Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
план-конспект урока по литературе
Урок литературного чтения 4 класс.
Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Цели:
Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Основной тезаурус урока:
герой, характеристика героя;
авторская литературная сказка;
тема и главная мысль сказки; интонация произведения.
Тип урока. открытие новых знаний.
Метод: проблемно-исследовательский.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” Л.А.Ефросинина.
Рабочая тетрадь №1( 4 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garshin.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 4 класс.
Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Цели:
Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Основной тезаурус урока:
герой, характеристика героя;
авторская литературная сказка;
тема и главная мысль сказки; интонация произведения.
Тип урока. открытие новых знаний.
Метод: проблемно-исследовательский.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” Л.А.Ефросинина.
Рабочая тетрадь №1( 4 класс).
Планируемые результаты и формирование УУД.
Личностные. Обучающиеся научатся осознавать и определять свои эмоции;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Метапредметные. Обучающиеся будут стремиться адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения , извлекать и перерабатывать информацию, пользоваться словарями, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.
Предметные. Обучающиеся обогатят словарный запас, осознанно, правильно, выразительно будут читать вслух; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.
- На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям и у нас обязательно все получится.
2. Постановка цели и задач урока.
- Составление кластера по произведениям В.М.Гаршина. (Моделирование обложек, определение, названий, тем)
- Чем для нас интересны произведения этого писателя?
(В его произведениях, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод)
- назовите произведение В.М.Гаршина, с которым вы познакомились дома. («Лягушка – путешественница)
- Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных, анималистическая)
- В произведении Гаршин «зашифровал» свое видение на мир, отношение к герою, а мы- читатели , постараемся воспринять и понять этот мир.
- какие задачи будем решать при исследовании текста?
( увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою)
- как вы предлагаете поработать?
(высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение одноклассников, работать парами, оценить свою работу на уроке)
3. Актуализация знаний.
- Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?
4. Основной этап урока.
Беседа по произведению.
- - Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?
- Для ответа на этот вопрос, давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. (По ходу чтения работаем карандашом)
(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.)
- Докажите словами автора.
НАСЛАЖДАЛАСЬ КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ ВОСХИТИТЕЛЬНО
ПРИЯТНО НЕЖИЛАСЬ ПРИШЛА В ВОСТОРГ
- Вывод: ( именно эти выражения характеризуют доброжелательное отношение к героине).
- Характеристика лягушки.
Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки. Какой была лягушка?
Какие черты характера проявляет героиня?
УМНАЯ ГЛУПАЯ НАХОДЧИВАЯ
ХВАСТЛИВАЯ ЗАСТЕНЧИВАЯ СКРОМНАЯ
БОЛТЛИВАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ
Работа в парах.
Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:
1 пара "осторожная"
2 пара "изобретательная"
3 пара "смелая"
Вывод: (за эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.)
- Ребята, а какое у вас навеяло сейчас настроение во время нашей работ?
(словарик настроений: веселое, шутливое, сосредоточенное, сказочное)
Музыкальная физкультминутка (исполнение песенки)
Однажды в осеннюю пору
Утки летели на юг.
Устали, решили всей стаей
На озере отдохнуть.
Жила –была в нем лягушка.
Ловила мошек квакушка.
Любила прыгать, скакать.
Под мелким дождем отдыхать.
Утки летели на юг.
С ними летел новый друг.
Им была наша лягушка
Хвастливая квакушка.
- Выделение главной мысли произведения.
Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.
Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она?(Хвастливая)
- Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её мечте? (хвастовство)
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине ?
(да изменилось он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её полета)
- У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.
Постарайтесь их найти во время чтения. Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ.
- За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)
- Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).
- Определение проблемы произведения.
- Какая проблема лежит в основе сказки? (проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)
- Прочитайте выписанные черты характера лягушки.
- Разделите названные качества на положительные и отрицательные .
- Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость,любознательность.
- Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?
(образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых)
- Итак вернемся к началу урока, какое видение на мир «зашифровал» автор.
( порок хвастовства, нескоромности) .
- Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека.
- Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит?
(он решил только проучить её за хвастовство).
- Автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.
- Как Вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?
( автор с иронией осуждает людей, у которых есть такая черта характера . Говорит о людях умных, но хвастливых. )
5. Проверка понимания прочитанного
Составление синквейна про лягушку.
