но похудел ч не только из-за тоски по дому. К тому же я ещё постоянно недоедал», «Мне всё время хотелось есть, даже во сне»).
- Отсутствие друзей в школе («От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное – от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда не сошёлся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один»).
- Соблюдение режима дня («Обедал и садился за уроки»).
- Частые избиения в школе («Они били меня по очереди, один и второй, один и второй»).
- Отсутствие пропусков уроков («Как идти в таком виде в школу, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался»).
- Строгая дисциплина в школе («За игру на деньги у нас в два счёта могли выгнать из школы», «Больше всего я боялся, что завтра меня выведут перед школьной линейкой и заставят рассказывать, что меня побудило играть на деньги…Дело обычно заканчивалось слезами, лишь после этого директор успокаивался, и мы расходились на занятия»).
- Отсутствие хорошей одежды («Неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах»).
- Уважительное отношение к учителям («Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!»).
- Особое отношение учителя к своим ученикам («Вы играете с этим на деньги ?..Играете с учеником на деньги?! Я правильно вас понял?», «Директор задыхался, ему не хватало воздуха. -Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение»).
Вопросы для современных школьников
На основе нравственных ориентиров, формирующих духовный опыт главного героя, были сформулированы вопросы для современных школьников. (Приложение № 1)
- У вас бывает чувство вины перед учителями?
- Смогли бы вы в 11 лет вести самостоятельную жизнь?
- Вы в школу ходите с удовольствием?
- Читаете ли вы библиотечные книги?
- Вы можете пойти в школу с невыученными уроками?
- Вы можете сказать, что вы недоедаете?
- Вы в школе имеете друзей?
- Вы сразу же, после того, как покушаете дома, садитесь за уроки?
- Вас в школе били?
- Легко ли вам пропустить школьные занятия?
- За игру на деньги могут исключить из школы?
- Подобные факты поведения директора существуют в вашей школе?
- Хорошо ли вы одеты?
- Смогли бы вы кушать за одним столом с учителем?
- Смогли бы современные учителя играть на деньги с учениками ради того, чтоб накормить ребёнка?
Результаты опроса школьников
Опрос проводился среди шестиклассников МКОУ Средне-Муйская СОШ и участников кружка «Краеведение и туризм». В опросе приняли участие 20 человек.
(Приложение № 2)
У вас бывает чувство вины перед учителями?
- Не знаю – 43%
- Да – 36%
- Нет – 21%
Смогли бы вы в 11 лет вести самостоятельную жизнь?
- Нет-71%
- Не знаю – 22%
- Да – 7%
Вы в школу ходите с удовольствием?
- Да – 57%
- Нет – 43%
Читаете ли вы библиотечные книги?
- Да -79%
- Нет – 21%
Вы можете пойти в школу с невыученными уроками?
- Да – 86%
- Нет – 14%
Вы можете сказать, что вы недоедаете?
- Нет – 72%
- Не знаю -14%
Да – 14%
Вы в школе имеете друзей?
- Да – 100%
Вы сразу же, после того, как покушаете дома, садитесь за уроки?
- Нет -64%
- Да – 36%
Вас в школе били?
- Нет – 86%
Да – 14%
Легко ли вам пропустить школьные занятия?
- Нет – 64%
Да – 36%
За игру на деньги могут исключить из школы?
- Не знаю – 43%
- Нет – 28%
Да – 29%
Подобные факты поведения директора существуют в вашей школе?
(«Больше всего я боялся, что завтра меня выведут перед школьной линейкой и заставят рассказывать, что меня побудило играть на деньги…Дело обычно заканчивалось слезами, лишь после этого директор успокаивался, и мы расходились на занятия»)
- Нет – 86%
- Да – 14%
Хорошо ли вы одеты?
- Да -71%
Не знаю -29%
Бывает ли у вас такое?
(«Мне всё время хотелось есть, даже во сне»)
- Нет – 50%
- Да – 36%
Не знаю -14%
Смогли бы вы кушать за одним столом с учителем?
- Да – 64%
Нет – 36%
Смогли бы современные учителя играть на деньги с учениками ради того, чтоб накормить ребёнка?
- Не знаю – 57%
- Нет -36%
- Да – 7%
Согласны ли вы с тем, что это растление и преступление?
(«Директор задыхался, ему не хватало воздуха. Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение»)
- Не знаю- 50%
- Нет – 43%
Да – 7%
Анализ полученных данных
Большинство современных школьников, также, как и главный герой рассказа, чувствуют свою вину перед учителями. В школу ходят с удовольствием, читают библиотечные книги, им нелегко пропустить школьные занятия.
