Конспект урока по литературе ФГОС "Виды народных сказок. Волшебные сказки".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Виды народных сказок. Волшебные сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse_po_literature_fgos.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Хакуринова А.Ш.

Предмет: литература

Класс: 5

Учебник: под редакцией В. Я. Коровиной

Тема урока: Виды народных сказок. Волшебные сказки

Цель урока:

Образовательные: рассмотреть особенности и своеобразие народных волшебных сказок

Развивающие: развитие умений обобщать полученные знания о волшебных сказках, выделять главное, научить работать с дополнительной литературой

Воспитательные: воспитание уважения к истории и культуре своей родины, края; чувства справедливости и милосердия  

Задачи урока:

 образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Народные сказки»

воспитательные: воспитывать общую культуру,  создать условия для реальной самооценки учащихся

развивающие: развивать умение классифицировать изученные сказки, выявлять связи между произведениями устного народного творчества, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности народной сказки

Тип урока:

урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений

форма – урок – проект

Оборудование: мультимедийная установка; выставка книг по теме «Русские народные сказки», Мультфильм «Царевна-лягушка»  (1954 год), аудиозапись «Задания от Василисы Премудрой»

Технологическая карта урока

Этапы урока

Вид деятельности

№ слайда

УУД

Действия учителя

Действия учащихся

1

Введение в тему урока с повторением изученного

1-2 слайды Определение целей  и задачи урока

Л. :проявление желания осваивать новые виды деятельности

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

По.:учатся использовать средства обучения для решения различных учебных задач

К.: строят небольшие монологич. высказывания

Пр.: осваивают понятие жанры фольклора

Помогает учащимся сформулировать тему, цели урока, используя отрывки из народных сказок, иллюстрации, аудиозаписи.

Сформулировав тему урока, используя  материал первого слайда, определяют цели и задачи урока. Прослушивают отрывки, знакомятся с иллюстрациями, определяют вид сказки (бытовая или о животных), находят несоответствия, используя задание, представленное на втором слайде.

2

Знакомство с новым материалом

Слайд № 3 «У сказочных ворот».

Мотивация к дальнейшей деятельности

Л.: хотят участвовать в творческом процессе

Р.: планируют необходимые действия

По.: понимают информацию

К.: осуществляют совместную деят.

Пр.:осваивают жанровые особен. сказки, уметь отлич. виды сказок

Представляет мультфильм, созданный по мотивам сказки  «Царевна- лягушка». Ставит проблемный вопрос: «Отличается данная сказка от ранее изученных, чем?», «Назови черты волшебной сказки».

Смотрят мультфильм - сказку, проводят исследовательскую работу по нахождению отличительных черт данной сказки от сказок о животных и бытовых, выполняют задание: «Назови черты волшебной сказки».

3

Закрепление полученных знаний

Слайд № 4 Стимулирование мыслительной деятельности

«Задания от Василисы Премудрой. Добрые и злые сказочные герои.

Слайд № 5 «Задание от Василисы Премудрой». Сказочная азбука.

Слайд № 6 «Задание от Василисы Премудрой».

Назови постоянные эпитеты

Л.: участв. В созидат. процессе

Р.: действуют по плану

По.: использов. символич. средства для решения учебных задач

 К.: осущ. Совмест. Деят.

Пр.: познают схему построения волшеб. сказки, уметь характеризов. Героев, пересказ узловых эпизодов

1.Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Ставит аудиозапись (от лица Василисы Премудрой) с вопросами на закрепление полученных сведений об особенностях волшебных сказок:
-каких добрых и злых героев можете назвать,

-перечислите  волшебные предметы и расставьте их по алфавиту,

-укажите постоянные сказочные эпитеты (используется эффект шторки)

1.Отвечают, дополняют и исправляют ответы товарищей.

2. Делят героев на группы (с последующей самопроверкой); 3.Перечисляют сказочные предметы и создают сказочную азбуку (работая в группах), находят постоянные эпитеты, затем проверяют свои ответы, используя подсказки 4 и 6 слайдов.

4.Преобразовывают прослушанные текстовые задания в таблицы и схемы.

4

Контроль над степенью освоенности нового материала

Слайды № 7,8, 9 Осмысление изученного и активное использование полученной информации

Предлагается создать свою сказку (проектная деятельность) Творческая работа по написанию  собственного сказочного текста и подбор  иллюстраций на основе полученных знаний (первый вариант с героями, представленными на 7 слайде; второй

вариант – с героями слайда № 8)

Защита проектов. Работа с литературоведческим словарем

Л.: осознает себя как индивид. и как член общества

Р.: планирует необхо. действ.

По.:принимает информ.

К.: Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других при создании своих сказок, включая в тексты полученные сведения об особенностях волшебных сказок.

Пр.:учится строить текст по плану, знать основн. Нормы лит. языка, уметь создав. письмен. высказ.

1.Помогает учащимся разделиться на творческие и исследовательские группы для работы над проектом. 2.Сообщает источники для получения дополнительной информации

Задает вопросы по теме урока.

3.Выявляет  разделы, непонятые учащимися. Обучает работе с дополнительной литературой, информационными ресурсами.

4. Поощряет учащихся, помогает, направляет, показывает алгоритм ответа (схема создания волшебной сказки, особенности композиции)

2. Выбирают в группах ответственных за различные разделы (поисковая группа, творческая, оформительская, ответственный за защиту проекта).

3. слушают  других, анализируют

услышанное, обобщ.

полученные знания в виде печатного текста и мультимедийной презентации

4. Создание синквейна

5

Домашнее задание

Создание иллюстраций к сказкам, придуманным в группе или создают сказочный

словарик

Л.: осозн. свои трудности и стрем. их преодол.

Р..: осуществ. выбор с использов. своих способностей и желаний, адекв. оценив. свои достиж., пути преоодол. трудностей

К.: учится высказ. Свое мнение вслух

По.:проводит операции анализа и синтеза

Пр.:учится сопост. виды искусства, посв. одной теме

Предлагает разноуровневые задания для домашней работы, называет источники для получения новой информации (в том числе и электронные ресурсы)

Выбирают задание в соответствии с желанием и способностями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"

Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...

Конспект урока по литературе «Устное народное творчество» 7 класс

Конспект урока по литературе предназначен для учителей гуманитарного цикла...