Тема, одно существительное (кто? что?) | ЛЯГУШКА |
Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) | УМНАЯ, ХВАСТЛИВАЯ |
Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?) | ДУМАЛА, ЛЕТЕЛА, ХВАСТАЛАСЬ |
Предложение по теме. | СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК… |
Синоним из одного слова по теме | ХВАСТОВСТВО |
- Выразительное чтение. (озвучка фрагмента мультфильма)
6. Рефлексия. Хочется послушать ваше собственное мнение.
- какой совет вы дали бы нашей героине?
Информационные сообщения знатоков.
1. Сказка "Лягушка-путешественница" создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся. Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись "от реплики" падает и разбивается.
2. Меня удивил ещё один факт. Лягушки - своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров
Закончите фразы.
Я сегодня на уроке узнал _____________________
Самым интересным на уроке было ________________________
- где вы можете применить полученные знания?
(в общении с одноклассниками, друзьями нужно быть воспитанными, не зазнаваться, не хвастаться, всегда доводить дело до конца, верить в себя, добиваться успехов).
7. Домашнее задание.
Выполнить задание у тетради с. 56. Найти сведения о веслоногих лягушках.
8. Итог урока. Оценивание.
Листок настроения
беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;
страх за жизнь лягушки;
восхищение её находчивостью и умом;
чувство веселья: рассмешило, что лягушка по настоящему думала, что она долетит до юга;
облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание: потому что слишком много риска в поступках лягушки)
Характеристика лягушки
УМНАЯ ГЛУПАЯ НАХОДЧИВАЯ
ХВАСТЛИВАЯ ЗАСТЕНЧИВАЯ СКРОМНАЯ
БОЛТЛИВАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ
1 пара "осторожная"
( 1 группа. Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.
Составление синквейна про лягушку.
Тема, одно существительное (кто? что?) |
|
Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) |
|
Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?) |
|
Предложение по теме. |
|
Синоним из одного слова по теме |
|
Листок настроения
беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;
страх за жизнь лягушки;
восхищение её находчивостью и умом;
чувство веселья: рассмешило, что лягушка по настоящему думала, что она долетит до юга;
облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание: потому что слишком много риска в поступках лягушки)
2 пара "изобретательная"
2 группа. Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.
Составление синквейна про лягушку.
Тема, одно существительное (кто? что?) |
|
Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) |
|
Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?) |
|
Предложение по теме. |
|
Синоним из одного слова по теме |
|
Листок настроения
беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;
страх за жизнь лягушки;
восхищение её находчивостью и умом;
чувство веселья: рассмешило, что лягушка по настоящему думала, что она долетит до юга;
облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание: потому что слишком много риска в поступках лягушки)
3 пара "смелая"
3 группа. Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)
Составление синквейна про лягушку.
Тема, одно существительное (кто? что?) |
|
Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) |
|
Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?) |
|
Предложение по теме. |
|
Синоним из одного слова по теме |
|
УМНАЯ
ГЛУПАЯ
ХВАСТЛИВАЯ
ЗАСТЕНЧИВАЯ
любознательная
изобретательная
Однажды в осеннюю пору
Утки летели на юг.
Устали, решили всей стаей
На озере отдохнуть.
Жила –была в нем лягушка.
Ловила мошек квакушка.
Любила прыгать, скакать.
Под мелким дождем отдыхать.
Утки летели на юг.
С ними летел новый друг.
Им была наша лягушка
Хвастливая квакушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
Открытое занятие "Удивительный мир экологиии" Тема " Удивительные существа- эти лягушки!"
Эпиграф занятия "Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны!"(Марк Твен)...
Открытый урок литературы в 5 классе "Путешествие в сказку "Царевна-лягушка"
Т тема: " Путешествие в сказку "Царевна-лягушка" цели:- упражнять детей в составлении задач по картинкам, учить их правильно формулиров...
Урок литературы в 5 классе по произведению М.Гаршина "Attalea princeps"
Урок внеклассного чтения по литературе по произведению М.Гаршина "Attalea priceps". Форма работы - коллективная, групповая, парная. Используется технология развития критического мышлен...
Методическая разработка занятия на тему В, Бианки "Голубые лягушки"
Занятие разработано для обучающихся коррекционных клдассов начальной школы....
Инструкция по уроку 3 "Лягушка-путешественница" в среде Scratch_458.0.1 для Информашки1 Выполняем задание с 14 по 19 февраля
Инструкция по уроку 3 "Лягушка-путешественница" в среде Scratch_458.0.1 для Информашки1 Выполняем задание с 14 по 19 февраля...
Музыкальная сказка «Лягушка-путешественница»
Открытое внеклассное занятие...