Встреча с романтическим героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок литературы в 8-м классе.
Форма проведения: дискуссия - соревнование
Цели: помочь ученикам понять, почему роман "Дон Кихот" – книга на все времена; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать способность сопереживать, воображать; развивать умение работать в группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить слабого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturedokument_mi.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8-м классе по теме " Встреча с романтическим героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра " Дон Кихот".
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма проведения: дискуссия - соревнование
Цели: помочь ученикам понять, почему роман "Дон Кихот" – книга на все времена; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать способность сопереживать, воображать; развивать умение работать в группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить слабого.
Оборудование: портрет Сервантеса, издания "Дон Кихота", грамзапись "Арагонской хоты" Глинки, рисунки учеников, "сердце".
Свобода…есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища
Сервантес.
Правила проведения игры: Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает название, обязательно связанное с темой урока, представляет капитанов. Если одна команда затрудняется в ответе, ей помогает другая команда.
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности.
Работа над эпиграфом.
- Из какого произведения строки, которые стали эпиграфом к нашему уроку?
- А что для вас значит свобода? Закончите ассоциативный ряд.
Свобода – это…….
2. Актуализация знаний.
Мы с вами прочитали достаточно книг, героями которых были рыцари
- Назовите эти книги?
- Что отличает всех героев этих книг?
( Это люди сильные, мужественные, а в душе – романтики.)
Слово учителя. И такой образ стал нам привычным. Сегодня мы продолжим разговор о рыцарях, о романтических героях, обратившись к книге испанского классика Сервантеса "Дон Кихот» и герою-рыцарю, так не похожему на своих предшественников.
В ходе урока нам предстоит ответить на вопросы:
1)Кто же Дон - Кихот – чудак или рыцарь?
2) Надо ли быть Дон-Кихотом?
3) Есть ли сейчас Дон-Кихоты?
3.Освоение нового материала.
Слово учителя. Роман, пройдя через сознание миллионов читателей, оказал огромное влияние на культуру, на жизнь людей. Одних он увлекал благородством героя, других остерегал от карикатурных его подвигов. Но каждое время обнаруживало в романе свое содержание.
А начнем мы наш разговор с выяснения того, что говорили, говорят и пишут об этой книге?
1) Оценка произведения разными писателями и критиками.
(Слово командам. Каждой команде дается по одному баллу за отзыв о произведении).
- Какая из оценок вам кажется наиболее интересной? Почему?
Слово учителя. Итак, познакомимся с книгой и ее героями поближе. А учитывая то, что сам писатель считал свою книгу незамысловатой и веселой пародией – сатирой на рыцарские романы, то самое время для нашего традиционного конкурса – реклама книги.
2)Реклама книги.
Команды по очереди рекламируют книгу. Максимальный балл за рекламу – 5 баллов
Итак, реклама удалась, а теперь время познакомиться с героями. Кто они? Перечислите.
Дон Кихот, он же Алонсо Кихана – бедный идальго, т. е. дворянин.
Санчо Панса – оруженосец, недалекий мужичок из соседней деревни, которого Дон – Кихот прельстил обещанием сделать губернатором одного из завоеванных островов
Конь Росинанте (перевод – бывшая кляча)
Дульсинея Тобосская (крестьянка из соседней деревни – дама сердца)
3)Команды представляют своих героев и рассказывают о них.
("Перестрелка": одна команда начинает, другая – продолжает рассказ о герое. Побеждает та команда, за которой будет последнее слово. 5 баллов за "Перестрелку"
4)Вопросы и задания командам
( Метод" Вопрос-ответ". Ответ без обдумывания, кто первый и правильно)
Вопрос №1
А) Что думает Дон Кихот о Санчо? (Санчо прост, глуповат, но порой рассуждает чрезвычайно остроумно)
Б) Что думает Санчо о Дон Кихоте? ( Дон Кихот – безумец, сумасшедший, который порой произносит такие умные речи, что кажется – ему место на кафедре).
5) Звучит фрагмент "Арагонской хоты" русского композитора Глинки.
Слово учителя. Старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа. Глинка словно воскрешает прошлое, он обращается к давним векам и дает старинному танцу новую жизнь. Точно также Сервантес выбирает своего героя – осколок прежних рыцарских времен.
Вопрос №2. Следуя замыслу писателя, этот роман – пародия, сатира на рыцарство. Поэтому главный герой – фигура комическая. Докажите. Метод "Обсуждение в полголоса "1 минута).
С другой стороны, перед нами рыцарь, философ, моралист, мудрец. Что делает его таковым? Зачем Дон Кихот решил стать рыцарем?
(Чтобы возродить рыцарский век, т. к. , по его мнению, рыцарь является воплощением человеческого идеала)
Вопрос №3. Это хорошо или плохо? Почему же мы тогда смеемся над героем? ( Смешно, как он все делает и что с ним случается.)
Наш смех незлой. Мы ведь смеемся не над тем, о чем мечтает герой, не над его желанием переделать мир и людей в лучшую сторону, а над тем, что с ним случается.
Задание №1. Перечислите яркие, запоминающиеся эпизоды, произошедшие с Дон Кихотом, поступки героя. (Обсуждение 1 минута. Побеждает та команда, за которой останется последнее слово).
