Этап урока | Виды деятельности на уроке | Компетенции учителя | УУД | Результат |
Организационный этап (мотивационный) |
1 | 1. Приветствие учащихся | Организационная: уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартовое желание учиться») Вступительное слово учителя: Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку … (пять) | Личностные, регулятивные: • умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»; • установление целевых приоритетов; • самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Личностные, регулятивные: • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; • соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке; • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива; • осознание самого себя как движущей силы своего научения |
2.Проверка готовности учащихся к уроку (предметное портфолио учащихся, закладки в книгах, рабочие тетради, ручки, карандаши) | Коммуникативно-образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества | Познавательные: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • формулирование проблемы | Познавательные: • умение переходить от одного вида общения к другому; • умение видеть проблему; • проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству |
| Коммуникативные: речевые действия (речевое отображение): описание, объяснение, доказательство, убеждение содержания планируемых действий для достижения цели, решения задач в форме громкой социализированной речи, в форме внутренней речи | Коммуникативные: • умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| Технологии: дифференцированный подход; индивидуально-личностное обучение, технология здоровьесбережения |
Этап урока | Этап целеполагания: постановка целей и задач урока |
2 | 1.Проверка Д/З Учителем читаются либо слова героев сказки «Царевна – лягушка», либо их описание; учащимся необходимо определить, кто говорит эти слова в тексте, либо чье это описание: - Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. - Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят. - Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали, как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. - Катится он по высоким горам, катится он по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам. - Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Дело пытаешь или от дела лытаешь? - Снарядился, взял лук, да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою.
Как вы думаете, для чего мы с вами вспомнили героев сказки? Над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?
| Методическая: уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы | Личностно-регулятивные: • готовность к самообразованию; • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | Личностно-регулятивные: • задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером;
|
Познавательные: - формирование умения постановки и формулирования прблемы - формирование умения делать выводы и обобщения - формирование умения производить отбор и вычленять нужную информацию
| Познавательные: • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации; • обнаруживать ценность или недостоверность информации, находить пробелы в информации и находить пути восполнения пробелов; • использовать приемы работы с учебной книгой |
Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формулировать проблему. | Коммуникативные: - строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами - умение учитывать и предвидеть разные возможные другие мнения; - умение обосновывать и доказывать собственное мнение;
| Коммуникативные: - использовать приемы работы с учебной книгой, аргументировать свой маршрут работы.
|
| Технологии: поэтапное формирование умственных действии; индивидуально-личностное обучение; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения. |
Этап урока | Этап актуализации знаний, умений, навыков |
3 | 1. Фронтальная устная работа по схеме: вопрос – ответ – коррекция ответа другими учениками – самокоррекция. - Что такое сказка? - Чем отличается авторская сказка от народной? - Какие виды сказок нам известны? - Расскажите об особом построении сказок. - Что такое эпитет, гипербола? - Для чего нужны в сказках чудеса? Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках вам известны? - Назовите любимые сказки и их героев. - На какие две группы можно разделить сказочных героев? Назовите положительных и отрицательных героев сказки «Царевна – лягушка» | Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе | Личностно-регулятивные: - -- умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их - высказывать предположения на основе наблюдений. - самостоятельно делать выводы | Личностно-регулятивные: • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации
|
2.Индивидуальное заранее подготовленное сообщение ученика о том, почему Василиса Прекрасная предстает пред нами в образе лягушки. | Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формулировать цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций) | Познавательные: • формирование навыков применения теоретических знаний - формирование умения выстраивать верные и логически законченные высказывания - преобразовывать информацию из одной формы в другую.
| Познавательные: - правильно применять теоретические знания - разграничивать основную и дополнительную информацию - преобразовывать и сохранять информацию |
Рефлексивная: уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев | Коммуникативные: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности | Коммуникативные: • аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод, выбор;
|
| Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение технология здоровьесбережения |
Этап урока | Этап освоения нового (исследовательский этап) |
4 | 1.Работа в группах с опорой на вспомогательные карточки – подсказки. Составление характеристик героев сказки по опорным вопросам: Ι гр - Василиса Премудрая - Как выглядела царевна-лягушка? Найдите в сказке описания ее внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте? - Как ВП выполняла царские задания? Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковер. Почему у нее результаты работы оказались выше, чем у жен других царевичей? - Как выглядела и вела себя ВП на пиру у царя? Почему она все время хотела помочь Ивану-царевичу? ΙΙ гр – Иван – царевич - Опишите, что чувствовал ИЦ, когда его стела попала к лягушке? С каким настроением ИЦ получал задания царя жля своей жены и как он воспринимал ее работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли. - Почему ИЦ поторопился сжечь лягушачью кожу? Как это его характеризует? - Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал ИЦ в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя. - Почему путь ИЦ к ВП был таким трудным и долгим?
