Музыка на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок по теме «Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир» для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_tolstomu.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Учитель МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа» Сидорова В. А.
Вид урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие сотрудничества в группе, воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, долга.
Метапредметные: развивать познавательный интерес, воспитывать чувство прекрасного, гордости за свою национальную культуру.
Предметные: способствовать формированию исследовательских навыков, развитию умений работать с художественным текстом, делать выводы, обобщать.
Формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная.
Оборудование урока: презентация, толковый словарь, план анализа эпизода ( на столах учащихся), на столе учителя:
- невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,
- засохшая веточка,
- хрустальная ваза,
- незажжённая свеча.
Ход урока:
- Слово учителя.
Вновь и вновь листаем страницы романа «Война и мир», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти. На 1 уроке мы поставили задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. И каждый раз получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А. П. Шерер, при изучении войны 1805-1807гг., Отечественной войны 1812г.
-Каков критерий толстовской оценки жизни?
(Всё оценивается по близости к живой природе, к народному духу. Всё, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных корней, осуждается писателем).
Тема сегодняшнего урока «Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
2.Какое место занимает музыка в вашей жизни?
3. Слово учителя. Роль музыки в жизни Толстого.
Л. Н. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. Его мать была хорошей музыкантшей. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Он пытался сочинять музыку. « Я не встречал в своей жизни никого, кто так сильно чувствовал музыку, как мой отец». Дом в Москве и Ясной Поляне был своеобразным центром музыкальной культуры. Здесь часто звучат произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка. Самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке- то же, что Пушкин в поэзии»,- говорил он. Из русских композиторов писатель особо выделял Чайковского, Глинку. Нравились ему также произведения Скрябина, Рахманинова.
Особое отношение у Толстого было к народной музыке. « Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». Он даже собирал их. Известно, что сборник с записями народных песен он подарил Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение. Заслышав бесхитростную мелодию народной песни «Сидел Ваня на диване» Толстой неожиданно на глазах изумлённого композитора залился слезами.
Музыка была второй после литературы страстью, и он отдал ей драгоценную дань множеством прекрасных страниц своего романа.
4. Сформулируем цели сегодняшнего урока.
1. Выяснить, какую роль играет музыка в романе
2. Развивать умения исследовательской работы с текстом.
3. Продолжить знакомство с фактами из жизни Толстого.
4. Воспитывать чувство гордости за свою национальную культуру.
5. Заслушаем итоги исследовательской работы Пешеходиной К. «Какая музыка звучит в романе «Война и мир».( Словарная работа)
6. Работа в группах.
( План анализа эпизода имеется у всех в тетрадях.
Эпизод- это отрывок художественного произведения, который обладает относительной законченностью.
Этапы работы над эпизодом:
- Установить границы эпизода, выразительно прочитать его.
- Определить тему, основную мысль эпизода, озаглавить его.
- Определить, через какие образы выражается основная мысль.
- Проследить логику развития эпизода (проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков).
- Найти средства изображения, используемые автором для раскрытия основной мысли эпизода.
- Найти изобразительно-выразительные средства художественной речи, помогающие автору ярко и убедительно раскрыть основную мысль эпизода.
- Объяснить, какова роль данного эпизода в произведении.
- Сделать вывод.)
Предлагаются дополнительные вопросы.
1 группа- том 1, часть 2, главы 1-2.
2 группа- том 2, часть 1, главы 14-16.
3 группа- том 2, часть 3, главы 18-19.
4 группа-том 4, часть 3, главы 10-11.
Том 1,часть 2, главы 1-2
Готова ли русская армия к войне?
Понятны ли солдатам её цели? Подтвердите текстом.
Что предпринимает Кутузов?
Какова «история» солдатской песни «Не заря ли, солнышко занималося…»?
Какова роль песни «Ах вы, сени мои, сени» в раскрытии образа Кутузова?
Сделайте вывод о значении этого эпизода в целом. Озаглавьте его.
Том 2, часть 1, главы 15-16.
В каком состоянии покидает Николай игорный зал? Подтвердите текстом.
Что выводит его из этого состояния?
Как поёт Наташа? (Зачитать).
Есть ли в её пении что-то артистическое?
Какие мысли рождает в Николае пение Наташи?
Как повлияло это пение на дальнейшее поведение героя?
Сделайте вывод о значении этого эпизода в целом.
Том 2,часть 3, главы 18-19.
Опишите состояние князя Андрея до этого момента.
Пение Наташи (зачитать).
Что почувствовал князь Андрей, слушая, как поёт Наташа?
Как в дальнейшем изменится жизнь князя Андрея?
