урок литературного чтения 2 класс 7 вида
план-конспект урока на тему
Два ленивца (сербская народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)
1. Цель урока: стимулировать интерес к чтению сказок народов мира
Задачи
· Образовательные: уметь выделять реплики персонажей при чтении по ролям, находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и делать выводы о главной мысли сказки
· Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
Метапредметные: регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, определять цели урока сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;
познавательные: сравнивать героев сказкок разных народов, выявлять общее и различное;
коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; , выражать своё «Я» при анализе сказки.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, модели , карточки для работы в группе, карточки для работы в паре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_-_kopiya.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
- Комлякова Галина Шулемеевна
- Класс: 2б
- Предмет: Литературное чтение
- Тема урока: Два ленивца (сербская народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления знаний
- Цель урока: стимулировать интерес к чтению сказок народов мира
Задачи
- Образовательные: уметь выделять реплики персонажей при чтении по ролям, находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и делать выводы о главной мысли сказки
- Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
Метапредметные: регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, определять цели урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;
познавательные: сравнивать героев сказок разных народов, выявлять общее и различное;
коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; выражать своё «Я» при анализе сказки.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, модели, карточки для работы в группе, карточки для работы в паре
8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация.
для учащихся – учебник, тетрадь.
Название этапа | Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Организационная разминка | Организует начало урока, проверяет готовность к уроку Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся все на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем вам! -Проверьте готовность к уроку:
| Проверяют наличие необходимого на урок Учебники, карточки, карандаши | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: пробное учебное действие; фиксация затруднения. | Беседа. Определение темы. | - Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением. - Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах. - Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы , здесь вам поможет плакат.
-Итак, вам необходимо прочитать отрывок сказки на карточке красного цвета, посовещавшись, вспомнить название и кто ее написал (даны отрывки сказок народов России, народов мира ) - Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за сказка? Вспомните, какого народа эта сказка? - Итак, сделаем вывод: сказки каких народов мы изучили? Как вы думаете это много? За годы обучения мы изучим много сказок разных народов | Вспомнить правила работы в группах Умей выслушать Не перебивай Вырази свое мнение Деление на группы по рядам
Чтение произведения на карточке Обсуждение в группах Чтение вслух Определение сказки Народа Индии, иранского народа недостаточно Вывод 2 учащихся | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения. 4.Формулирование проблемы, планирование деятельности 5. Открытие нового знания . 6. Реализация построенного проекта 8.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону Итог работы Рефлексия
| Определение темы, постановка учебной задачи. Работа с иллюстративным материалом учебный диалог Определение цели работы Слова на доске Слова: смешная, грустная, веселая или страшная Физкультминутка Работа в парах Работа с учебником Чтение сказки «Век живи—век учись» Проверка первичного восприятия Фронтальная работа Работа с текстом
Чтение. Работа по содержанию. Разминка Закрепление Итог урока | - Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки. Отправимся в путешествие на Балканский полуостров. Это очень далеко от места, где живем мы. На этом полуострове живут народы Сербии, Хорватии, Черногории Изучали мы сказки этих народов? Выберем подходящее сказочное средство передвижения. -Рассмотрите иллюстрацию. (на иллюстрации изображены -Предположите, о чём мы сегодня будем читать? -Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются мальчики -На нашем уроке встретятся и другие герои, которых вы назовёте сами. -Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? Глупые, ленивые, мудрый, умная, находчивая (слова, обозначают признаки) -Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы Друзья, старец, девочка -Составьте пары, используя слова из двух столбиков. - Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны со сказками, которое мы будем читать на уроке. - В текстах нам встретится ленивцы, старец, девочка -Это наши предположения - Мы уже выяснили, что сегодня будем читать? (сказки) -Что ещё мы должны узнать про сказки? Какого народа эта сказка? Прочитать сказку. Сравнить сказки -Так определите название сказки На доске: ацвинел авд - А как вы догадались? (прочитали наоборот) -Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать? Два ленивца. По одежде можно предположить какой это народ? Эта сказка сербского народа, который проживает очень далеко от нас. В европейской части мира на Балканском полуострове. Столица Сербии г. Белград -Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? ( определить цели работы) - Ваши предложения, с чего начнём работу? - Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением. Прочитать сказки познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение) - Объясните смысл выражений: «палец о палец не ударить» Бездельничать «обмениваться словами» - переговариваться Вы читали сказку о двух ленивцах дома. Как вы считаете, история о двух ленивцах смешная, грустная или страшная? Сколько человек надо выбрать для чтения сказки по ролям? Каким тоном надо роли автора? мальчиков? 3- будут читать сказку, а остальные будут экспертами. Оценивать чтение. Удалось ли передать характер героев сказки. начнём читать сказку. - Откройте учебник на с. 90 - чтение по ролям - Как ты считаешь кому удалось хорошо прочитать свою роль? - Какая эта история ? - Почему эту историю можно назвать сказкой? -- О героях каких известных тебе сказок можно сказать «палец о палец не ударит». Что может сделать с человеком лень? Вспомни и запиши сказки о ленивых людях. - Но перед такой важной работой наберёмся сил. - Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем, - На носочки станем, выше, а теперь опять пониже. Видят глазки все вокруг Обведу я ими круг Глазкам видеть все дано, где дверь, а где окно Обведу я ими круг. Погляжу на мир вокруг Продолжим путешествие на сказочном ковре самолете. Страна Хорватия. - Еще одна сказка хорватская Век живи -век учись. На что похоже название сказки? Посмотрите на иллюстрацию. Как вы предполагаете, о чем эта сказка? Кто герои этой сказки? Мудрый девочка Маленькая старец Старец -словарная работа. Как вы думаете, кого называют старцем. Чтение сказки. - Понравилась вам сказка? Кто главные герои сказки? Ваши предположения оказались верными? Как называется сказка? Какая история произошла однажды вечером? Что просила девочка у старца? Как девочке удалось унести горячие угольки и не обжечь ладошку? Найдите в тексте что сказал старец в конце сказки? - Чему учит сказка? - А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям. - Скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить? Каким тоном мы будем читать добрым, ласковым безразличным, ворчливым - Эту сказку написал хорватский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам , присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Лень, трудолюбие, мудрость присущи всем людям.
