Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин."
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_sravnitelnoy_kharakteristiki.zip | 72.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ.
ГРИНЕВ И ШВАБРИН
В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА « КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;
- Сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.
Повторение: Сложный план к сочинению на литературную тему, цитирование, логические переходы.
i. Вспомним общую схему композиции сочинения-сравнения.
Слайд № 1
- Обоснование сравнения.
- Определение общего.
а) Параллельное рассмотрение.
3. Определение различного.
а) параллельное рассмотрение.
4. Выводы по сравнению.
(Содержание слайда комментирует учитель.)
ii. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформулировать главную мысль сочинения.
1. Вспомните эпиграф ко всей повести.
2. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?
3. Какова же идея повести?
(Верность долгу перед Родиной, перед близкими, верность данному слову – это и есть путь чести. И это самое важное в человеке.)
4.Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?
5.Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
( Ответы учеников.)
iii. Учитель: Итак, Гринев и Швабрин – герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором.. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.
Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается героями по-разному.
а) Сцена дуэли ( слайд № 2) ( слайды иллюстрируют ответы учащихся).
б) Взятие Белогорской крепости ( слайд № 3).
в) Отношение к Маше Мироновой ( слайд № 4).
IV. Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи в нем – рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев (мы их вспомнили), а как аргументы – ссылки на текст, цитаты.
Вспомним логический принцип организации текста сочинения.
Слайд № 5
А – суждение.
Б – доказательство суждения.
Или
А – факт, цитата.
Б – комментарий к ним.
V. Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.
Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю, что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь – это верность долгу.)
Вопрос:. Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора еще варианты.
Слайд № 6
Честь – это позиция долга
А. Виньи
Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
П. Корнель
VI. Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести «Капитанская дочка», Гринева и Швабрина.
Слайд № 7.
План
I. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).
II. Гринев и Швабрин – два противоположных характера.
- Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
- Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
- Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
- Отношение автора к своим героям.
III. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.
Слайд № 8
Словарь:
Коварство – злонамеренность, прикрытая доброжелательством.
Низменный характер – подлый, бесчестный.
VII. Коллективное составление вступления.
Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов XVIII века является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.
В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности (идея сочинения).
VIII. Учитель. Ну, а теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив»;) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», «это подтверждает», «вот отчего»), а также вводных слов («значит», «таким образом», «итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если… то… напротив…», «оба они…», «и тот, и другой…»), и др.
Запишите в тетрадь эти речевые формулы. Они представлены на слайде.
Слайд № 9
IX. Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина».
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
ОБУЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКЕ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ.
ГРИНЕВ И ШВАБРИН
В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА
« КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
Учитель: Бердникова О.А.
2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....
Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина
Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...
Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.
Разработку урока подготовили учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Береговой Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна - призёр...
Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва
Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва....