урок литературного чтения 2 класс 7 вида
план-конспект урока на тему

Комлякова Галина Шулемеевна

Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)

1.            Цель урока: стимулировать интерес к чтению сказок народов мира

Задачи

·         Образовательные: уметь выделять реплики персонажей при чтении по ролям, находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и делать выводы о главной мысли сказки

·         Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;

                      Метапредметные: регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, определять цели урока сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;

познавательные: сравнивать героев сказкок разных народов, выявлять общее и различное;

коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам

                       Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; , выражать своё «Я» при анализе сказки.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, модели ,  карточки для работы в группе, карточки для работы в паре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_-_kopiya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

  1. Комлякова Галина Шулемеевна
  2. Класс:
  3. Предмет: Литературное чтение
  4. Тема урока: Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления знаний
  6. Цель урока: стимулировать интерес к чтению сказок народов мира

Задачи

  • Образовательные: уметь выделять реплики персонажей при чтении по ролям, находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и делать выводы о главной мысли сказки
  • Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;

                      Метапредметные: регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, определять цели урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;

познавательные: сравнивать героев сказок разных народов, выявлять общее и различное;

коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам

                       Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; выражать своё «Я» при анализе сказки.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, модели,  карточки для работы в группе, карточки для работы в паре

8. Дидактические средства:

для учителя – учебник, презентация.

для учащихся – учебник, тетрадь.

Название этапа

Содержание

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Организационная разминка

Организует начало урока, проверяет готовность к уроку

 Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

-Проверьте готовность к уроку:

  • учебник
  • карточки с заданиями

Проверяют наличие необходимого на урок

Учебники, карточки, карандаши

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа:

пробное учебное действие; фиксация затруднения.

Беседа. Определение темы.


- Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.

- Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах.

- Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы , здесь вам поможет плакат.

 

-Итак, вам необходимо прочитать отрывок сказки  на карточке красного цвета, посовещавшись,  вспомнить название и кто ее написал (даны отрывки  сказок  народов России, народов мира )

- Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за сказка? Вспомните, какого народа эта сказка?

- Итак, сделаем вывод:  сказки  каких народов мы изучили?

 Как вы думаете это много?

За годы обучения мы изучим много сказок разных народов

Вспомнить правила работы в группах

Умей выслушать

Не перебивай

Вырази свое мнение

Деление на группы по рядам

 

Чтение произведения на карточке

Обсуждение в группах

 Чтение вслух

Определение  сказки

Народа Индии, иранского народа

недостаточно

Вывод 2 учащихся

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4.Формулирование проблемы, планирование деятельности

5. Открытие нового знания

6. Реализация построенного проекта

8.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

Итог работы

Рефлексия

 

Определение темы, постановка учебной задачи.

Работа с иллюстративным материалом

учебный диалог

Определение цели работы

Слова на доске

Слова: смешная, грустная, веселая или страшная

Физкультминутка

Работа в парах

Работа с учебником

Чтение сказки

 «Век живи—век учись»

Проверка первичного восприятия

Фронтальная работа

Работа с текстом

 

Чтение. Работа по содержанию.

Разминка

Закрепление

Итог урока

- Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки. Отправимся в путешествие на Балканский полуостров. Это очень далеко от места, где живем мы.

На этом полуострове живут народы Сербии, Хорватии, Черногории

Изучали мы сказки этих народов?

Выберем подходящее  сказочное средство передвижения.

-Рассмотрите иллюстрацию. (на иллюстрации изображены

-Предположите, о чём мы сегодня будем читать?

-Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются мальчики

-На нашем уроке встретятся и другие герои, которых вы назовёте сами.

-Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? Глупые,  ленивые,  мудрый, умная, находчивая

(слова, обозначают признаки)

-Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы

Друзья, старец, девочка

-Составьте пары, используя слова из двух столбиков.

- Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны со сказками, которое мы будем читать на уроке.

В текстах нам встретится ленивцы, старец, девочка

-Это наши предположения

- Мы уже выяснили, что сегодня будем читать? (сказки)

-Что ещё мы должны узнать про сказки?

Какого народа эта сказка?

Прочитать сказку.

Сравнить сказки

-Так определите название сказки

На доске: ацвинел  авд

- А как вы догадались? (прочитали наоборот)

-Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать?

Два ленивца. По одежде можно предположить какой это народ?

Эта сказка сербского народа, который проживает очень далеко от нас. В европейской части мира на Балканском полуострове. Столица Сербии г. Белград

-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

( определить цели работы)

- Ваши предложения, с чего начнём работу?

- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением.

Прочитать сказки

познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение)

-  Объясните смысл выражений:

«палец о палец не ударить» Бездельничать

«обмениваться словами» -

переговариваться

Вы читали сказку о двух ленивцах дома.

Как вы считаете, история о двух ленивцах смешная, грустная или страшная?

Сколько человек надо выбрать для чтения сказки по ролям?

Каким тоном надо роли автора? мальчиков?

3- будут читать сказку, а остальные будут экспертами. Оценивать чтение. Удалось ли передать характер героев сказки.

 начнём читать сказку.

- Откройте учебник на с. 90

- чтение по ролям

- Как ты считаешь кому удалось хорошо прочитать свою роль?

- Какая эта история ?

- Почему эту историю можно назвать сказкой?

-- О героях каких известных тебе сказок можно сказать «палец о палец не ударит».

Что может сделать с человеком лень?

Вспомни и запиши  сказки о ленивых людях.