А сейчас вы поработаете в группах .Ваша задача; 1 группа- подобрать пословицы к первой сказке. Доказать 2группа- подобрать слова прилагательные к героям 2сказки 3 группа – сравнить героев сказок. Сравните сказки. Одинаковые они или разные.? Чем они отличаются? Что нового узнали на уроке? - Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока . (Дети зачитывают план и отвечают. - А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней ….? - Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями. - Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо? Оцените свою работу на уроке Смайлики разного цвета Красный- все понял, понравилось работать в паре и в группе Желтый- не всегда был согласен с мнением товарищей Синий- не был не согласен с мнением товарищей в группе - Я с вами согласна. И я хочу вам сказать спасибо за урок. - Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. (пересказ от лица или чтение по ролям) И я хочу вам сказать спасибо за урок. | Выбор средства передвижения нет Ковер самолет Рассматривание иллюстрации Ответы, Предположения, гипотезы Чтение Составление пар Ответы-предположения Не знаем Предположения, предложения Формулируют конкретную цель, планируют работу Высказывание своего эмоционального отношения от прочитанного предложения детей. Распределение ролей Чтение Оценивание чтения Работа в группах Высказывания учащихся Выдвигают гипотезы. Работают с информацией Краткое сообщение о народе Хорватии. Хорватский народ живёт на Балканском полуострове по соседству с сербским народом. Столица город Загреб Высказывают предположения Чтение и восприятия текста Слушают, высказывают своё отношение Устанавливают причинно-следственные связи Называют главных героев, устанавливают связи Работают с текстом, зачитывают ответы на вопрос Определение ролей Участие в диалоге Оценивание своей работы и работы товарищей Выбор домашнего задания | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы. Связь с предметом русский язык Построение речевого высказывания Умение слушать и понимать речь других Умение определять тему урока Определение целей урока Уточнение значений незнакомых слов Умение работать в группах договариваться Умение слушать и понимать текст Структурирование знаний, осознанное и произвольное Оценивание чтения товарищей построение речевого высказывания Наличие первичной эмоциональной реакции на текст ее адекватность тексту Умение выразить свои мысли, чувства Поиск и выделение необходимой информации из текста Создание способов решения творческого и поискового характера Развитие творческих способностей Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Умение прочитать фрагмент текста принадлежащий определенному герою Регулятивные Контроль, коррекция, оценка. Построение логической цепи рассуждений Учет разных мнений Умение договариваться Умение слушать и понимать речь товарища, обсуждать, выбирать лучший вариант Контроль и оценка деятельности Уметь давать оценку и самооценку своей работе |
Критерии экспертного заключения к уроку
- Наблюдается ли готовность учащихся к учебной деятельности-наблюдалась
- Соответствует ли задание содержанию урока задания соответствовали содержанию урока
- Свободно ли владеют дети предложенным содержанием задания дети
- Является ли индивидуальная деятельность проблемной
- Достаточно ли четко зафиксирована цель и тема
- Успешно ли справились с предложенным заданием
- Согласован ли процесс решения задания и его комментирование
- Создана ли ситуация успеха для каждого учащегося
- Какая часть учащихся включена в решение задач на повторение
- Правильно ли дети зафиксировали полученные на уроке знания
- Проведена ли самооценка своей деятельности учащимися подведена
- Домашнее задание Объем, доступность, дифференциация, предоставление права выбора
- Психофизическое и эмоциональное состояние учащихся
- Методы и приемы, используемые учителем для организации учебной деятельности
- Использование современных технологий
- Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы
- Соответствие урока требованиям ФГОС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"
Урок обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение итогов работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...
Урок литературного чтения в 1 классе «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»
Тип урока: урок – открытие новых знаний.Вид урока: дидактическая сказка.Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.Дидактическая цель для учителя: создать условия ...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Урок литературного чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида " Июльская гроза" А. Платонов
Знаком...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"
Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Методические рекомендации по теме "Виды работ над текстом на уроках литературного чтения"
Обучение навыку чтения – процесс непростой. Но часто бывает так, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из ...