Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок литературы в 8 классе.
Тема: Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель: проследить путь духовного становления Гринева; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства
Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации к повести.
Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, чтение эпизодов.
Эпиграф урока:
«Береги честь смолоду»
(пословица)
1. Вступительное слово учителя.
- Подходит к концу изучение повести «Капитанская дочка», в котором автор размышляет о бесправии закабаленного крестьянства, о восстании, грозящем дворянскому государству, о настоящем и будущем России.
Но раздумья писателя касались и сложных вопросов. Вопросов свободы и независимости, чести, нравственного долга. И сегодня мы будем с вами говорить об этом.
Запишите в тетради тему урока и эпиграф.
- Итак, Пушкин проводит своих героев через испытания и трудности. Обратимся к главному герою повести Петру Гриневу, вспомним отдельные эпизоды его жизни. - Всмотритесь в юного Петрушу Гринева.
- Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.
- Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.
Вывод: Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича. Правда для старика - Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству.
- Что мы можем сказать о матери Гринева? (ответ ученика)
Вывод: Действительно, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость.
И ведь доброе отношение к крепостному слуге – это результат воспитания, полученного дома.
Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница.
- Как представлялась военная служба юному Петруше?
- Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.
- Что же произошло?
- Чем заканчивается эта история?
- Какой урок преподал ему Зурин?
- Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?
- Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?
Вывод: Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.
- Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?
- Как ведут себя оба противника во время поединка?
Вывод: Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым.
- Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героя?
- Как ведет себя Гринев и какой его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод.
Вывод: Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать.
- Что привлекло Пугачева в Гриневе?(ответы учеников)
Вывод: Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни.
- А есть ли представления о чести у Пугачева?
Вывод: На большую высоту в наших глазах поднялся Пугачев, который не только увидел душевную красоту Гринева (молодого офицера), но и нашел в себе силы подавить собственное самолюбие.
- На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит?
Вывод: В этой ситуации Гринев -человек победил Гринева -солдата.
- Что в этом поступке покоряет нас?
- Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?
Вывод: Многое в ее поступках объясняется тем, что она – дочь Мироновых.
- А что значит честь для семейства Мироновых?
Вывод: Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.
- Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.
- Как произошло, что Гринева схватили мятежники? Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?
Вывод: Гринев любит Савельича, как отца родного. Хотя они и стоят на разных социальных ступенях, их отношения ближе родственных: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, денег барину не дает. Гриневское «мой Севельич» менее всего означает мой крепостной.
- А есть ли представления о чести у Швабрина?
- Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринева? Как она поступает в его защиту?
Вывод: Она едет в Петербург. Несмотря на то, что она «трусиха», по решительности в тяжелые моменты судьбы она не уступает своему суженому.
- Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша.
- Что важно для формирования личности человека?
Вывод: Все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья?
Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.
Бесхитростны, простодушны пушкинские Маша, Савельич, Гринев. Но главное – они великодушны. Это их естественное состояние.
- Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести?
Вывод: Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.
В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь» (записываем в тетради:
«Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть).
- Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.
Вывод: В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему - то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, мальчики, иметь такого надежного друга, как Петр Гринев, надежного и честного.
А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужу и отца своим детям.
- Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком?
Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.
Домашнее задание: Подготовиться к сочинению, которое будем писать в классе. Запишите темы сочинений:
1. Неожиданная встреча на страницах «Капитанской дочки»
2. Этот странный Гринев.
3. Детство Петруши Гринева на страницах «Капитанской дочки»».
4. Самое мучительное испытание Петруши Гринева в повести «Капитанская дочка»».
5. «Перечитывая «Капитанскую дочку»…», твоя тема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.
Предлагаемый урок разработан с учетом современных требований ФГОС по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин."
Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев....
Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Конспект урока литературы в 7 классе «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тип урока: Урок изучени...
«Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин» (8 класс)
ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческ...
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, в...