Конспект урока по литературе "Добро и зло в сказках А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок в форме игры помогает закрепить материал по сказкам А.С.Пушкина
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: В гостях у сказки
Цель: подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», подтвердить веру поэта в победу добра и справедливости.
Задачи:
- учить различать положительных и отрицательных героев, учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам, , давать ответы, опираясь на текст;
- способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся, отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения, развивать творческие способности учащихся;
- способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках, воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.
Планируемые результаты
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям, сопоставлять их.
Метапредметные УУД
Личностные: «+» относиться к учению, познават., деят-ти, иметь желание приобретать новые знания , умения, совершенствовать имеющ-ся.
Регулятивные: планировать вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительном, схематичном виде, использовать ее для решения различных задач.
Коммуникативные: СТРОИТЬ НЕБОЛЬШИЕ МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАРАХ И РАБОЧИХ ГРУППАХ С УЧЕТОМ КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке, , ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ.
Тип урока: комбинированный
Эпиграф: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…
Ход урока
- Организационный момент.
Любишь ты сказки? Так слушай, молчи.
Добрую сказку помню с детства.
Хочу, чтоб сказку послушал и ты.
Чтоб подкралась к самому сердцу
И заронила зерно доброты.
2.Добрый день. Я не только учитель русского языка и литературы, я ещё и сказительница. Умею перевоплощаться в разных героинь.
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
- Целеполагание Вы меня узнали? Кто я? Сегодня мы с вами будем говорить о сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях».
- Всех ли героев сказки вы знаете? Проверим с помощью загадок.
Белолица. Черноброва, нраву кроткого такого….(царевна)
Выезжают погулять, серых уток пострелять, руку правую потешить. Сарачина в поле спешить. Иль башку с широких плеч у татарина отсечь.(7 богатыри)
И кого не спросит он, всем вопрос его мудрен.(Елисей)
С ним одним она была добродушна, весела, с ним приветливо шутила, и, красуясь, говорила…(Царица-мачеха)
Весть царевну в глушь лесную и , связав её живую, под сосной оставить там на съедение волкам. (Чернавка)
Ребята, мы с вами не просто назвали героев, а оказались в сказочном королевстве. Давайте поселим наших героев в красивый терем.
Посмотрите, одна часть терема серая, Кого мы туда поселим? Почему? (Царица злая, живет одна, вокруг все серое, мрачное- олицетворение Зла)
А других героев куда поселим?
–Туда, где светло, потому что они добрые.
В сказках добро всегда побеждает зло. А что же такое добро? Зло?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
Царица у нас злая, царевна- добрая.
Чтобы определить, чем еще различаются герои, поработаем в группах.
Царевна у нас получилась… белолица, черноброва, милая, приветливая…
Царица… высока, стройна, бела, горда, ломлива , своенравна, ревнива.
А какие поступки совершает царица? С кем она разговаривает.
ЗЕРКАЛО в руках.
Физкультминутка
Зеркало встречается не только в сказках, но и в жизни.
Поднимите руку, кто сегодня смотрелся в зеркало?
Теперь улыбнитесь друг другу те, кто себе понравился в зеркале? Похлопайте в ладоши те, кому зеркало ответило улыбкой.
Спасибо. Все как в сказке. Зеркало улыбается, отвечает.
Зло было наказано. Царевна ожила. Она делает всем только добро, поэтому ей все помогают.
Мы с вами хорошо поработали сегодня, и я прошу подойти ко мне всех, кому было интересно сегодня на уроке.
Царица хотела отравить царевну, подарив ей отравленное яблоко, я же хочу подарить вам красные наливные яблочки с добрыми пожеланиями.
Свет наш, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, мы ль на свете всех дружнее, всех красивей и добрее. И нам зеркальце в ответ, Вы, конечно, всех дружнее, всех красивей и добрее.
Говорят, сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Подумайте, чему может научить нас сказка А.С.П.?
- Заключительное слово
В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица-краса.
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась неспроста.
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта.
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.
Приложение
- задание.
Отрицательные герои | Положительные герои |
Отрицательные герои | Положительные герои |
Отрицательные герои | Положительные герои |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.
В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша») Буровцевой Т.Р....
План-конспект урока литературы в 5 классе: "Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение"
Урок с применением обучающих структур сингапурской системы обучения....
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Открытый урок-праздник в 5Б классе по сказкам А.С. Пушкина
Не стоит забывать сказки, ведь в них намек, добрым молодцам урок. Урок в формате викторины позволяет обучающимся вспомнить сказки А,С. Пушкина, развить умение работать в команде, способствует развитию...
Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Цели урока.Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, ...
Конспект урока литературы Для 5 класса По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».
Конспект урока литературы Для 5 класса По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов»....
- Мне нравится (1)