Урок литературного чтения во 2 классе Е. Чарушин "Страшный рассказ"
план-конспект урока по литературе на тему
Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения (2 класс) Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме "Е.Чарушин «Страшный рассказ»". 2-й класс
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
- познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
- побудить обучающихся к самостоятельному добыванию сведений о писателе;
- развитие навыков чтения, связной монологической речи обучающихся;
- развитие умений анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
- содействие развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- воспитание любви и бережного отношения к животным.
Планируемые результаты:
личностные:
- сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных
на охрану окружающей среды;
- мотивация к обучению и познанию;
метапредметные - развитие у обучающихся умений:
- отвечать на вопросы;
- находить в вопросе ключевое слово;
- предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;
- находить доказательства того или иного высказывания;
предметные - развитие у обучающихся умений:
- читать по ролям;
- выразительно читать, читать по ролям;
Оборудование: карточки для работы обучающихся в парах, в группах, экран, проектор, презентация.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности.
Какой наш девиз на уроке?
Скучать некогда.
Учитель: Ну а вам не надоело,
Не наскучило читать?
Дети: Нет!
Тому, кто занят делом.
Просто некогда скучать!
II. Опрос домашнего задания. С. 44 в рабочей тетради. (Дети работают в ГРУППАХ, восстанавливают деформированный план произведения М. Пришвина «Ребята и утята», раскладывая карточки по порядку)
1 группа
- Утка повела утят к озеру.
- Ребята ловили утят.
- Приказ взрослого.
- Семья продолжает путешествие.
2 группа
- Уточка чирок переводит своих питомцев к озеру, на свободу.
- Ребята зашвыряли утят шапками.
- Что вы будете делать с утятами?
- Семья продолжает своё путешествие.
3 группа
- К озеру!
- Беда.
- Спасайте!
- Свобода.
- Назовите удачный план, объясните свою позицию. Какой вы составили план?
III. Речевая разминка.
-О чем идет речь?( слайд)
«Летом – в зеленом платьице.
Осенью – в цветном сарафане.
Зимой – в белой шубе. (- Олесе.)
Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» (с. 12, 2,3 столбики)
- Во втором столбике найдите слова, которые вы бы использовали, составляя рассказ о лесе. (бузина, небеса, синева, тишина, чудеса)
-Какие звери живут в лесу?
- Вы сегодня познакомитесь с историей, которая произошла с одним из животных леса.
IV. Актуализация знаний.
- Дети. С творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся? Подсказка: на уроке ИЗО мы о нем узнали, что он не только писал рассказы о животных, но иллюстрировал их.
(слайд с портретом писателя)
РАБОТА В ГРУППАХ. (Дети читают дополнительные сведения о Е. Чарушине и рассказывают, что нового узнали о нем.)
Карточка для 1 группы. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, дружил с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.
Карточка для 2 группы. Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.. Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
Карточка для 3 группы.Е. Чарушин был не только писателем, но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает «рисующий животных». Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете , почему? Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
- Е. Чарушин воспитывался в семье …
- Писатель в детстве жил в городе …
- Евгений Чарушин любил … .
- Он любил рисовать … ;
- Е. Чарушин был художником - …(слайд)
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
V. Постановка проблемы.
Дети в ГРУППАХ соотносят писателя и произведение.
Е. Чарушин | «Кошкин щенок» |
М. Пришвин | «Кто кем становится?» |
В. Берестов | «Ребята и утята» |
А. Шибаев | «Страшный рассказ» |
- Как вы думаете, с каким произведением Е. Чарушина будем знакомиться? Какие задачи поставим перед собой?
VI. Проектирование нового знания.
(На слайде запись :
Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик)
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, радость. Облегчение)
- Откройте учебники ( с. 136) и прочитайте название.
( Дети читают «Страшный рассказ»)
- Скажите, когда и почему бывает страшно?( Когда темно и когда одни дома.)
- Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
VII. Работа с текстом
-Дети, подумайте, оправдался ли наш прогноз, когда я и подготовленные дети закончим чтение.
Первичное чтение: 1-ю, 2-ю часть читают подготовленные ученики по ролям; 3-ю часть – учитель; 4-ю часть – подготовленные ученики.
- Кто хочет поделиться своими мыслями?(после прослушивания рассказа)( Пете и Шуре было страшно, они же были одни. Они услышали какие-то звуки в комнате, а ведь в комнате никого не было, здесь любой бы испугался.)
- ОПРАВДАЛСЯ ЛИ ПРОГНОЗ?
- Была ли с вами похожая ситуация?
Учитель. Какие незнакомые и непонятные слова встретились в тексте?
Дети. Слова «сени», «чулан».
Учитель. Объясните лексическое значение слов. Но прежде попробуйте выполнить задание в ПАРАХ. Соедините слово и лексическое значение этого слова
Верста | - помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами. |
Сени | - старинная русская мера длины, чуть больше километра. |
Кузница | - кладовка, где хранятся продукты и разные вещи, подсобное помещение. |
Чулан | - мастерская, в которой металл обрабатывается посредством ковки. |
Проверим:
Верста | - старинная русская мера длины, чуть больше километра. |
Сени | - помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами. |
Кузница | - мастерская, в которой металл обрабатывается посредством ковки. |
Чулан | - кладовка, где хранятся продукты и разные вещи, подсобное помещение. |
Учитель. (слайд) СЕНИ – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилой частью дома.
ЧУЛАН –, подсобное помещение в доме, служащее кладовкой.
- Кто из животных является героем рассказа? Сочините загадку о еже.
- Сжался ты – не развернешь,-
На клубок, на мяч похож.
Сто иголок, а не шьешь.
- Не хочу, - ответил …
ФИЗМИНУТКА.
- Кого ежи едят? (мышей)
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
(встать между рядами друг за другом, повороты головой вправо, влево)
Раз, два, три, четыре.
(хлопки в ладоши)
Мышки дёрнули за гири.
(пальцы в кулак, резкое движение сверху вниз)
Вдруг раздался сильный звон,
(прыжок)
Побежали мышки вон.
(бег на месте на носках)
VII. Продолжение работы с текстом .
Работа над первую частью текста.
-Прочитайте 1-й и 2-й абзацы «жужжащим» чтением.
- Что узнали о мальчиках?
- Как озаглавите часть?
ШУРА И ПЕТЯ ОДНИ ДОМА.
(Постепенно пункты плана вывешиваются на доску. )
Прочитаем вторую часть по ролям
Учитель. Как называется разговор двух людей? (ДИАЛОГ)
- Прочитаем вторую часть по ролям
- Как вели себя дети? (Хвастались, что ничего не боятся)
- Как озаглавим 2-ю часть?
РАЗГОВОР В КРОВАТИ.
- Прочитаем третью часть.
- Прежде чем читать самый напряжённый момент в тексте, определим ТОН, ТЕМП и ГРОМКОСТЬ.
( ТОН – это загадочный, интригующий, взволнованный.
- ТЕМП - неспешный.
- ГРОМКОСТЬ – тихо.)
Чтение «ЭХО»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.
- Как вели себя мальчики, когда им стало страшно? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу)
Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Подумайте над вопросами.
- Что больше всего напугало ребят?
- Как они чувствовали себя под одеялом?
- Можно ли их назвать трусами?
- Озаглавьте часть.
ДЕТЯМ СТАЛО СТРАШНО.
ФИЗМИНУТКА для глаз
Работа над 4 частью текста .
Учитель. Прочитайте это предложение С РАДОСТЬЮ, с ГРУСТЬЮ, ИСПУГОМ, ЗЛОСТЬЮ, УДИВЛЕНИЕМ.
Смотрят – да это ёжик!
-А мы как будем читать эту фразу?
Учитель. Читаем четвертую часть «цепочкой».
- Кто же напугал мальчиков?
- Озаглавьте часть. (ДА ЭТО ЁЖИК!)
- Радостная ли концовка у этого рассказа?
-Почему Е. Чарушин назвал произведение «Страшный рассказ»?
Работа в группах (1 вопрос тетради с. 45)
- Объясни, почему рассказ так называется. Начни объяснение со слов.
Рассказ называется страшным потому,___________________________
- Мальчики очень испугались.
- Ёж был очень страшный.
- События рассказа были страшные.
- Мальчики были трусливы и всего боялись.
- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? - А как бы вы озаглавили это произведение? (Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
VIII. Итог урока.
-Какая из пословиц подходит к рассказу?
- С трусливым да болтливым в беду попадёшь.
- Не будь овцой, так и волк не съест.
- Пуганая ворона и куста боится.
- У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
- Ты пожалей и тебя пожалеют.
- Как автор относится к мальчикам? (Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика. )
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?
- Почему вначале урока я загадала загадку о лесе?
- Как бы вы могли связать этот рассказ с лесом? Чему учит рассказ?
-Сделайте вывод.
Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.
IX. Рефлексия.
Желтый смайлик – понравился урок, узнал много нового;
Зелёный смайлик- я работал, но без удовольствия;
Красный смайлик – мне было не интересно.
IX. Домашнее задание. ТПО с. 45 № 2, 3.
По желанию составите книжку-малышку о еже. . Подготовить сообщение о еже (2-3 предложения) Попробовать пересказать рассказ по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс
Материал для учителей начальных классов...
Урок литературного чтения в 3 классе "Рассказ Л.Воронковой "Снег идет. Первичное восприятие текста"
Урок разработан для учащихся коррекционной школы 2 вида...
урок литературного чтения 2 класс 7 вида
Два ленивца (сербская народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1. Цель урока: стимулировать интере...
Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Урок литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения п...
Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс
Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....