Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и вновь листаем мы страницы романа «Война и мир», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти, которые вызвали к жизни немало поэтических строк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_dome_rostovyh_bal.docx | 22.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция
«По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
10 класс (профильный)
Вступление:
Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.
Вновь и вновь листаем мы страницы романа «Война и мир», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти, которые вызвали к жизни немало поэтических строк. Среди них такие:
Ходит тёмной аллеей Болконский,
Задумчивый, бледный,
У Наташи Ростовой распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит колокольчик
На деревне бедных,
Словно граф- правдолюб
Из усадьбы уехал давно.
Мы продолжаем сегодня говорить о персонажах романа, чьи судьбы «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей: и прошлых, и будущих, и ныне живущих».
Итак, мы начинаем. Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады пригласить вас совершить путешествие в 19 век, вместе с нами окунуться в мир героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
I часть.
Оформление: столик, свечи, музыка, Анна Павловна встречает гостей, на столе сервиз, дамы пьют чай.
Сцена № 1 «В доме А.П.Шерер»
А.П.Шерер:
Моя гостиная понемногу наполняется. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрасту и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все живут.(обращается к дамам) Милые дамы, обратите внимание, вот приехала дочь князя Василия, красавица Элен.
1 дама:
Приехала и молодая маленькая княгиня Болконская, прошлой зимой она вышла замуж и теперь редко выезжает в свет по причине своей беременности. Не правда ли, весело смотреть на эту хорошенькую будущую мать.
2 дама:
Ах, ах, посмотрите на этого молодого человека со стриженой головой. А эти нелепые очки! Однако одет –то он по моде.: светлые панталоны, коричневый фрак, высокое жабо. Представьте себе, это незаконнорожденный сын графа Безухова. И не подумаешь, что он впервые в обществе.
3 дама:
А вот появился и князь Болконский, весьма красивый молодой человек. У меня такое ощущение, что мы все не только знакомы ему, но уже и надоели так, что и смотреть на нас и слушать наши беседы ему очень скучно. Смотрите, смотрите, он скорчил гримасу. Она портит его красивое лицо.
(в исполнении учащихся звучит романс «Гори, гори, моя звезда»,
Танцуем мазурку)
Сцена № 2 «Диалог А.Болконского и П. Безухова»
А.Болконский:
Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ясно её, а то ты ошибёшься, жестоко и непоправимо.
П. Безухов:
Мне смешно, что вы себя считаете неспособным, свою жизнь- испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. Я считаю, что вы в высшей степени соединяете в себе те качества, которых нет у меня. Я всегда удивляюсь вашей способности спокойного обращения со всякого рода людьми, вы всегда так энергичны.
А.Болконский:
Ты спросишь: «Почему? Я отвечу. Хочу идти к своей цели, хочу быть свободным и достичь её. Но я связал себя с женщиной, потерял свободу. Гостиные, сплетни, балы- вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. И это глупое общество… Я отправляюсь на войну, на величайшую войну…»
П. Безухов:
Да, у каждого своя дорога. Но я хочу счастья. Недавно говорил с Элен, довольна ли она вечером. А она, кА и всегда с простотой отвечала, что нынешние именины были для неё одними из самых приятных. Я, кажется, поцеловал её. Теперь уже поздно, да, я люблю её.
(в исполнении учащихся звучит романс «Я встретил вас…»)
Ведущий:
Слова А.Болконского об уходе на войну не были бравадой. И мы переносимся в дом Болконских в имение Лысые горы, где происходит прощание Андрея с отцом и сестрой.
Сцена № 3 «А.Болконский, Марья Болконская, отец»
Отец:
А, воин! Бонапарта завоевать хочешь, примись хоть ты за него хорошенько! Здорово, сынок!
А.Болконский:
Дайте опомниться, батюшка!
М.Болконская:
Мне сказали, что ты велел закладывать. Бог знает, на сколько времени расстаёмся. Ты очень переменился, Андрюша. У меня к тебе есть большая просьба.
А.Болконский:
Что, мой друг?
М.Болконская:
Это не будет стоить тебе никакого труда. (Достаёт образок из сумочки)Его ещё наш дедушка носил во всех войнах. Я тебя благословляю образом, и ты обещай мне, что никогда не будешь снимать. Обещаешь?
А.Болконский:
Очень рад, право, очень рад, мой друг.
М.Болконская:
Он спасёт и помилует тебя, в нём одном истина и успокоение. Пожалуйста, Андрэ, для меня. (одевает ему на шею образок)
Сцена № 4 «Отец и сын Болконские»
Отец:
Едешь? Спасибо за то, что за бабью юбку не держишься! О жене не заботься: что возможно, то будет сделано.
А.Болконский:
Всё исполню, батюшка! Пришёл проститься.
Отец:
Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнают, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно.
А.Болконский:
Этого вы могли бы мне не говорить, батюшка. Прощайте!
(в исполнении учащихся звучит романс «Мой костёр в тумане светит»)
Часть II.
Ведущий:
Дамы и господа, уважаемые гости, я приглашаю вас в имение Ростовых, где на балу мы вновь встретимся с уже знакомыми нам героями. А сейчас, господа, неповторимая мелодия вальса.
(танцуем вальс)
Мы рады видеть вас в доме Ростовых. Просим извинить за задержку вечера. Государь несколько задерживается, а без него, как вы знаете, бал не начинается. Напоминаю, что приветствуют государя мужчины кивком головы, а дамы- реверансом.
Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась. И между расступившихся рядов вошёл государь с семьёй.
(Вальс царской семьи)
Ведущий:
Глухая полночь. Строем длинным осеребрённые луной стоят кареты на Тверской пред домом пышным и старинным.
Сцена № 5 «Беседует группа дам»
1 дама:
Обратите внимание, графиня, это голландский посланник, видите седой. А вот она, царица Петербурга, графиня Безухова. Говорят, принц без ума от неё. Как хороша! Хороша, умна. Смотрите, как за нею увиваются и старые, и молодые.
2 дама:
А это миллионерка- невеста. Вот и жених. Это брат Безуховой- Анатоль Курагин. Как хорош, говорят, женят его на этой богатой.
А это сам французский посол. Всё-таки милы, очень милы эти французы. Нет милее для общества.
3 дама:
А ваш-то кузен, Друбецкой Борис, тоже очень увивается. Говорят, миллионы.
Посмотрите, толстый, в очках, фармазон всемирный, Безухов. С женой-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый.
4 дама:
Вот ещё знакомый, Болконский. По нём теперь все с ума сходят. Терпеть не могу, а гордость такая,
Что границ нет. По папеньке пошёл! Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся.
Ведущий:
Сегодня дамы молодые
Не чувствуют себя самих.
Драгими камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны летают;
Одежды лёгкие, как дым,
Их лёгкий стан обозначают.
(в исполнении учащихся звучит романс «Утро туманное»)
Ведущий:
Мазурка, господа! Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
(танцуем Мазурку)
Ведущий:
Вы заметили, вот стоит робкая Наташа Ростова.
Сцена № 6 «Встреча Наташи и Андрея»
Наташа:
Неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А, это не она, так и нечего смотреть!» Нет, этого не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, как им весело будет танцевать со мною.
Пьер:
Вы всегда танцуете! Тут есть моя протеже, Ростова молодая, пригласите её.
А.Болконский:
Где? Да, на балу надо танцевать. (Идёт к Наташе и её матери)
Мать:
Позвольте вас познакомить с моей дочерью!
А.Болконский:
Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня. Я прошу у вас тур вальса.
(танцуем вальс)
Наташа:
Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала, но вы же видите, как меня выбирают. И я этому рада, и я счастлива, я всех люблю, и мы с вами всё это понимаем. (Уходит)
А.Болконский:
Ежели после танца она подойдёт к кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой. Но верно сейчас только то, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость.
Ведущий:
По просьбе князя Андрея Наташа стала петь. Пели и другие гости.
(в исполнении учащихся звучит романс «Белой акации гроздья душистые»)
Сцена № 7 «Наташа и Николай Ростов»
Наташа:
Кто это играет, дядюшка? Это прелесть, что такое! Прелесть, прелесть, дядюшка.
(Идёт « русская пляска» Наташи)
Николай Ростов:
Где, как вобрала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приёмы? Но дух и приёмы эти были те самые, неподрожаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил меня и всех присутствующих, страх, что она не то делает, прошёл, и мы уже любовались ею.
Да, она очень мила! Что-то в ней есть свежее, особенное, не петербуржское, отличающее её.
(в исполнении учащихся звучит романс «Нет, не любил он»)
Ведущий:
Вы помните, господа, слова князя Андрея о том, что на балу нужно танцевать, иначе на следующий не пригласят. Итак, бал продолжается. А бал-это встречи и знакомства. Здесь, если хорошо присмотритесь, вы увидите не только Наташу Ростову, здесь и Кити, сестра Вронского, и анна Каренина, и Катюша Маслова. Здесь и Алексей Вронский и Анатоль Курагин, Николай Ростов и Долохов. И все они кружатся в танце.
(танцуем мазурку)
Заключение.
Сцена № 8 «Наташа и Андрей»
Наташа:
Ярким огоньком вспыхнуло наше чувство, но затерялось в большом пламени войны. Его чистота и прелесть вдохновили многих художников и поэтов. Поэтому мы- вечны!
Андрей:
Пусть пройдут ещё многие годы, мы останемся с вами. В сердцах ваших найдут место имена Наташи и Андрея. Ведь мы не существовали, а жили. Поэтому мы- вечны. Мы счастливы, что своим примером до сих пор вдохновляем вас бороться за счастье и любовь.
(танцуем вальс)
Ведущий:
Вот и всё. Окончен бал, гаснут свечи. Мы прощаемся с героями Л.Н.Толстого, которые помогли показать на этом балу вашу молодость, красоту, неповторимость. Будьте же всегда прекрасны, веселы и счастливы. И чтобы именно о вас кто-нибудь написал:
Её глаза ,как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза, как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Когда потёмки наступают,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого»
Урок «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого» проведен в нетрадиционной форме. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Данный у...
Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»
Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....
Музыка на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
Урок по теме "Музыка на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир" с презентацией ( размер файла презентации 5,4 МБ превышает допустимый 3 МБ на данном сайте, поэтому не загружается)...
Музыка на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
Урок по теме «Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир» для 10 класса...
"Мысль семейная" на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе разработан с целью содействия становлению и развитию ценностных представлений о семье , предполагает групповую работу С применением интерактивных методов и твор...
Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Цели урока: формировать исследовательские навыки, развивать умение работать с художественным текстом, делать выводы, обобщать; строить устное и письменное высказывание;развивать познавательный интерес...
Пунктуационный тренажёр . 9 класс .По страницам романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
Задание предназначено для отработки заданий 2 и 3 формата ОГЭ....