Как видим, наш герой никак не соответствует уже сложившемуся знакомому образу рыцаря. Ни внешностью, ни поступками.
Вопрос №4. А каким вы хотели бы видеть Дон Кихота и Санчо Панса?
(Ученики представляют свои варианты портретов Дон Кихота и Санчо Пансы, комментируют, оценивают их.)
Слово учителя. Ваш Дон Кихот далек от Сервантесского. У автора Дон Кихот тощая и длинная фигура, он рыцарь печального образа. – Почему? (Потому что он последний рыцарь, представитель отжившей эпохи.)
Дон Кихот потерпел поражение от рыцаря Белой Луны, после чего потерял смысл жизни и впал в глубокую печаль. Вскоре он умер. Ему больше нечего делать на Земле.
Сервантес, показав смерть Дон Кихота, пресекает все попытки возрождения рыцарской эпохи, а изображая реальную ( Это достигается с помощью вставных новелл, эпизодов, что является своеобразием композиции.) жизнь Испании, убеждает читателей в том, что при этой жизни, при новых складывающихся человеческих отношениях рыцарство просто невозможно.
Вопрос №5. Как вы думаете, Дон Кихот – чудак или рыцарь? Или и то, и другое? Почему?
Вы настаиваете на его рыцарстве. А из каких соображений? Почему вы склонны считать героя рыцарем?
( Потому, что он жил по заповедям рыцарей, а заповеди эти следовало безоговорочно выполнять.)
Задание №2. Вспомните заповеди, по которым жил Дон Кихот или сформулируйте сами и напишите на полосках бумаги. Их не так уж и много.
( Все ответы зачитываем, а нужные отложим, а потом прикрепляем к "сердцу" на доске. Время на выполнение задания 3 минуты)
ЗАПОВЕДИ:
1. Мужество 2.Благородство
3.Честь 4.Щедрость
5.Общительность 6.Утонченность
7.Защищать слабых 8. Служить обиженным
Вывод: это те самые заповеди, которые завещаны веками, будущему, т. е.
нам с вами.
4.Обобщение.
Вопросы ученикам
1. Надо ли быть Дон – Кихотом?
2.Есть ли такие люди сейчас?
(Надо, но только быть реалистом, не сражаться с ветряными мельницами.) Вот таков наш романтический герой!
5. Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Модно ли быть Дон Кихотом в 21 веке?"
5. Рефлексия.
1.Какие чувства вы испытывали по ходу сегодняшнего урока?
2. Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?
6. Завершение работы: итоги, обобщение, подведение результатов
Литература к уроку:
1.Сервантес "Дон Кихот"
2. Тургенев И. С., Гамлет и Дон-Кихот (Речь, произнесённая 10 января 1860 на публичном чтении в пользу О-ва для вспомоществ. нужд. литераторам и учёным), «Современник», 1860, I (перепеч. в «Собр. сочин.», т. X, СПб., 1911);
3. Львов А., Гамлет и Дон-Кихот и мнение о них И. С. Тургенева, СПб., 1863;
4.Карелин В., Донкихотизм и демонизм, Критич. исследование, СПб., 1866;
В. Карелина, изд. 4-е, СПб., 1893;
5.Евлахов А., К трёхсотлетию «Дон-Кихота», «Мир божий», 1905, V (ср. заметку Л. Шепелевича по поводу этой ст. в «Образовании», 1905, VII);
6.Белинский В. Г., Тарантас. Сочин. гр. В. А. Соллогуба, «Собр. сочин.», под ред. Иванова-Разумника, т. II, СПб., 1913, стр. 966 (блестящая характеристика Дон-Кихота и донкихотизма);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мигель де Сервантес Сааведра - всемирно известный испанский писатель.
Эта презентация и видео помогут на уроке легко и интересно познакомиться с всемирно известным испанским писателем Мигелем де Сервантесом Сааведра и его произведениями....
МИГЕЛЬ де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА (БИОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПИСАТЕЛЯ)
КВАНТОВАННЫЙ ТЕКСТ И ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ (БИОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПИСАТЕЛЯ)...
"Роман Мигеля Сервантеса Сааведра "Дон Кихот" - книга на все времена
Для знакомства с произведениями зарубежной литературы отводится 1-2 урока в конце учебного года. Поэтому такая технология, как урок мастерская, – особая педагогическая технология, способная за н...
Мигель де Сервантес Сааведра. Бессмертие Дон Кихота
Статья предназначена для изучения фрагментов романа Сервантеса "Дон Кихот" в курсе 8 классе. Текст статьи представляет материалы из биографии Сервантеса, сведения из истории создания романа, раскрывае...
Герои романа Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". Презентация к уроку литературы в 6 классе
Презентация для урока литературы в шестом классе (по УМК В.Я.Коровиной). Великий роман Серватеса предлагается шестиклассникам для обзорного изучения. На уроке, посвященном изучению фргментов рома...
У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих и вечных тем. Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. М Сервантес. Роман «Дон Кихот»: проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота.
Маршрутный лист дистанционного урока...
М Сервантес. Роман «Дон Кихот»: проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.
Маршрутный лист дистанционного урока...