Сделайте вывод о значении этого эпизода в целом.
Том 4, часть 3, главы 10-11.
Как Петя оказался в партизанском отряде?
Что снится Пете накануне сражения? (Ответьте с цитатами).
Что такое фуга? (смотри словарь).
В каком состоянии пребывает Петя?
Почему Толстой «убивает» Петю? (вспомни отношение к войне писателя).
Какие звуки мы слышим от Денисова?
Сделайте вывод о значении этого эпизода в целом.
После выступления 1 группы заслушаем исполнение песни «Ах, вы сени, мои сени» в исполнении мальчиков.
Примерные выводы:
Песня- средство психологического анализа героя, критерий определения истинного смысла жизни. Музыка пробуждает в душе лучшие чувства. Это средство, способствующее понять отношение к войне.
7. Власть музыки над человеком огромна. В этом убеждаемся в одной из самых эмоциональных сцен в романе- сцене бала. Неслучайно на открытии зимних 22-х олимпийских игр в2014 году, объявленной Годом культуры, всему миру был представлен вальс Наташи и князя Андрея. (Видео с открытия олимпиады). И как тут не вспомнишь слова М. Горького: «Наша литература- наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией».
8. Вернёмся к роману.
Как связана тема нашего урока с диалектикой души Толстого?
Вспомните, когда Наташа признаётся: « …Я знаю, что никогда уже не буду так счастлива, спокойна, как теперь»?
Прослушаем сцену пляски Наташи у дядюшки. Читает наизусть Михеева С.
В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя:
«В человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым».
Что случится с героиней?
9. Анализ глав 8-10 5части 2 тома.
-Почему Наташа привлекает всеобщее внимание?
-Понравилась ли ей опера?
-В какое состояние она постепенно стала приходить?
-Какие герои окружают Наташу в этом искусственном мире?
-Почему автор так часто использует эпитет «голый»?
-Как происходит знакомство Наташи с Анатолем и что чувствует героиня в его присутствии?
После деревни, пляски у дядюшки ей все кажется «дико»: «…все это было так вычурно – фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них» (начало 9 главы). Но всем окружающим опера нравится, и постепенно Наташа начинает понимать: «Должно быть, это так надобно!» Именно сейчас она теряет критерий красоты, добра и зла. Через заблуждения и страдания героиня романа, как и все любимые герои Толстого, обретёт путь, ведущий к нравственному идеалу.
- Подведите итог работы на уроке.
(Примерные выводы:
Песня- средство психологического анализа героя, критерий определения истинного смысла жизни. Музыка пробуждает в душе лучшие чувства. Это средство, способствующее понять отношение к войне.)
Сверим наши выводы с самим Толстым. Прочитайте афоризмы писателя о музыке. Они уникальны.
- Это совсем особенное, совсем особенное средство общения с людьми.
- Музыка есть стенография чувств.
- Музыка- это единственное из мирского, что действует на меня.
- Я думаю, что музыка- это наиболее практическое доказательство духовности нашего общества.
11. «Музыка- это наиболее практичекое доказательство духовности нашего существа». И самым тесным образом она связана с внутренним миром героев, их нравственной красотой.
-С какими героями ассоциируются предметы на столе учителя? (или прослушать отрывки из музыкальных произведений. Какой из них ассоциируется с образами героев романа?)
- невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,
- засохшая веточка,
- хрустальная ваза,
- незажжённая свеча.
12. Рефлексия.
- Какие вопросы я бы задал(а) любимому герою романа?
- Какие пожелания я бы высказал(а) автору романа?
- Что мне больше всего понравилось на уроке?
13. Подведение итогов.
Список литературы:
Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» .
Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. Ч.2/ И. Н. Сухих.- М. : Издательский центр «Академия», 2008.-272 с.
Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. 3- издание, исправленное и дополненное.
Рашидова З. М. Анализ эпизода. Тема искусства в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 10 класс.- журнал Литература в школе», N11, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"
Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений. Воспитывать и развивать нра...
«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого»
Урок «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого» проведен в нетрадиционной форме. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Данный у...
Встреча с романтическим героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"
Урок литературы в 8-м классе.Форма проведения: дискуссия - соревнование ...
Урок-путешествие по страницам романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок литературы для 9 класса....
Музыка на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
Урок по теме "Музыка на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир" с презентацией ( размер файла презентации 5,4 МБ превышает допустимый 3 МБ на данном сайте, поэтому не загружается)...
Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Цели урока: формировать исследовательские навыки, развивать умение работать с художественным текстом, делать выводы, обобщать; строить устное и письменное высказывание;развивать познавательный интерес...