Но в отличие от героя повести в 11 лет не смогли бы вести самостоятельную жизнь, в школу легко могут пойти с невыученными уроками. Питаются современные школьники нормально, в школе имеют друзей, и в школе их не избивают. Домашнее задание современными школьниками, как правило, выполняется поздно вечером.
Изменилась в современной школе и психологическая обстановка: сегодня за игру на деньги из школы не исключат, директор школы не позволяет себе некорректного поведения по отношению к ученикам.
Но у современных учеников изменилось отношение к учителям: большинство учеников могут чувствовать себя комфортно за одним столом с учителями, считают, что современные учителя не способны пожертвовать своей репутацией ради того, чтоб накормить ученика.
Изменились, по-видимому, и нравственные ориентиры в обществе в целом. Сегодняшние ученики не считают, что игра с учеником на деньги – «Это преступление. Растление. Совращение».
Заключение
Изучив специальную литературу по обозначенной теме, я не только расширила свой кругозор, но и получила необходимую информацию, которая помогла мне понять, что нравственные ориентиры, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, являются одним из источников мотивации поведения человека.
Это позволило мне сделать вывод, что тот духовный опыт, который мы приобретаем в раннем детстве и в школьном возрасте является тем нравственным ориентиром, который будет определять наши нравственные ценности. А нравственные ориентиры, как оказалось, у каждого школьника свои.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась частично: современные школьники чем-то похожи на главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского», а чем-то отличаются. Поэтому нельзя категорично утверждать, что нравственные ценности у современных школьников стали другими.
#1057;писок литературы
2. › Wiki-учебник Иванова Н.Н., Мелихова Д.В.О ценностных ориентациях современных школьников. Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1 3. #1055;сихологический словарь |
#1040;рхангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. – Москва, 2021 г.
5. Распутин В.Г. «Уроки французского», М. «Детская литература»,2012 г.
(Приложение № 1)
Вопросы современным школьникам
Духовный опыт человека (по повести В. Распутина «Уроки французского»)
№ | Основные проблемы повести В. Распутина «Уроки французского» | Вопросы современным школьникам | Ответы |
1 | «Странно : почему мы так же, как и пред родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями !» | У вас бывает чувство вины педед учителями ? |
|
2 | «Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь в пятидесяти километрах от дома» | Смогли бы вы в 11 лет вести самостоятельную жизнь ? |
|
3 | «Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием» | Вы в школу ходите с удовольствием ? |
|
4 | «Перебрал все книжки, которые были в библиотеке» | Читаете ли вы библиотечные книги ? |
|
5 | Едва ли бы я осмелился пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» | Вы можете пойти в школу с невыученными уроками ? |
|
6 | «Но похудел ч не только из-за тоски по дому. К тому же я ещё постоянно недоедал» | Вы можете сказать, что вы недоедаете ? |
|
7 | «От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное – от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда не сошёлся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один.» | Вы в школе имеете друзей ? |
|
8 | «Обедал и садился за уроки» | Вы сразу же, после того, как покушаете дома, садитесь за уроки ? |
|
9 | «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй» | Вас в школе били ? |
|
10 | «Как идти в таком виде в школу, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался» | Легко ли вам пропустить школьные занятия ? |
|
11 | «За игру на деньги у нас в два счёта могли выгнать из школы» | За игру на деньги могут исключить из школы ? |
|
12 | «Больше всего я боялся, что завтра меня выведут перед школьной линейкой и заставят рассказывать, что меня побудило играть на деньги…Дело обычно заканчивалось слезами, лишь после этого директор успокаивался, и мы расходились на занятия» | Подобные факты поведения директора существуют в вашей школе? |
|
13 | «Неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах» | Хорошо ли вы одеты ? |
|
14 | «Мне всё время хотелось есть, даже во сне» | Бывает ли у вас такое ? |
|
15 | «Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной ! Нет, нет !» | Смогли бы вы кушать за одним столом с учителем ? |
|
16 | «Вы играете с этим на деньги ?..Играете с учеником на деньги ?! Я правильно вас понял ?» | Смогли бы современные учителя играть на деньги с учениками ради того, чтоб накормить ребёнка ? |
|
17 | «Директор задыхался, ему не хватало воздуха.-Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение» | Согласны ли ва с тем, что это растление и преступление ? |
|
(Приложение №2)
Итоги опроса школьников в форме диаграмм
(Приложение №3)
Фотографии опроса школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока литературы для 6 класса. В основе урока - эвристическая беседа с учащимися с опорой на индивидуальные задания: клип, презентации, ответы на проблемные вопросы, иллюстрации....
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
Нравственные уроки рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"
План-конспект к уроку литературы в 7 классе на тему "Нравственные уроки рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Состоит из презентации, дополнительных материалов и непосредственно конспекта урок...
Урок по теме «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий с применением технологий развития критического мышления, технологий проблемного обучения....