ΙΙΙ гр – животные–помощники - С кем встретился ИЦ в пути? - Кто помогал ему в поисках жены? Почему животные помогали Ивану? - Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему? | Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая индивидуальные способности учащихся к участию в самостоятельной и организации групповой (коллективной) деятельности | Личностно-регулятивные: - планирование – составление плана и последовательности действий; - формирование ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формирование опыта: сотрудничества в совместном решении задач - соблюдать моральные нормы в отношении взрослых людей и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности;
| Личностно-регулятивные: • устойчивый познавательный интерес; • становление смыслообразующих функций познавательного, исследовательского, аналитического мотива
|
2. Представление учащимися результатов проделанной работы; либо оценивание и дополнение, либо опровержение выступлений учащимися других групп. | Образовательная: формирование навыков групповой работы с учебником; актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - определение основной и второстепенной информации; - построение логической цепи рассуждений - выработка навыков индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
| Познавательные: • откликаться на содержание текста: – связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными из других источников; – оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; • откликаться на форму текста: – оценивать не только содержание, но и форму, а в целом – мастерство исполнения – использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном тексте |
| Коммуникативная: установление правил продуктивной коллективной работы учащихся и учебных действий на их основе | Коммуникативные: - умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - уважительное отношение к партнерам, внимание к чужой личности; - интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи | Коммуникативные: • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче; • строить монологическое контекстное высказывание; • определять цель, функции участников, способы взаимодействия; •формулировать вопросы; • инициативно сотрудничать в поиске и сборе, обработке информации |
| Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированное обучение, проблемное обучение, технология здоровьесбережения |
Этап урока | Этап закрепления знаний (этап фиксации) |
5 | Физ. минутка Проводится стоя у парт, учащиеся изображают зверей: - Шел, шел Иван-царевич и пришел в дремучий бор. Попался ему навстречу медведь косолапый. Не убил зверя ИЦ, пожалел. - Идет он чистым полем, глядь, а над ним летит большой селезень. И его пожалел ИЦ, не убил. - Идет дальше ИЦ голодный, а навстречу ему косой заяц «скачет». «Убью этого зайца»,-подумал ИЦ, но и его тоже не убил. - Вышел царевич к синему морю, а там на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба, тяжело ртом дышит. Бросил ИЦ щуку в море, а сам пошел вдоль берега за своим клубочком. Вот и мы с вами побывали в сказке.
1.Прослушивание фонограммы актерского чтения отрывка сказки «Царевна – лягушка»
2.Чтение по ролям учащимися отрывка сказки Ребята, мы с вами дали характеристику героям сказки и прослушали ее исполнение актерами, давайте попробуем показать героев такими, какими мы с вами их увидели, попробуем передать черты характера персонажей при чтении по ролям.
3.Обобщающая беседа: - Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? - Почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? - Действительно ли третий сын Иван – дурак? - Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло? - На основе прочитанной сказки, сделайте вывод, что в представлении русского народа было « хорошо и что такое плохо».
| Образовательная: • актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия | Личностно-регулятивные: • умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекции их; • самостоятельное применение знаний в новой ситуации; • формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом (составление текстов, материалов для устного ответа, сообщения; проведение самопроверки и взаимопроверки выполненной работы, редактирования текста и др.); • рефлексия, коррекция, самокоррекция | Личностно-регулятивные: • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; • выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ |
Методическая: включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа учащихся | Познавательные: - формирование навыков чтения по ролям - формирование навыков строить умозаключения на основе самостоятельного анализа
| Познавательные: • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • устанавливать причинно-следственные связи; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации - использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
|
Организационно-рефлексивная: создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон) учащихся в участии в самостоятельной и групповой деятельности | Коммуникативные: • формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем; • адекватное использование речи для планирования и регуляции (коррекции) деятельности и результатов выполнения предметной задачи | Коммуникативные: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; • владеть устной и письменной речью; • строить монологическое контекстное высказывание |
| Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение, проблемное обучение, технология здоровьесбережения. |
Этап урока | Проектирование выполнения домашнего задания (комментирования) |
6 | 1. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»): - определите структуру сказки «Царевна-лягушка».Заполните таблицу композиционных элементов сказки «Царевна-лягушка» Экспозиция |
| Завязка |
| Развитие сюжета |
| Кульминация |
| развязка |
|
- нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки, объясните свой выбор - подготовьте устные рассказы о Василисе Премудрой или Иване царевиче - подготовьте пересказ понравившегося эпизода сказки
2. Комментирование содержания памяток для: • подготовки к пересказу текста • определения структуры сказки
| Образовательная: формирование навыков самостоятельного выделения основной и дополнительной информации и работы с алгоритмами | Личностно-регулятивные: • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • формирование умений по самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности | Личностно-регулятивные: • проявлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
Методическая: ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания | Познавательные: формирование и реализация навыков составления лингвистического (предметного) портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся | Познавательные: создавать и преобразовывать модели, схемы, алгоритмы, рекомендации для решения предметной задачи (написания, сочинения, составления плана, пересказа текстов публицистического стиля по типу речи рассуждение) |
Рефлексивная: формирование умения рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися на основе комментирования учителем достижений учащихся и путей преодоления затруднений в выполнении задания | Коммуникативные: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи | Коммуникативные: в процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
| Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированное обучение; индивидуально-личностное обучения, технология здоровьесбережения |
Этап урока | Этап диагностики и рефлексии |
7 | 1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся. 2. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале: «5» - Я - молодец, у меня все получилось … «4» - Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно… «3» - У меня сего дня не получилось, потому что … | Организационно-методическая: проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся | Личностно-регулятивная: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Личностно-регулятивная: формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности |
| Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения |