Конспект урока по литературе "Добро и зло в сказках А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Андреева Елена Михайловна

Урок в форме игры помогает закрепить материал по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  В гостях у сказки

Цель: подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», подтвердить веру поэта в победу добра и справедливости.

Задачи:

  • учить различать положительных и отрицательных героев, учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам, , давать ответы, опираясь на текст;
  • способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся, отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения, развивать творческие способности учащихся;
  • способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках, воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Планируемые результаты

 Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям, сопоставлять их.

Метапредметные УУД

Личностные: «+» относиться к учению, познават., деят-ти, иметь желание приобретать новые знания , умения, совершенствовать имеющ-ся.

Регулятивные: планировать вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительном, схематичном виде, использовать ее для решения различных задач.

Коммуникативные: СТРОИТЬ НЕБОЛЬШИЕ МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАРАХ И РАБОЧИХ ГРУППАХ С УЧЕТОМ КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке, , ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ.

Тип урока: комбинированный

Эпиграф: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…

Ход урока

  1. Организационный момент.

Любишь ты сказки? Так слушай, молчи.

Добрую сказку помню с детства.

Хочу, чтоб сказку послушал и ты.

Чтоб подкралась к самому сердцу

И заронила зерно доброты.

2.Добрый день. Я не только учитель русского языка и литературы, я ещё и сказительница. Умею перевоплощаться в разных героинь.

Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
 

  1. Целеполагание Вы меня узнали? Кто я? Сегодня мы с вами будем говорить о сказке А.С.Пушкина «Сказка  о мёртвой  царевне  и 7 богатырях».  
  2. Всех ли героев сказки вы знаете? Проверим с помощью загадок.

Белолица. Черноброва, нраву кроткого такого….(царевна)

Выезжают погулять, серых уток пострелять, руку правую потешить. Сарачина в поле спешить. Иль башку с широких плеч у татарина отсечь.(7 богатыри)

И кого не спросит он, всем вопрос его мудрен.(Елисей)

С ним одним она была добродушна, весела, с ним приветливо шутила, и, красуясь, говорила…(Царица-мачеха)

 Весть царевну в глушь лесную и , связав её живую, под сосной оставить там на съедение волкам. (Чернавка)

Ребята, мы с вами не просто назвали героев, а оказались в сказочном королевстве. Давайте поселим наших героев в красивый терем.

Посмотрите, одна часть терема серая, Кого мы туда поселим? Почему? (Царица злая, живет одна, вокруг все серое, мрачное- олицетворение Зла)

А других героев куда поселим?

 –Туда, где светло, потому что они добрые.

 В сказках добро всегда побеждает зло. А что же такое добро?  Зло?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

Царица у нас злая, царевна- добрая.

Чтобы определить, чем еще различаются герои, поработаем в группах.

 Царевна у нас получилась…  белолица, черноброва, милая, приветливая…

Царица… высока, стройна, бела, горда, ломлива , своенравна, ревнива.

А какие поступки совершает царица? С кем она разговаривает.

 ЗЕРКАЛО в руках.

Физкультминутка

Зеркало встречается не только в сказках, но и в жизни.

 Поднимите руку, кто сегодня смотрелся в зеркало?

 Теперь улыбнитесь друг другу те, кто себе понравился в зеркале?  Похлопайте в ладоши те,  кому зеркало ответило улыбкой.  

 Спасибо. Все как в сказке. Зеркало улыбается, отвечает.

 Зло было наказано. Царевна ожила. Она делает всем только добро, поэтому ей все помогают.

Мы с вами хорошо поработали сегодня,  и я прошу подойти ко мне всех, кому было интересно сегодня на уроке.  

Царица хотела отравить царевну, подарив ей  отравленное яблоко, я же хочу подарить вам красные наливные яблочки с добрыми пожеланиями.

 Свет наш, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, мы ль на свете всех дружнее, всех красивей и добрее.   И нам зеркальце в ответ, Вы, конечно,  всех дружнее, всех красивей и добрее.    

 Говорят, сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Подумайте, чему может научить нас сказка А.С.П.?

  1. Заключительное слово

В сказках все бывает,

В сказках чудеса:

Спящая царевна,

Девица-краса.

Золушки и принцы,

Ведьмы, короли.

Чудо совершится, если

Веришь ты.

Мертвая царевна

Проснулась неспроста.

Ей людская верность

Счастье принесла,

Потому что миром

Правит доброта.

Людям помогает

Светлая мечта.

Сказка нас научит,

Зло как победить,

Как с врагами сладить,

Счастье как добыть,

Нам всегда помогут

Добрые друзья.

Будут рядом биться

Верные сердца.

Приложение

  1. задание.

Отрицательные герои

Положительные герои

Отрицательные герои

Положительные герои

Отрицательные герои

Положительные герои


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)  Буровцевой Т.Р....

Открытый урок-праздник в 5Б классе по сказкам А.С. Пушкина

Не стоит забывать сказки, ведь в них намек, добрым молодцам урок. Урок в формате викторины позволяет обучающимся вспомнить сказки А,С. Пушкина, развить умение работать в команде, способствует развитию...

Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цели урока.Содержательная.  Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст  сказки. Развивать навыки монологической, ...

Конспект урока литературы Для 5 класса По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».

Конспект урока литературы  Для 5 класса  По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов»....