- Но перед такой важной работой наберёмся сил.

- Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем,

- На носочки станем, выше, а теперь опять пониже.

 Видят глазки все вокруг  Обведу я ими круг

Глазкам видеть все дано, где дверь, а где окно

Обведу я ими круг. Погляжу на мир вокруг

Продолжим путешествие на сказочном ковре самолете. Страна Хорватия.

Еще одна сказка хорватская

Век живи

-век учись. На что похоже название сказки?

Посмотрите на иллюстрацию.

Как вы предполагаете, о чем эта сказка?

Кто герои этой сказки?

Мудрый                 девочка

Маленькая             старец

Старец -словарная работа. Как вы думаете, кого называют старцем.

Чтение сказки.

-

Понравилась вам сказка?

Кто главные герои сказки?

Ваши предположения оказались верными?

Как называется сказка?

Какая история произошла однажды вечером?

Что просила девочка у старца?

Как девочке удалось унести горячие угольки и не обжечь ладошку?

Найдите в тексте что сказал старец в конце сказки?

- Чему учит сказка? - А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям.

- Скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить? Каким тоном мы будем читать

добрым, ласковым

безразличным, ворчливым

- Эту сказку написал хорватский  народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам , присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Лень, трудолюбие, мудрость присущи всем людям.

 

А сейчас вы поработаете в группах

.Ваша задача;

1 группа- подобрать пословицы к первой сказке. Доказать

2группа- подобрать слова прилагательные к героям 2сказки

 3 группа – сравнить героев сказок.

Сравните сказки.

Одинаковые они или разные.?

Чем они отличаются?

Что нового узнали на уроке?

- Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока .

(Дети зачитывают план и отвечают.

- А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней ….?

- Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями.

- Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?

Оцените свою работу на уроке

Смайлики разного цвета

Красный- все понял, понравилось работать в паре и в группе

Желтый- не всегда был согласен с мнением товарищей

Синий-  не был не согласен с мнением товарищей в группе

- Я с вами согласна. И я хочу вам сказать спасибо за урок.

- Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. (пересказ от лица  или чтение по ролям)

И я хочу вам сказать спасибо за урок.

Выбор средства передвижения

нет

Ковер самолет

Рассматривание иллюстрации

Ответы,

Предположения,

гипотезы

Чтение

Составление пар

Ответы-предположения

Не знаем

Предположения, предложения

Формулируют конкретную цель, планируют работу

Высказывание своего эмоционального отношения

от прочитанного

предложения детей.

Распределение ролей

Чтение

Оценивание чтения

Работа в группах

Высказывания учащихся

Выдвигают гипотезы. Работают с информацией

Краткое сообщение о народе Хорватии. Хорватский народ живёт на Балканском полуострове по соседству с сербским народом. Столица город Загреб

Высказывают предположения

Чтение и восприятия текста

Слушают, высказывают своё отношение

Устанавливают причинно-следственные связи

Называют главных героев, устанавливают связи

Работают с текстом, зачитывают ответы на вопрос

Определение ролей

Участие в диалоге

Оценивание своей работы и работы товарищей

Выбор домашнего задания

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы.

Связь с предметом русский язык

Построение речевого высказывания

Умение слушать и понимать речь других

Умение определять тему урока

Определение целей урока

Уточнение значений незнакомых слов

Умение работать в группах договариваться

Умение слушать и понимать текст

Структурирование знаний, осознанное и произвольное  

Оценивание чтения товарищей

построение речевого высказывания

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст ее адекватность тексту

Умение выразить свои мысли, чувства

Поиск и выделение необходимой информации из текста

Создание способов решения творческого и поискового характера

Развитие творческих способностей

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Умение прочитать фрагмент текста принадлежащий определенному герою

Регулятивные Контроль, коррекция, оценка.

Построение логической цепи рассуждений

Учет разных мнений

Умение договариваться

Умение слушать и понимать речь товарища, обсуждать, выбирать лучший вариант

Контроль и оценка деятельности

Уметь давать оценку и самооценку своей работе

Критерии  экспертного заключения к уроку

  1. Наблюдается ли готовность учащихся к учебной деятельности-наблюдалась
  2. Соответствует  ли задание содержанию урока  задания соответствовали содержанию урока
  3. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием задания дети
  4. Является ли индивидуальная деятельность проблемной
  5. Достаточно ли четко зафиксирована цель и тема  
  6. Успешно ли справились с предложенным заданием
  7. Согласован ли процесс решения задания и его комментирование
  8. Создана ли ситуация успеха для каждого учащегося
  9. Какая часть учащихся включена в решение задач на повторение
  10.  Правильно ли дети зафиксировали полученные на уроке знания
  11.  Проведена ли самооценка своей деятельности учащимися подведена
  12. Домашнее задание Объем, доступность, дифференциация, предоставление права выбора
  13.  Психофизическое и эмоциональное состояние учащихся
  14.  Методы и приемы,  используемые учителем для организации учебной деятельности
  15.  Использование современных технологий
  16.  Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы
  17. Соответствие урока требованиям ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок литературного чтения в 1 классе «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»

Тип урока: урок – открытие новых знаний.Вид урока: дидактическая сказка.Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.Дидактическая цель  для учителя: создать условия ...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Методические рекомендации по теме "Виды работ над текстом на уроках литературного чтения"

Обучение навыку чтения – процесс непростой. Но часто бывает так, что уже перво­классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте­ния считают одним из ...